Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду

Вечер памяти писателя Валентина Григорьевича Распутина

"Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком".

В. Распутин «Уроки французского»

 

14 марта в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына прошел вечер памяти великого сибирского писателя Валентина Григорьевича Распутина. Место для первой памятной встречи друзей и поклонников писателя было выбрано не случайно - Распутин лауреат премии Александра Солженицына и писатели высоко ценили творчество друг друга.

Вечер получился на удивление теплым, с доброй ностальгией. По роковой случайности День рождения и День памяти слились в одну дату. Так было угодно небесам: когда в Москве еще было 14 марта, по Иркутскому времени уже наступило 15 и в этот момент сердце писателя остановилось...

Как ни пытался ведущий вечера, режиссер-документалист Сергей Зайцев, увести тематику встречи от политической деятельности В.Распутина, взявший слово депутат Государственной думы РФ, ректор Международной славянской академии, заслуженный деятель науки Российской Федерации Сергей Николаевич Бабурин сразу дал понять - не получится. Ибо общественная составляющая в жизни Валентина Григорьевича шла вровень с творчеством. 

фото 1.jpg

Будучи представителем "деревенской прозы", мастерски передавая уклад сибирской деревни и сохраняя уникальный говор местных жителей, Распутин поднимал острые социально-философские проблемы быта простого народа в послевоенной стране и показывал разрушительное действие глобальных строек: с одной стороны он понимал, что это неизбежно и необходимо для поднятия экономики огромной страны, с другой - что мощная машина уничтожает под собой не просто деревню, а вековые традиции маленького народа. Депутат Государственной думы РФ Владимир Поздняков рассказал о подвижнической деятельности Валентина Григорьевича по защите озера Байкал. Может и слегка высокопарно, но довольно точно отметил, что с уходом Распутина у озера не стало Хозяина и наша обязанность теперь - действовать по заветам писателя и сохранить жемчужину для потомков.

фото 2.jpg

Для меня же этим вечером Валентин Григорьевич раскрылся с совершенно неожиданной стороны. И вот почему. В зале собрались люди, очень близко знавшие В.Распутина. Для одних он был другом, для других коллегой, учителем, наставником и старшим товарищем.   Мне же только однажды, много лет назад, довелось услышать его голос по телефону: шел фестиваль "Дни русской духовности и культуры "Сияние России" и я по делам забежала в литчасть Драмтеатра им.Н.Охлопкова. Влетев радостно в кабинет, я была остановлена резким жестом, дававшим понять: молчи! По громкой связи легко узнаваемый голос отчитывал дам, как провинившихся школьниц, за какую-то неточность в программе. Разговор был коротким, но довольно жестким. Робкие попытки девушек возразить Распутиным категорически не принимались. Когда связь отключили, мы так и продолжили общаться в полголоса.

Я знаю, что многие творчески одаренные личности немногословны, и Валентин Григорьевич публично был замкнутым и даже суровым человеком (про эту особенность писателя вспомнят многие гости вечера), но "без мундира", в кругу близких друзей он раскрывался и представал прекрасным добродушным рассказчиком. Заядлые грибники и ягодники, они любили уезжать в тайгу, где снималась броня общественных деятелей и друзья делились сокровенным. Много баек из "непарадной" жизни писателя хранится в запасниках у его друга, первого заместителя председателя иркутского землячества Байкал, писателя Валерия Николаевича Хайрюзова. 

фото 3.jpg

Одна из них связана с экспедицией для будущего альбома очерков "Сибирь, Сибирь..." в верховье Лены: Распутину рассказали, что в деревне Чанчур живет удивительный старожил, видавший много на своем веку и много чего может рассказать, но его сейчас нет в поселке - сенокосная пора. Чтобы не терять время, Валентин Григорьевич попросил сводить его к нему. Взял с собой блокнот и карандаш. Через некоторое время возвращается и смеется: "Ну что, подошли мы к нему, а он говорит: -У меня сегодня выходной, - и отправил нас восвояси". И вот это "Распутин смеялся" для большинства, общавшихся с ним впервые, становилось откровением.

