Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду

Волынов Борис Валентинович

487611.jpg

Волынов Борис Валентинович - лётчик-космонавт СССР, полковник в отставке, дважды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов Ленина, орденов "Красной Звезды", "За службу Родине в Вооружённых силах СССР" III степени, «За заслуги перед отечеством» IV степени,  награжден орденами и медалями многих зарубежных стран.

Б.В. Волынов участник 1-го набора в отряд космонавтов Советского Союза. В списке космонавтов его отечественный порядковый номер - 14, в мировой классификации – номер 35.

 1_otryad-2.jpg

1961. Сочи, май. Первый отряд советских космонавтов.
Сидят в первом ряду слева направо: Павел Попович, Виктор Горбатко, Евгений Хрунов, Юрий Гагарин, С.П.Королёв, его жена Нина Королёва с дочкой Поповича Наташей, Евгений Карпов (начальник ЦПК), Николай Никитин (тренер по парашютной подготовке), Евгений Фёдоров (врач).
Стоят во втором ряду слева направо: Алексей Леонов, Андриян Николаев, Марс Рафиков, Дмитрий Заикин, Борис Волынов, Герман Титов, Григорий Нелюбов, Валерий Быковский, Георгий Шонин.
В заднем ряду слева направо: Валентин Филатьев, Иван Аникеев и Павел Беляев.

Фотография из музея космонавтики им. Ю.А. Гагарина

Он участник двух космических стартов. Первый полет совершен в период с 15 по 18 января 1969 года в качестве командира космического корабля «Союз-5».

Второй полет - с 6 июля по 24 августа 1976 года в качестве командира корабля «Союз-21» и 1-й основной экспедиции на ОПС «Алмаз» («Салют-5»). Общая продолжительность полетов - 52 суток 07 часов 17 минут 47 секунд.                         

Борис Валентинович почётный гражданин городов: Иркутска, Прокопьевска, Калуги, Магадана, Софии (Болгария), Херсона (Украина), Кустаная (Казахстан), Калыша (Польша).

Сейчас наш земляк - доверенное лицо президента РФ В.В. Путина

putin_i_volynov.png

http://archive.government.ru/special/docs/18676/photolents.html

О своей малой родине и о себе

«Я родился в Иркутске в студеном декабре 1934 года, но вскоре наша семья выехала в Прокопьевск Кемеровской области. В этот шахтерский город была направлена по распределению моя мама после окончания Иркутского медицинского института. Поэтому родной город помню мало, в основном – из рассказов моей мамы – коренной иркутянки. Но каждый раз, бывая в удивительном городе на Ангаре, чувствую его притягательную силу и тысячелетнюю мощь Байкала. Наверное, именно поэтому «Байкал-1» и «Байкал» стали  моими позывными в космических полетах».

Биография

Борис Валентинович Волынов родился 18 декабря 1934 года в Иркутске. Отец -   Волынов Валентин Спиридонович, мать – Волынова Евгения Израилевна, врач-педиатр, заслуженный врач РСФСР. Во время Великой Отечественной войны работала хирургом. Отчим - Корих Иван Дмитриевич.

Детство и юность будущего космонавта прошли в Прокопьевске. Некоторое время он жил у сестры матери – тоже врача – в Кишиневе.  

В 1952 году он окончил среднюю школу №1 Прокопьевска. А поскольку мечтал стать военным летчиком, в этом же году поступил и в 1953 году окончил 24-ю военную авиационную школу первоначального обучения летчиков ВВС Приволжского военного округа в городе Павлодаре (Казахстан).

Затем учеба в Сталинградском военном авиационном училище лётчиков (КВВАУЛ) им. Краснознамённого Сталинградского пролетариата, которое Борис Волынов успешно окончил в 1956 году, получив первое офицерское звание -  лейтенант. Это было знаменитое Качинское училище, созданное ещё в 1910 году и давшее путевку в небо тысячам летчиков нашей страны.

После окончания училища служил в авиационных частях Московского округа ПВО (лётчик, старший лётчик), летал на самолете МИГ-17. Именно на этом советском самолете впервые была превышена скорость звука.

mig-17.jpg

МИГ-17 в полёте.  http://svvaulsh.ru

В День Победы, 9 мая 1957 года, Борис Валентинович женился на прокопчанке Татьяне Фёдоровне Савиновой.

