Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
  • Главная

В.Леонидов. Вспомнить В.Г. Распутина

20.03.2017

зал Леонидов IMG_1406.JPGСегодня, когда только что страна, или, наверное, ее лучшая и не очень многочисленная часть, вспоминала Валентина Григорьевича Распутина, я хотел бы написать о своих незабываемых встречах с ним.Невероятная мощь его строк, честность и верность правде, которые буквально читались в его облике, уверен, останутся с нами. Он возродил, казалось бы, ушедшую навсегда, как его Матера, русскую деревню, разбитую и уничтоженную в двадцатом столетии. Со страниц его книг мы, наверное, сами того не понимая, захлебывались ветром прошедших времен. Его герои поражали своим умением сохранять достоинство и благородство, причем героев он выбирал порой полуграмотных, но всегда напоминавших, что такое честь и достоинство. И что еще осталась прежняя Россия, казалось бы, убитая уже окончательно. После чтения рассказов и повестей Распутина мир становился иным, многие с изумлением осознавали, что он прошли мимо чего-то очень важного и главного для страны, в которой они живут.Он жил напротив меня и, однажды, встретив его на улице, я с молодым пылом подошел к нему и взахлеб стал рассказывать о библиотеке русского зарубежья, о том, что был казачий поэт Туроверов, читал стихи. Вместо того, чтобы осадить не слишком тактичного собеседникаа, он довольно долго мне говорил о своих поездках в США, где встречался с эмигрантами, вспомнил стихи Георгия Иванова и пожелал успехов.

Через некоторое время я занес на вахту в его подъезд подготовленную мной книгу стихов Туроверова. Через несколько дней, придя домой, я услышал от мамы: "Тебе звонил Распутин". Когда я пояснил, какой Распутин, она мне не поверила.
Он довольно долго и, как мне вначале показалось, сбивчиво говорил об огромном значении возвращении в Россию такого поэта, как Туроверов. Лишь потом до меня дошло, что не было никакой сбивчивости, что просто он на самом деле вкладывал душу в каждое слово.
С тех, иногда встречаясь на улице , мы разговаривали довольно долго. Причем, поверьте, это было не из-за моей назойливости. Помню, на ветру, на холоде, Валентин Григорьевич говорил о значении сохранения русской речи эмигрантами. Убежденно, взволнованно, как будто я с ним спорил.

В 2000 году мой друг Сережа Зайцев снял фильм о Русском Экспедиционном корпусе "Погибли за Францию". Мы умудрились получить прекрасный отзыв о фильме Александра Исаевича Солженицына, и я позвонил Валентину Григорьевичу.
Сначала он не очень хотел смотреть кино, но, услышав про похвалу Солженицына, сдался.
Через некоторое время позвонил, сказал, что фильм произвел на него огромное впечатление и попросил меня принести какие-нибудь дополнительные материалы по истории наших солдат и офицеров, воевавших во Франции в годы Первой мировой войны. У меня ничего не было, кроме моей собственной статьи в газете "Культура". И, представляете, он попросил как можно быстрее ему ее передать. "Мне нужны дополнительные материалы, я буду писать рецензию".

Когда я принес в "Литературную газету" отзывы Распутина и Солженицына о фильме молодого, тогда никому неизвестного режиссера, меня совершенно серьезно обвинили в фальсификации. Распутин, услышав об этом, устроил им разнос по телефону, и в день премьеры в ЦДРИ рецензии великих писателей увидели свет. К слову, он пришел на премьеру и выступил перед переполненным залом.
Он часто бывал в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына. Как известно, Александр Исаевич выбрал Распутина как одного из самых первых лауреатов своей Премии.
Валентин Григорьевич спрашивал при встрече, как дела. Может, я выдаю желаемое за действительное, но, по-моему, он с интересом общался со мной.
Через несколько лет в Доме кино Елена Николаевна Чавчавадзе представляла свой созданный ею вместе с Никитой Сергеевичем Михалковым телесериал "Русские без России", где звучали мои песни. Вечер открыл незабвенный Савелий Васильевич Ямщиков.Валентин Григорьевич также выступил. Перед началом показа я спел несколько песен, в их числе "Сербию".

Он не остался на банкет, он вообще, мне кажется, не любил суеты и шумных приемов, но уходя, сказал:"Хорошие у Вас песни. Особенно мне понравилась "Сербия".
Я думаю, Вы понимаете, что эти слова для меня дороже самых больших наград.
Он очень изменился после трагедии, которая произошла с дочерью. Встречая его, было понятно, что ему не до разговоров. 

И все-таки однажды еще раз позвонил и поздравил с выходом книги поэта Ивана Савина, трагического певца трагедии Белого дела. По -моему, на следующий день я встретил его на Арбате с женой Светланой, вскоре ушедшей из жизни. Они шли из гастронома, и я после долгих уговоров все таки донес им сумки до дому. Это было последний раз, когда мы говорили о стихах.

Не знаю, что еще сказать. Из него просто шла какая-то боль за все, что происходило вокруг.
Светлая память Вам, Валентин Григорьевич.!

Виктор Леонидов, заведующий Архивом-библиотекой Российского фонда культуры.
Выпускник Московского государственного историко-архивного института, кандидат исторических наук, историк  Дома русского зарубежья им. А. Солженицына, поэт и музыкант

Фото В. Уточкина 


Возврат к списку