Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду

Церковь Казанской иконы Божьей Матери в Тельме

  • 10 апреля 2015

    1.jpg         2.jpg

                                                                            Со Светлой Пасхой!

    Тельма - один из первых фабричных поселков Восточной Сибири. В 1731 году по указанию Витуса Беринга на берегу р. Ангары при впадении в нее речки Большая Тельминка построили казенный железоделательный завод, продукция которого предназначалась для оснастки судов его экспедиции. Вскоре здесь вместо металлургического наладили суконное и, несколько позже, стекольное производства, а также открыли свечной, мыловаренный, кожевенный, поташные заводы. Тельминский завод стал одним из лучших российских предприятий, изготавливающих художественное стекло.

    Каменную церковь в поселке начали строить 9 июня 1814 года по инициативе директора фабрики  И.И.Соколовского. Необычное для здешних мест архитектурное  решение церкви, свидетельствующее о высоком профессионализме, и ее облик, более соответствующий столичному городу, породили ряд легенд об авторе проекта. Так по преданию, записанному в церковных описях, церковь построили итальянские мастера. В других источниках сообщается, что возведена она по проекту какого-то ссыльного, приписанного к фабрике, и упоминаются имена мастера И.И. Шорина и художника- архитектора Мухина. Встречается также предположение об участии в проектировании иркутского архитектора Я.И.Кругликова, якобы составившего проект под влиянием творчества выдающегося русского архитектора М.Ф. Казакова. Ни одно из этих предположений на сегодняшний день не подтверждено.

    3.jpg

    Фотография http://2fwww.altertravel.ru/view.php?id=6636

    4.jpg

    Для украшения церкви из Москвы выписали золотые вещи, образа и резную отделку иконостаса. В верхнем руссе колокольни ссыльный мастер Климов установил музыкальные часы, которые могли исполнять 12 музыкальных пьес. Снаружи церкви у парапета были сделаны две алебастровые фигуры ангелов с трубами, еще два таких же ангела стояли внутри храма на хорах. Каждый час механизм приводил фигуры в движение, поднимались трубы, и исполнялась определенная мелодия. Всего четыре года и 31918 рублей 31/2 копеек потребовалось на сооружение великолепного и монументального каменного храма.

    20 августа 1816 года церковь освятили во имя Казанской иконы Божией Матери.

    На необычайно красивую Тельминскую Казанскую церковь сразу же обратили внимание проезжающие путешественники, писатели и ученые. Так, в 1817 году иркутский писатель И.Т.Калашников писал: «К югу от директорского дома недавно выстроена отличная каменная церковь. Нельзя не удивляться красоте и важности, какая представляется во внутренности церкви..."

    А. Мартос в своей книге «Письма о Восточной Сибири», изданной в Москве в 1827 году, отметил Казанскую церковь: «Храм сей, поставлен на месте прекрасном... Колокольня издали делает пленительный вид». Видный историк П.А.Словцов в 1826 г. предсказывал: «Сей храм по достоинству наружного чертежа и по приличию внутреннего украшения, как и последнее устройство фабрики, надолго останутся в Сибири единственными».

    Первоначально церковь была летней, в зимнее время службы в ней не проводились, но в 1843 году в подвале ее поставили две кирпичные печи и провели калориферное отопление (в советское время заменено водяным).

    В 1884-1885 гг. на средства жены владельца фабрики Е.Г.Белоголовой церковь обнесли оградой с двумя воротами, каменными тумбами и ажурными железными решетками. Возможно тогда же переделали иконостас.

    Тельминская Казанская церковь является выдающимся произведением зрелого классицизма и выделяется из круга провинциальных построек столичным уровнем архитектуры. Она представляет собой уникальный для Восточной Сибири  пример церкви-ротонды, а также отличается выразительным, тонко проработанным самобытным декоративным  оформлением фасадов  и нестандартным  интерьером светского характера. Эта одна из немногих церквей, сохранившихся почти в первозданном виде.

    Церковь по традиции поставили на самое высокое место, на холме, у подножия которого разлилось искусственное озеро. Выразительный, устремленный вверх, силуэт постройки отражается в его водах, создавая сказочную иллюзию зазеркалья.

    ****

    Уникальна история храма и послереволюционного периода.

    В лихие богоборческие годы в храме продолжались богослужения при большом стечении народа. Лишь в 1936 году церковь закрыли, а активных прихожан подвергли репрессиям.

    Из храма были изъяты все церковные ценности, сняты с икон дорогостоящие ризы. Богоненавистнически был уничтожен музыкальный механизм часов и алебастровые фигурки ангелов с трубами. Циферблат самих часов был снят, и его судьба неизвестна поныне. Колокола были уничтожены. Для того чтобы сбросить большой (весом 75 пудов) колокол богоборцам пришлось прорубать стену колокольни.