В марте 1960 года в составе шести летчиков первого набора зачислен в отряд космонавтов (Группа ВВС №1).

Прошёл полный курс подготовки к полётам на кораблях типа "Восток". С ноября 1961 по август 1962 года проходил подготовку в группе космонавтов по программе группового полёта корабля «Восток-3» и «Восток-4».

volynov_lyuks_5.jpg

Б.В. Волынов  во время тренировок
В июне 1963 года Б.В. Волынов был дублёром Валерия Быковского во время полёта корабля «Восток-5».

В 1964 г. вместе с Борисом Егоровым проходил тренировку для полёта на космическом корабле «Восход».

В 1965 г. прошел подготовку в качестве командира экипажа космического корабля «Восход-3», однако в мае 1966 г. полёт был отменён.

С сентября 1966 по 1967 год проходил теоретическую подготовку по программе облёта Луны на космическом корабле «Л-1» в составе группы космонавтов.

volynov_lyuks_3.jpg

Б.В. Волынов и Ю.А. Гагарин во время лётной практики.

http://www.gctc.ru/main.php?id=19

В это же время (с сентября 1961 по январь 1968 года) проходил подготовку на инженерном факультете Военно-воздушной инженерной академии (ВВИА) им. Н.Е. Жуковского и получил квалификацию «лётчик-инженер-космонавт». Совершил 164 парашютных прыжка.

volynov_lyuks_6.jpg

Береговой Г.Г. и Волынов Б.В. (основной и резервный экипажи космического корабля "Союз-3") за спецподготовкой

Первое отступление от текста

«Дублер! Мне думается, что многие из космонавтов, летавших и особенно не летавших, вздрагивают, услышав это слово. Запасной, помощник, сменщик, ведомый, дублер — категория людей, имеющаяся практически во всех сферах нашей деятельности. Естественно, и в пилотируемом космосе. Но только здесь дублер уже почти как профессия. А как ее можно еще называть, если, например, в послужном списке Бориса Волынова за девять лет до его первого космического полета имеется 17 (!) записей типа «проходил подготовку…», «был 3-м дублером…», «был 2-м дублером…», «готовился в качестве командира основного экипажа…».

 baykonur_soyuz_3.jpg

968. Октябрь. Байконур. Основной, дублирующий и резервные экипажи космического корабля "Союз-3" на встрече со стартовой командой. В первом ряду слева направо: Герой Советского Союза Береговой Г.Т.(основной экипаж), Шаталов В.А. (дублирующий экипаж) и Волынов Б.В. (резервный экипаж), за ними космонавт Егоров Б.Б. Во втором ряду слева направо К.А. Керимов- генерал-лейтенант артиллерии, председатель Государственной комиссии по лётным испытаниям пилотируемых кораблей (19661991),  В.П. Мишин - Главный конструктор ОКБ-1 — ЦКБЭМ (ныне РКК "Энергия" им. С.П. Королёва), С.А. Афанасьев- Министр общего машиностроения СССР,Н.П.Каманин- Герой Советского Союза, генерал-полковник, помощник Главнокомандующего ВВС по космосу, В.П.Бармин - Герой Социалистического труда, один из основоположников российской космонавтики, разработчик стартовых комплексов, в том числе для ракеты "Протон", М.В. Келдыш - к тому времени дважды Герой Социалистического труда,  президент АН СССР, Е.В.Шабаров-Герой Социалистического труда, первый заместитель Главного конструктора ОКБ-1 иВ.П. Глушко -Герой Социалистического труда, Главный конструктор НПО "Энергомаш",основоположник отечественного ракетного двигателестроения. РГАНТД 1-24973 

При этом были случаи, когда полет Волынова отменялся буквально за несколько дней до старта. А ведь каждая из 17 строчек — это часть жизни, трата физических, моральных и духовных сил. Каждый раз Борис говорил себе: «Ну всё! Следующий полёт мой». И так все девять лет! Борис Волынов — дублёр-рекордсмен первого отряда космонавтов.

