Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
  • Главная

В чью пользу? Куйдина Екатерина

10.12.2022

В чью пользу?

Куйдина Екатерина

рассказ

Борька не сводит глаз с мяча. Сегодня у них решающий матч с командой из предместья Жилкино. Те не спеша, перебрасывая мяч, готовят решающую атаку. Игра «пять на пять», а напряжение, как от взрослого матча «Спартак» - «Динамо».

Соперники из академгородка знают, что у Борькиной команды «Строитель» может не хватить терпения, и они скопом давят соперников. Счёт 0:2, и кажется всем ясно, какой сегодня будет итог матча.

Выпустив Борьку на замену, тренер подсказал ему не бросаться сразу в отбор, а постараться во время паса перехватить мяч и он вяло передвигаясь по полю ждёт. Едва соперники подобрались к штрафной, Борька неожиданно для соперников «включается» и резко выставив ногу, перехватывает мяч. Щупленький и ниже всех ростом, он понесся вперед, ловко обходит одного, второго.

- Давай, тащи, тащи!» - кричит тренер и Борька, не оглядываясь и забыв о партнерах – несётся вперёд к воротам соперников. Перед ним лишь мяч и белая рамка ворот. Увидев перед собой выскочившего вратаря, он бьёт, но мяч не зашел в ворота, а предательски отскочил от штанги! Раздосадованные болельщики хватаются за головы, но Борька успел перехватить отскочивший мяч и, услышав, что кто-то слева крикнул: - Отдай мне! И он, вывернув стопу, почти не глядя сделал ему передачу. Товарищ по команде Славка Леонидов принимает мяч и моментально пробивает. Опять не пруха, мяч, скользнув по перекладине уходит выше ворот.

Судья объявляет перерыв.

Борька чуть не плача спешит к Славке – обнять, закрыть от других. Рядом ворчит и ругается друг Генка Косых, самый шумный из них шестерых. Сейчас поддержка нужна не ему, а холодному, будто старше их всех в команде вместе взятых, лидеру Славке Леонидову. Тот, кусая губы, отмахнувшись, отстраняется от Борьки. Он ищет глазами своего отца и идёт к нему, опустив голову. Остальных собирает тренер. Борьке через плечо перебрасывает руку Генке.

Ребята рассаживаются на поле вокруг тренера.

- Вы не слабее их, - говорит наставник, усаживаясь перед ними на колени. – И, конечно же - не хуже. Но вы продолжаете играть на одного Славку Леонидова, и соперник этим пользуется. Соберитесь, шанс отыграться всегда есть.

- Да мы ничо, но не идет мяч в ворота! - шмыгнув носом, говорит Виталик Мамушкин. Тихий мальчик, сдержанный, неплохой игрок, но быстро устающий и расстраивающийся.

- Давайте я на ворота встану, - попросился Генка.

- Гена, помолчи! - обрывает его тренер. – Как я вас расставил, так и будете играть до конца. Боря у тебя был хороший момент. Это ничего что смазал. И большие игроки мажут. Сейчас начнем второй тайм, соберись, и моменты у тебя появятся. А ты, Леонидов, - тренер смотрит на стоящего рядом Славку, - молодец, боролся до конца, но не забывай о партнерах, да, подсказывай тем, кто рядом. Не сваливайтесь в кучу, больше играйте в пас. Помните, что мяч летит всегда быстрее, чем самый быстрый из вас.

Ещё один игрок в команде — это девочка Ася.

Все знают, что она умеет быть напористой и бойкой, но в силу неопытности нередко теряется в стычках с мальчишками. Она сидит чуть в сторонке, внимая каждому слову тренера.

- Забудьте, что было утром, - продолжает тренер. - Славка, не раскисай, не пуляй мяч в небо, играй низом. Время ещё есть - отыграемся!

Вся шестерка кивает. В командной, подбадривающей кричалке встают в круг, хлопают друг друга по плечам.

***

На второй тайм тренер ставит Борьку на место центрального нападающего. Это особое доверие, и он ждет своей минуты. Сразу же после судейского свистка, он бросается в самую гущу игры. И вот, нападающий соперников летит прямо на него. Но он не скоростной игрок, Борька отбирает у него мяч и по бровке, балансируя и делая ложные замахи, вынуждая противников расступаться, врывается в штрафную и с угла отдает мяч Леонидову. Леонидов бьёт с ходу – и забивает.

Правая сторона ликует, левая - раздосадована. Но за «красно-зелеными» преимущество в один мяч. Леонидов возвращается на свою половину, улыбнувшись на секунду Борьке, показывая, что благодаря вовремя отданному его пасу, он забил гол. Борька радуясь продолжает стоять задрав лицо к небу, точно он сам только что забил гол. После забитого мяча всё на поле поменялось, теперь «Строитель» уже начал диктовать свою волю сопернику. В очередной атаке соперников Борьке вновь удается перехватить мяч, но соперники, обозвав его «электричкой» не дают ему разбежаться. Он слышит: «Борь, пас, пас! и, сбавив скорость, он успевает передать мяч Генке Косых.