    После закрытия храма по распоряжению председателя поссовета в церковь были направлены трое рабочих, которым было задание подготовить храм под зернохранилище, а также вынести все оставшиеся иконы, церковную утварь на площадку перед храмом и сжечь. Будучи людьми богобоязненными, рабочие вынесли лишь часть киотов, аналои, мебель, сломанные рамы и зажгли. Иконы же занесли в алтарь, сложили лик к лику, забили алтарь досками, и храм был засыпан зерном. Таким образом, был сохранен и сам храм, и уцелевшие в нем иконы. Буквально через несколько дней из Иркутска пришла машина с взрывчаткой для уничтожения храма, но храм был засыпан зерном до самого купола и взрывотехникам пришлось возвращаться «несолоно хлебавши».

    Один из  первых храмов, который вновь стал совершать богослужения в годы сталинской оттепели, был Казанский храм пос. Тельма. Еще в апреле 1945 г. в храм был назначен настоятелем протоиерей Михаил Семенович Мещериков (1898-1977). Этот удивительный человек прослужил в храме около 30 лет.

    ***

    О реставрации. В 1990 г., на первом колокололитейном заводе в г. Каменске-Уральском были отлиты колокола и установлены на звоннице. Тогда же и перекрыли кровельным железом основной и алтарный купола, притвор, колокольню, главки башенок, южный и северный балконы. Но храм требует постоянного ухода: от крестов, маковки, стен до отмостки и ограды. При малейшей остановке этих, следующих друг за другом, работ, храм начинает разрушаться. Что и случилось в конце прошлого тысячелетия. Таким храм был в 2004 г.

    Фасад храма был полностью запущен. Штукатурный слой местами вываливался вместе с кирпичной кладкой, и в зияющих дырах летом гнездовались стрижи. Некогда белые стены храма потемнели от грязи, копоти и разрастающейся стенной плесени. Ураганом сорванное железо с крыши колокольни не ремонтировалось, отчего по стенам текла вода, усугубляя и без того плачевное состояние храма. Северный и южный балконы протекли, и потолки над ними провисли. Своды полностью сгнили. Лепной декор по фасаду осыпался и едва различался лишь с южной стороны.

    Снаружи храм был полностью оштукатурен и окрашен в первозданный цвет. Крыши балконов перекрыли, а сгнившую балку северного балкона пришлось поменять, но чтобы найти лиственничное бревно в два человеческих обхвата, что является большой редкостью на сегодняшний день, пришлось объехать четыре леспромхоза. Домики вокруг храма снесли, восстановили старинные захоронения, облагородили цветниками и положили брусчатку. Стараниями  Алексея Геннадиевича Киселёва была изготовлена и установлена новая бетонная лестница, ведущая от пруда к западным воротам храма. 

    Из воспоминаний прихожан преклонного возраста сохранились рассказы о существовании настенной росписи храма.  Для обследования и восстановления росписи из города Иванова были приглашены профессиональные реставраторы и художники. По их заключениям и был воссоздан внутренний интерьер храма. Реставрационные работы внутри храма продолжались 1год и 5 месяцев.

    5.jpg

    6.jpg

    В храме заменили деревянный пол на бетонный, который утеплили сорокасантиметровым слоем керамзита. Изначально церковь строили лишь для летних богослужений, отчего деревянный пол совершенно не был утеплен.  Предусмотрели утепление и верхней плиты пола, заложив современный греющий кабель, а сверху постелили мозаичный пол итальянского мрамора трех цветов. В Чехии по эскизам старинного хрустального паникадила были заказаны более мощные и изящные люстры на заводе «Элит-Богемия», а также хрустальные светильники-бра, которые установлены ныне в центральной части храма, в трапезной, в алтаре, на хорах и в притворе.

    7.jpg

    После ремонта и реставрации храм был освящен 04.11.2011 г. на престольный праздник в честь Казанской иконы Божией Матери. Отныне храм открыт ежедневно.

    Можно сказать с полной уверенностью, что Казанский храм в п.Тельма по красоте, превосходству архитектурного решения значительно выделяется из всех храмов Сибири и Дальнего Востока.

    Адрес на 1917 г. Иркутская губ., Иркутский у., с. Тельма

    Современный адрес

    Иркутская обл., Усольский р-н, пос. Тельма, ул. Ленина

     
     
    Фотографии Бориса Барбараша.  Сделаны во время поездки делегации Иркутского землячества "Байкал" в Усолье-Сибирское в рамках "Встречи трех поколений" в сентябре 2014 г.

    По материалам сайта http://telma.cerkov.ru/main-page/





    Дата создания: 22.02.2016 14:17:21

    Дата изменения: 22.02.2016 14:21:27

Возврат к списку