Из книги Э.И. Буйновского "Повседневная жизнь первых российских ракетчиков и космонавтов", М., Молодая гвардия, 2005 г.

15 января 1969 г. Б. В. Волынов на корабле «Союз-5» (позывной «Байкал-1») совершил свой первый космический полёт. В составе экипажа находились космонавты Алексей Елисеев и Евгений Хрунов.

 soyuz_4_i_soyuz_5.jpg

        Слева направо экипажи "Союза 4" и Союза 5" совершивших первую стыковку двух космических кораблей в космосе; Алексей Елисеев, Евгений Хрунов, Владимир Шаталов и Б.В. Волынов.http://www.gctc.ru/main.php?id=2304

Второе отступление от текста

За день до этого, 14 января 1969 года, с Байконура стартовал корабль «Союз-4».16 января  корабли «Союз-4» и «Союз-5» состыковались. Это была первая в мире стыковка двух пилотируемых кораблей.  Два космонавта, Евгений Хрунов и Алексей Елисеев, вышли в открытый космос и перешли в корабль «Союз-4» - командир - лётчик-космонавт В. А. Шаталов. Корабли «Союз-4» и «Союз-5» находились в состыкованном состоянии 4 часа 35 минут.

31532_0.jpg

 Музей космонавтики им. Ю.А.Гагарина. На фото спускаемый аппарат корабля «Союз-4". 

Фото Бориса Барбараша

18 января 1969 г. Б. В. Волынов вернулся на Землю на корабле «Союз-5». Во время спуска из-за сбоя в системе приборный отсек не отделился от спускаемого аппарата корабля. По этой причине спуск был баллистический, с перегрузками около 10 g, а не скользящий, когда перегрузки примерно втрое ниже. При торможении корабль начал вращаться и был риск закрутки строп парашюта. В результате парашют мог сделать "свечу", что привело бы к падению спускаемого аппарата и неизбежной гибели космонавта при столкновении с землей. К счастью, этого не произошло. Но в момент приземления Волынов получил несколько серьёзных травм. Однако уже на следующий день в 10 часов утра он вместе с тремя остальными космонавтами отчитатался перед Государственной комиссии о выполненном полёте, а 22 января, в Москве, космонавты  докладывали о результатах космического полёта руководителям СССР.

После космической одиссеи на корабле «Союз-5» Б.В. Волынова несколько лет не допускали к полётам. Но вопреки всему он смог вернуться в большой космос.

С 1970 года Борис Валентинович Волынов - командир отряда слушателей-космонавтов.

6 июля 1976 года Борис Волынов вместе с лётчиком-космонавтом СССР Виталием Жолобовым совершил  второй космический полёт на корабле «Союз-21» (позывной «Байкал»). На следующий день после старта состоялась стыковка корабля с орбитальной станцией «Салют-5». Это была первая экспедиция на орбитальную станцию. Полёт продолжался 49 суток, он был досрочно завершен в связи с плохим самочувствием В.М. Жолобова. 24 августа 1976 года космонавты благополучно вернулись на Землю.

В 1976 году Б.В. Волынов назначен заместителем командира отряда космонавтов, старшим инструктором-космонавтом (с 1982 года — инструктор-космонавт-испытатель).

В 1980 году в ВВИА им. Н. Е. Жуковского он защитил диссертацию в области эргономики космических летательных аппаратов и получил степень кандидата технических наук.

С 1983-го по 1990 год — командир отряда космонавтов.

В мае 1990 года уволен в запас по возрасту и отчислен из отряда космонавтов.

Именно Борису Валентиновичу принадлежит уникальный рекорд — 30 лет службы в отряде космонавтов.

Жена: Волынова (Савинова) Тамара Фёдоровна, работала заведующей лабораторией ЦНИИ чёрной металлургии, доктор технических наук, академикНью-Йоркской академии (США).

Сын: Волынов Андрей Борисович, 1958, предприниматель.

Дочь: Волынова Татьяна Борисовна, 1965, проживает в США.

semya_1975_novosti_kosmonavtiki.jpg

1975 год. Семья Волыновых. http://88.210.62.157/content/numbers/242/38.shtml

У Волыновых четверо внуков. В настоящее время супруги проживают в Звёздном городке. Волыновы - соседи по площадке с вдовой Ю. А. Гагарина — Валентиной Ивановной.