Генка привык действовать прямолинейно и редко просчитывает наперёд. Где-то в голове у него вертятся наставления тренера и мамины просьбы «не увлекаться». Мамы нет в первых рядах болельщиков, что готовы броситься вместо сыновей в гущу «битвы». Ей и так понятно, как её сын себя поведёт на поле. Он предсказуем и это знают все, в том числе и соперники. Иногда она завидует концентрации Леонидова, она считает, что её ребёнок ничем не хуже и со временем может тоже стать лидером команды. Генка увлечённо летит, как пущенное ядро, натыкается на соперников, падает и начинает бить кулаком по земле и ругаться. Он даже не смотрит, что рядом стоит судья.

Жёсткий и строгий судья поднимает жёлтую карточку. Генкины крики «за что», новый поток бранных слов – и уже карточка красная. Тренер спешит убрать горе- игрока подальше.

- Сколько раз просил тебя включать голову, - уже не сдерживаясь, кричит ему наставник.

Генка вырывается и уходит к трибунам, зло пиная сиденья. Вместо него теперь придется отдуваться вратарю команды Мамушкину. После недолгой паузы матч продолжается. Леонидов строго озирает партнеров и начинает покрикивать: налаженная игра опять начинает разваливаться.

Генкина мама приводит Генку к тренеру; ей неловко, что сын такой несдержанный и подвел команду. Надувшись, он молча сопит, наблюдая за игрой. Противники давят «Строитель» по всему полю. Мамушкин то и дело отбивает летящие мячи, а «сине-черные» никак не могут перевести игру на другую половину поля.

- Чего встали! – не выдерживает, кричит Генка, вскакивая. – Борька, ну давай же, ну!

- Почему вы не подскажете? – вдруг подала голос Генкина мама и, тыкая пальцем, где тренер «красно-зеленых» активно и даже агрессивно управляет своими игроками. - Вот как надо настраивать команду!

- Потому что с моими криками и подсказками, они, - он ткнул пальцем куда то в поле, - они может быть и выиграют, но никогда не научатся думать сами, - отвечает наставник.

Генка насупившись слушает перебранку взрослых, даже забыв следить и комментировать происходящее на поле.

- Да это не игра, а какая-то свалка пошла. Кто кого. Так и ноги себе переломают.

- Вот поэтому, Гена, надо научиться держать себя на поле. Да и в жизни пригодится.

- Так же нельзя играть! Они же костоломы! - огрызнулся Генка. – Они, да вон рыжий парень, он толкался, и…

- Ты толкаешься не хуже. Не надо кричать, кто и что сделал. Лучше уйди, попроси замену.

Генка замолчал.

- И не обижаться. Садись.

Они с тренером уселись на траве, наблюдая за попытками их команды отбиться.

- Вы все ещё учитесь, вот и ошибаетесь. Пытаетесь все моменты решить в одиночку. Футбол - командная игра. Здесь побеждает тот, кто думает быстрее, кто играет сам и дает играть партнерам.

- Ага, особенно Славка Леонидов.

- И Леонидов. Но не всем хватает уверенности и поддержки. Вместо того чтобы критиковать и обвинять друг друга, лучше поддержи ту же Асю, когда у нее мяч, она полетит и забьет. Ты видел, какие мощные «пушки» она иногда заряжает?

- На тренировках - да. А так размазня!

- Ты не прав. Она может зарядить!

И уже через пару минут, Ася перехватывает мяч. Ещё и сама не до конца осознав, что ей наконец-то достался мяч, а соперники не успевают наброситься на нее, она начинает оглядываться, и, увидев, что некому сделать пас, неуверенно, набирая скорость, она начала продвигаться к воротам. Про себя Ася решила, что будет бить, как привыкла делать это на тренировках. «Но, вдруг промажу!» мелькает у неё в голове. И вновь начала искать глазами партнеров. Вокруг никого! Все смотрели на неё, на мяч, ну что может сделать девчонка с этим упругим шариком.

- Аська, чего заснула! Бей, Аська, бей! - кричит Генка.

Она услышала крик Генки, и ударила с носка, как говорили раньше пыром. И, о чудо! Мяч, описав в воздухе дугу, залетел в верхний угол ворот соперников из академки. Ася удивленно остановилась - единственный удар по воротам, и надо же - гол! Борька и вся команда бегут к ней и, повалив на траву, поздравляют её. Генка как в тумане наблюдает за Асиным успехом, не зная радоваться ему или огорчаться. Ему не видать таких красивых голов.

– Какой счет? – спросил Генка у тренера.

- 2:2.

- В чью пользу?

- Ничья, - посмеялся тренер, похлопывая его по спине. – У нас сегодня первая и такая долгожданная ничья...

Генка не знал, как реагировать на ничейный результат, тревожно высматривая куда-то подевавшуюся мать. Неожиданно сзади его обняли. Это была мать.

- Молодцы ребята! Считай, что победили. Самих себя, а это самое важное.


Возврат к списку