Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду

Спектакль «Святитель Иннокентий» открыл гастроли Иркутского театра в Петербурге

  • 25 сентября 2018

    иннокентий1 .jpg

    Что может связывать Алеутские острова, Иркутск, Петербург и Москву?

    - Казалось бы, все у них разное: размеры, расстояния, их разделяющие, народы, проживающие в них. Но есть нечто, способное связать их в одно целое, крепы, которые сильнее географических и экономических различий - это подвиги земной жизни прославленного Церковью в лике святых митрополита Иннокентия (Вениаминова). Он прожил двадцать лет у берегов Америки, возглавлял огромную епархию с центром в Иркутске, бывал в Петербурге, где рассказывал в Зимнем дворце о сибирских делах, и закончил дни митрополитом Московским и Коломенским. В Америке, Азии и Европе он нес свет Евангельской истины, за что и был назван Апостолом Аляски, просветителем Америки и Сибири.

    Посвященный его трудам спектакль Иркутского ТЮЗа им. А. Вампилова по пьесе Валерия Хайрюзова «Иннокентий. Страницы великого пути» идет уже не первый сезон, и не удивительно, что он собирает в родном Иркутске полные залы. Полюбился спектакль зрителям и в Москве, где был отмечен в 2016 г. главным призом XIV МТФ «Золотой витязь». С огромным успехом прошли гастроли театра в Хабаровске, что тоже объяснимо – по благословению святителя Иннокентия был основан город Благовещенск, деятельность Н. Н. Муравьева и капитана Г. И. Невельского тесно связаны с присоединением Амурского края и освоением всего Дальнего Востока. Имя Святителя Иннокентия хорошо знакомо жителям Восточной Сибири и Дальнего Востока. Улицы адмирала Невельского, проспект Муравьева-Амурского в Хабаровске, памятники Невельскому и Муравьеву во Владивостоке, Николаевске на Амуре, церкви и памятники Иннокентию в городах по Амуру, в Благовещенске и в родном для него Иркутске. И вот совершенно нечто новое; иркутским театром юного зрителя на сценах Иркутска, Хабаровска, Москвы был показан спектакль из жизни одного из иерархов Русской Православной церкви причисленного к лику святых. Задача прямо скажем не из простых, в истории российских театров еще не было попыток показать святого на сцене.

    И вот гастроли театра в Санкт-Петербурге, на сцене ТЮЗа им А. А. Брянцева. Наверное, закономерен вопрос: почему театр открывает гастроли именно спектаклем «Иннокентий»?

    – «В современной драматургии нет другого спектакля, где была бы так объединена историческая, духовная, нравственная составляющая, как в "Иннокентии", - ответил директор театра, заслуженный работник культуры РФ Виктор Токарев, объясняя такой выбор, - и где события прошлого так хорошо проецировались бы на современные проблемы».

    Действительно, время пьесы – события Восточной войны, которую историки называют еще предтечей мировой, когда Россия, защищая свои границы по периметру, выступила одна против коалиции европейских держав. Но разве сегодня Россия снова не обороняется от нападок всего мира?

    Святитель борется с пьянством и воровством, укоряя тех, кто наживается на людских недугах. Но разве эти болезни вкупе с казнокрадством и равнодушием чиновников, радеющих лишь о своей пользе, исчезли из нашей жизни?

    Создав азбуку для алеутов и колошей, чтобы нести им слово Божие, святитель Иннокентий восхищался их христианским терпением и незлобивостью. «Так кто же дикари: индейцы или современные образованные люди, ни во что не верящие?» - недоумевал он, приехав в столицу империи Петербург. Так ведь и мы сегодня, желая получить от жизни все блага, и как можно быстрее, не замечаем в себе ни суеверия и язычества, ни холодного прагматизма, рождающих отчужденность друг от друга.

    Да, спектакль уже получил признание зрителей, где проходили гастроли иркутского ТЮза, но все же и руководство театра, и актеры, и автор пьесы волновались: как воспримут его в Петербурге? Театральная публика северной столицы особая, воспитана знаменитыми театрами, избалована премьерами, не похожа на театралов других городов. Даже внешним видом она всегда отличалась, помнится, в прежние времена питерские спектакли начинались на полчаса позже, чтобы зрители могли переодеться и настроиться на иной лад после рабочего дня.

    На «Иннокентия» пришло много зрителей, был заполнен почти весь зал. Перед началом спектакля услышала в фойе разговор:

    - Видишь, в программке написано: «о духовном лице», значит, спектакль будет тяжелым, драматичным.

    - Да уж, любовных шашней не будет, не жди.

    Но уже первые сцены убедили зрителей, что о духовных лицах и на темы исторические можно рассказывать интересно, избегая навязчивой дидактичности.

    Актеры играли легко, с удовольствием, публика прекрасно принимала шутки, то и дело прерывала спектакль аплодисментами. Органично выглядели в массовых сценах студенты Петербургских театральных институтов, заменив актеров Иркутского театра «Пилигримов». Это хорошая школа для студентов и отличная помощь театру на гастролях. Хочется отметить блистательную игру всех без исключения актеров, умелую и точную режиссерскую работу, прекрасную музыку выпускника Санкт-Петербургской консерватории Владимира Соколова, которую он специально написал к спектаклю.

    Художнику Юрию Суракевичу удалось расширить пространство сцены до океанской шири: это сцены плаваний Иннокентия по Великому океану, путешествия по холодным и безлюдным горам и снегам Аляски, Чукотки, Камчатки и Якутии. Остроумные диалоги, великолепная музыка, прекрасные песни, народные танцы, красочные костюмы, оригинально сделанные декорации, - все это делает отнюдь не короткий – три часа – спектакль действием, которое смотрится на одном дыхании. Всё слаженно, чётко выверено. И, безусловно, зрители наслаждались замечательной игрой актеров. Это и Вячеслав Степанов, исполнитель роли Иннокентия, и заслуженный артист России Николай Кабаков, исполняющий роль генерала-губернатора Муравьёва-Амурского. И, конечно же, хоть эпизодическая, но великолепно исполненная актрисой Ольгой Дефлер роль жены губернатора Екатерины Муравьёвой. Это и блистательно сыгравший роль купца Катышевцева заслуженный артист России Владимир Привалов...

    Перечислять здесь можно всех актёров этого действа. А как романтично был исполнен вальс Фроси Катышевцевой (Анастасия Чеснокова) и её избранника мичмана Сергея Львовича Самарина (Павел Савин)!

    Здесь же на петербургской сцене мне бы хотелось бы еще раз отметить игру Вячеслава Степанова, недаром его работа отмечена дипломом фестиваля «Золотой витязь» за лучшую мужскую роль. Невозможно воспринимать слова святителя как отстраненный текст – настолько они трогают и заставляют задумываться о своей собственной жизни, кажется, не актер, а сам Иннокентий говорит с нами. После спектакля, когда зрители стоя, долгими овациями благодарили актеров, всем стало ясно, что сибиряки покорили взыскательных петербуржцев и подумалось, что этому спектаклю предстоит долгая жизнь, и очень бы хотелось, чтобы его посмотрело не одно поколение зрителей, и он действительно послужит возрождению духовной жизни нашего общества.

    Наталья Рассудова,
    член СП России






    Дата создания: 25.09.2018 22:35:04

    Дата изменения: 25.09.2018 22:36:32

Возврат к списку