Из интервью и публикаций Бориса Валентиновича Волынова в российских СМИ


ПУТЬ В КОСМОНАВТЫ

Молодой военный лётчик-истребитель Борис Волынов начинал службу на самолете "МиГ-15" , осваивал такие необычные в ту пору полёты, как взлёт и посадка с обычной грунтовой полосы. В ту пору ни о какой космонавтике и мыслей у него не было.

Однажды его срочно вызвали к командиру полка. Такой вызов означал только одно из двух - взбучку или благодарность. Но на этот раз не было ни того, ни другого.

- Захожу, - рассказывает Борис Валентинович, - а в комнате сидит представитель особого отдела. Всё очень таинственно. Подписываю документ о "неразглашении". Теперь - в кабинет к командиру. А там вместо него сидит подполковник-медик. Беседа - тоже таинственная, полунамёками. Дескать, если изъявлю желание летать на технике, более совершенной, чем самолёты, на больших скоростях и высотах, то со мной готовы вести беседу дальше. Риск для жизни - есть... Не говорите сразу "да" или "нет", посоветуйтесь с семьёй и друзьями. Тут я не выдержал. Как же, говорю, с семьёй посоветоваться, если я только что дал подписку о неразглашении. Медик улыбнулся, я - тоже.

И я ответил согласием. А месяца через полтора пришёл вызов в Москву на медкомиссию.

Медкомиссия была более чем строгая и продолжительная - 40 суток. Из пяти военных летчиков, прибывших вместе с Борисом Волыновым, отобрали только его.

Сурдобарокамера - одно из самых трудных испытаний в жизни космонавта. В замкнутой камере небольшого объема, где можно только встать с кресла или же полуоткинуться в нем для сна, нужно было провести 10-15 суток при полной звукоизоляции, экранировании от магнитного поля (толстым металлическим корпусом барокамеры), светоизоляции (свет - только искусственный, иллюминаторы снаружи заглушены). День расписан буквально по часам.

Подобные испытания проходили и американцы. У некоторых из них случались психические срывы уже на 2-3 сутки. В СССР первым прошел сурдокамеру Валерий Быковский, вторым - Борис Волынов. Вслед за ними это испытание выдержала большая часть отряда. Ни для кого оно простым не было…


ПАДЕНИЕ ИЗ КОСМОСА – "ДОЛБАНУЛО О ЗЕМЛЮ ХОРОШО…"

В январе 1969 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль "Союз-5". На его борту находились командир Борис Волынов, бортинженер Алексей Елисеев и космонавт-исследователь Евгений Хрунов. Днём раньше на орбиту вышел корабль "Союз-4", пилотируемый Владимиром Шаталовым. 16 января, впервые в мире, на орбите состыковались два корабля. Впервые было не только это. Евгений Хрунов и Алексей Елисеев должны были перейти из "Союза-5" в "Союз-4" через открытый космос.

Рассказывает командир корабля "Союз-5" Борис Волынов:

- Всё было на сильнейшем эмоциональном напряжении, предельном внимании и собранности. Как на стометровке, когда приходится выкладываться полностью. Я следил за параметрами жизнедеятельности Евгения Хрунова и Алексея Елисеева по показаниям приборов.

Пока космонавтов окружали корпус и иллюминаторы корабля, все показатели были в норме. Но после команды "Открыть выходной люк", перед Хруновым предстала пропасть - отверстие, через которое предстояло покинуть корабль. И вдруг все параметры "подпрыгнули", но…  тут же улеглись, как только началось выполнение задания. Евгению Хрунову надо было не только перейти к Шаталову на борт "Союза-4", но по дороге установить кое-что из оборудования, а что-то снять. Вот тут и сказалась земная привычка к "низу" и "верху".

Перед выходом Евгения Хрунова командир корабля Борис Волынов сориентировал состыкованные корабли относительно Солнца так, чтобы было оптимальное освещение для работы кино- и телекамер, установленных вне корабля. И первой репликой Евгения Хрунова, прозвучавшей из открытого космоса, были слова: "Ничего себе сориентировал, приходится лезть в... гору!"

Дело в том, что движение космонавта осуществлялось перемещением по поручням с помощью только рук. Возможности для маневра крайне ограничены. Войдя в бытовой отсек "Союза-4" на длинном фале-кабеле, Хрунов перестыковал электроразъёмы и дал возможность Алексею Елисееву перейти в "Союз-4" на том же длинном фале.

17 января корабль "Союз-4" с космонавтами Владимиром Шаталовым, Евгением Хруновым и Алексеем Елисеевым успешно приземлился. Борис Волынов остался один в корабле "Союз-5", посадка которого была намечена на 18 января.

Ничто не предвещало аварийной ситуации. Борис Волынов сориентировал корабль для схода с орбиты, тормозная двигательная установка выдала в нужный момент необходимый тормозной импульс. "Ушёл" бытовой отсек. Но планового отделения спускаемого аппарата от приборного отсека (вместе с двигательной установкой) не произошло. И гигантская "космическая птица" с распростёртыми "крыльями" (солнечными батареями) устремилась к Земле. Вследствие аэродинамического эффекта, создаваемого "крыльями" в плотных слоях атмосферы, "птица" стала вращаться. Попытки стабилизировать её в нужном положении приводили лишь к кратковременному эффекту.

- Я следил за происходящим по приборам и через иллюминаторы, вёл репортаж на магнитофон, - рассказывает Борис Валентинович. – Конечно, понимал: ситуация настолько сложная, что выхода из неё нет. До столкновения с поверхностью Земли оставалось полчаса. Зная, что пожар неминуем, я сунул листочки с записями в середину бортжурнала и плотно перевязал его бечёвкой: в таком виде книги обгорают только по краям. Надо было сделать всё, чтобы сохранить записи и донести полученную информацию до тех, кто полетит за мной. А во что превращается космонавт в моей ситуации, я представлял очень ясно на примере гибели Владимира Михайловича Комарова...

На высоте 80-90 км над Землёй из-за сильного разогрева приборного отсека внезапно произошёл взрыв. Как говорится, нет худа без добра. Целостность спускаемого аппарата, к счастью, не нарушилась, зато произошло разделение: спускаемый аппарат отбросило взрывом от приборного отсека. Но дьявол стремится к реваншу за каждый намёк на удачу: спускаемый аппарат закрутился и не хотел спускаться так, как ему положено. А это грозило гибелью. Дело в том, что спускаемый аппарат напоминает по форме конус со слегка выпуклым основанием. При нормальном спуске он движется основанием к Земле, и именно эта часть более других защищена от перегрева теплозащитным экраном. А неуправляемый спуск чреват тем, что перегревались наименее защищённые элементы конструкции.

- Быстрое вращение спускаемого аппарата: голова-ноги, голова-ноги. Кругом - плазма. Я вижу розовые жгуты раскалённого газа в иллюминаторах, - рассказывает Волынов. - В кабину поступает едкий дым (потом выяснилось, что в пепел превратилась эластичная герметизирующая резина люка корабля). Перегрузки - до 9 g. Для сравнения: в нормальной ситуации они составляют 3,5-4 g.

Затем корабль перешел во вращение, предусмотренное при баллистическом спуске, когда спускаемый аппарат вращается вокруг продольной оси.

На высоте около 10 км состоялся отстрел люка парашютного контейнера и была введена в действие парашютная система. И снова - реванш дьявола: после раскрытия основного купола парашюта Борису Волынову стало ясно, что вращение спускаемого аппарата не прекратилось. Стропы парашюта стали закручиваться. А это грозило складыванием купола. Но космонавту повезло ещё раз: после скручивания строп начиналось их раскручивание. И до самого приземления спускаемый аппарат вращался то в одну, то в другую сторону.

- Долбануло о Землю хорошо! Но сознания не терял. Видел, как магнитофон, крепившийся у плеча, срезался по креплению, улетел и ударился об пол, не задев, к счастью, ноги.

Открыв люк, Волынов увидел, во что превратилась жаропрочная сталь на поверхности люка: стальная пена образовала шапку, и выйти из люка было затруднительно - каждый элемент пены резал, как бритва. И всё же Волынов разминулся со смертью, получив на память в качестве сувенира собственную жизнь и перелом корней верхних передних зубов.

- Выбрался из дымной кабины: степь да степь кругом. Да ещё мороз минус 38 градусов, а на мне - только полётный костюм и кожаные "тапочки": в то время летали без скафандров.

А через некоторое время высоко в небе появился самолёт, который кругами стал снижаться, и вскоре Волынов увидел, как вспыхнули купола парашютов. Это были спасатели. Первое, что он сделал, когда они подошли, снял шлем и спросил, не седой ли. А потом от спасателей услышал первый, анекдот о полёте "Союза-4" и "Союза-5":"ПоШАТАЛись-пошатались по космосу, поВОЛЫНили-поволынили, ни ХРУНа не сделали и ЕЛИСЕли".

- Ничего себе - "ни хруна", - комментирует Борис Валентинович. - Первая в мире стыковка на орбите, первый переход с корабля на корабль через открытый космос, "первый баллистический спуск".

 После такого спуска медики единодушно сказали, что летать Волынов больше не будет. Более того, ему противопоказана не только работа военного летчика, но даже роль пассажира в самолете. А психологи добавили, что теперь он и сам не подойдет к самолету, потому что ни один человек на Земле еще не переступал такой психологический барьер.

Но медики ошиблись. Борис Валентинович остался в космонавтике.


В ТЕМНОТЕ, БЕЗ ВЕРХА И БЕЗ НИЗА

В мае 1970 года состоялся пятый набор в отряд слушателей-кандидатов в космонавты. Среди них - будущие космонавты А.Береговой, В.Джанибеков, Л.Попов, Ю.Романенко и другие. Командиром отряда стал Борис Волынов. Естественно, что взялся он за новую работу со знанием дела. Программу обучения космонавтов следовало упорядочить: увязать различные курсы, оптимально сочетать их с практическими занятиями, чётко спланировать многочисленные, разнообразные тренировки.

- Сложно было, - вспоминает Борис Валентинович. - Тут и полеты на самолетах, и эксперименты (сурдо- и барокамеры, центрифуга, невесомость на самолетах, медобследования на перспективу), общекосмическая подготовка, техника, астронавигация, освоение скафандра, инженерная подготовка, спецкурс - самолеты, двигатели, динамика космических аппаратов - парашютная подготовка.

Словом, пришлось Борису Волынову заняться кропотливым, но совершенно необходимым системным подходом к обучению своих питомцев. И в этом он преуспел. А вместе с этим - упорные тренировки, в результате которых он добился того, что в 1976 году отправляется на корабле "Союз-21" в качестве командира на станцию "Салют-5" вместе с бортинженером Виталием Жолобовым.

zholobov_i_volynov.jpg

Экипаж космческого корабля "Союз 21" Б.В. Волынов и В.М. Жолобов

http://vystavki.rgantd.ru/volynov/index.htm   
Рассчитанный на 60 суток полёт проходил вначале строго по плану. Без приключений стартовали, вышли на орбиту, состыковались со станцией.

Но на 42-е сутки полёта, когда "Салют-5" находился над тёмной стороной Земли, неожиданно взвыла сирена аварийной ситуации: погас свет, отключились приборы и механизмы, перестала действовать система регенерации кислорода, исчез привычный шум работающего оборудования. Ситуация, что называется, "сливай воду"!

- Тишина. Темнота - кромешная. И невесомость, где нет ни верха, ни низа. Словом, полное отсутствие ориентации!

И совершенно неясно, что же произошло. И, самое главное - что делать? Оставалось лишь ориентироваться наощупь: плавая по стенкам и потолку и ощупывая приборы, добираться к центральному пульту.

Борис Волынов и Виталий Жолобов попытались разобраться в ситуации  и оживить станцию для ручного управления.

Прежде всего, необходимо было дождаться выхода из тени, проанализировать, что видно на черном фоне космоса - не закручивает ли станцию, все ли двигатели выключились - и затем сориентировать "Салют-5". С этой целью Виталий Жолобов проплыл в корабль "Союз-21". Оттуда, глядя в оптический прибор, он сообщал Борису Волынову о пространственном расположении станции относительно Земли. А тот, находясь у пульта управления станцией, поворачивал многотонную массу.

Всё пришло в норму через долгие напряжённейшие 1 час  40 минут. Станция была сориентирована в рабочем положении. Всё пошло своим чередом. Но не смог восстановиться Виталий Жолобов. Он перестал спать, потерял аппетит, лекарства не могли снять страшную головную боль. Постепенно космонавт стал терять работоспособность, постоянно пребывал в расслабленном состоянии. Пришлось Борису Валентиновичу работать и за командира, и за бортинженера, и за врача, оказывая посильную помощь заболевшему коллеге: "скорую помощь" вызвать было невозможно. После медицинского консилиума на Земле, который проанализировал  данные телеметрии, Государственная комиссия приняла решение о прекращении полёта и досрочной посадке на пятидесятые сутки.

Волынов помог Виталию Жолобову надеть скафандр, разместиться в корабле и подготовиться к спуску. Поскольку ждать с посадкой было нельзя, то она проходила в ночное время. Приземлились в казахстанской степи. Корабль лежал на боку. Борис Волынов выполз из корабля на четвереньках.

- Первое, что ощутил после приземления - запах Земли и хлеба (было 24 августа, время страды). Запах, который не ощущал давно. Какое же это счастье - жить!

Борису Волынову показалось, что он - в хорошей физической форме. Он встал на ноги и... тут же рухнул навзничь: ноги отказались держать тело, а сердце стучало, как на финише стометровки. В это время послышался голос Виталия Жолобова:

- Борис,  помоги!

Из темноты спускаемого аппарата посыпались искры. Виталий не мог выползти: он зацепился скафандром за металлическую часть корабля, разбил лампочку.

- Я на четвереньках, в скафандре, вернулся в спускаемый аппарат, помог Виталию выбраться. Мы вместе легли и видели далекое-далекое звёздное небо... Потом мне часто снился космос. И даже - с нештатными ситуациями. Теперь уже не снится… Время ушло.

marka.jpg

Марка  СССР, посвящённая второму полету Б.В. Волынова на корабле "Союз 21"

Борис Валентинович Волынов ведёт большую патриотическую работу. Часто выезжает в Кемерово, Прокопьевск, родной Иркутск  и область, где проводит многочисленные встречи с трудовыми коллективами, студентами, слушателями военных и других учебных заведений. Здесь он также участвует в программе "Встречи трёх поколений."

Борис Валентинович Волынов - гордость нашего землячества.

1155596.jpg       
Три человека-легенды Иркутского землячества "Байкал": Борис Валентинович Волынов, Борис Матвеевич Зубарев и Александр Александрович Ежевский.

Фото Бориса Барбараша

    

Слово о земляке


ЕГО ПОЗЫВНЫЕ – "БАЙКАЛ"

Посвящается первому космическому полету Бориса Валентиновича Волынова


Когда долетел байконуровский шквал

В январские белые чащи,

Мне вдруг показался не морем Байкал,

А синей ракетой летящей.                  

И выдули солнце из сопок ветра,

Качнулась тайга после взлёта,

И вдруг полыхнула моя Ангара,

Как огненный след звездолёта.     

И вот оторвался от леса, от скал,

В пространство межзвёздное хлынув,    

И вот на орбиту выводит «Байкал»

Земляк-звездолётчик Волынов.

Ему позывные даны неспроста:

Давно уже символом стала

И сила, и вечность, и чистота

Священного моря – Байкала.


Поэт Марк Сергеев (г. Иркутск)
 
 
В клубе "Фото и видео" 07.06.2013 размещён фильм А. Гурешидзе "Падение из космоса", телекомпания "Останкино", 2008 г. 
При подготовке публикации использованы материалы интервью Б.В. Волынова Александру Локтеву, выдержки из книги Эдуарда Буйновского, а также статьи из Википедии и других Интернет- изданий.  Материал подготовлен  А.Д. Витковским  и  Б.О. Барбарашем при участии  Г.И. Варфоломеевой.

14 декабря