04 (2).jpg

Молодой литератор, поэт с удивительно тонким и красочным слогом, Василий Попов, тоже рассказал свою первую встречу с Распутиным. Как боялся отсылать ему свои стихи, как нерешительно шел на встречу и как тепло, с улыбкой встретил юношу знаменитый писатель, и как в последствии стал ему добрым наставником.

5.jpg

Виктор Леонидов, историк русского зарубежья, вспомнил слова А.Солженицына в адрес В.Распутина: "Вы знаете, когда в шестидесятых годах появились писатели, которых называли "писатели-деревенщики", в этом слышалось какое-то пренебрежение, но это были не деревенщики, - это были нравственники!" , и что это было абсолютно точное определение в адрес Распутина, поскольку "...Оголенный нерв, с которым Валентин Григорьевич воспринимал все происходящее вокруг...". Вспоминал нечастые встречи с писателем на Арбате, где они жили по соседству и долгие-долгие благодарные беседы. Восхищался глубоким познанием Распутина в поэзии русской эмиграции.

6.jpg

А на тот момент Сергей Зайцев снял свой первый фильм о русском экспедиционном корпусе, воевавшем во Франции в годы Первой мировой войны, "Погибли за Францию". В.Леонидов попросил Распутина посмотреть фильм своего друга и высказать свое мнение. Валентин Григорьевич не просто посмотрел, но написал рецензию и в день премьеры фильма в "Литературной газете" вышла статья, что дало молодому режиссеру огромный прорыв. Неоднократно Валентин Григорьевич выступал на показе фильма-сериала Н.Михалкова "Русские без России".

7.jpg

Редактор журнала "Наш современник", писатель Сергей Куняев вспоминал, что В.Распутин был по жизни однолюбом и всегда говорил: "У меня одна родина - Россия, одна любимая жена на всю жизнь и один журнал "Наш современник". И действительно было так, потому что все свои основные произведения, которые вошли в свод русской мировой классики, он публиковал на страницах журнала сначала при С.В. Викулове, потом при С. Куняеве, на протяжении более сорока лет.

8.jpg

Неожиданным и приятным сюрпризом вечера стал отрывок из спектакля МХАТ им.Горького по одноименной повести Валентина Григорьевича "Деньги для Марии". Если следовать сухой логике, тема выбрана для вечера очень оправдано - эта повесть принесла писателю известность и членство в Союзе писателей СССР. Но ведь потом были очень пронзительные и куда более зрелые произведения?! Режиссер спектакля А.Дмитриев коротко рассказал предысторию постановки: ему, на тот момент еще начинающему режиссеру, Т.Доронина предложила поставить Распутина. Такой замах для неопытного режиссера - страшно. Но с другой стороны - не осилишь это сейчас, можно ни за что уже не браться. И рискнул. На премьеру пригласил столичных друзей, но те пришли "поспать" на деревенской прозе. И каково же было удивление, когда после премьеры друзья благодарили режиссера за столь трогательную и одновременно совершенно актуальную сегодня тему человеческих отношений и власти денег. 

9.jpg

Я же сначала была удивлена выбором эпизода "Вечер у Степаниды" - в повести он не самый яркий, есть более пронзительные сцены. Но когда актеры вышли и за игрой я увидела реальные типажи из своего сибирского детства, уже вернувшись домой, я выпытывала у своего мужа-режиссера: как Валентину Распутину в конце шестидесятых удалось абсолютно точно в образе Степаниды описать Линчиху из моего детства середины восьмидесятых?!

Но в этом и состоит гений великого писателя: в обыденном увидеть притчу. И рассказать ее так, что несколько поколений до мурашек пробирать будет.

"И хоронют оне нас плачут… оне плачут не об нас, кого в гроб кладут, а кого помнют… какие мы были… И жалко нас… потому что себя жалко. Оне видят, что сотарются, нисколь не лучше нас будут. А без нас оне скарей старются. Про себя оне нас раньше похоронили. Вот тогда бы и убраться, скараулить тот миг. А мы все за жизнь ловимся. Че за нее ловиться – во вред только. Помоложе уберешься, тебя же лутше будут помнить, и память об тебе останется покрасивей. Побольней останется память, позаметней".

В. Распутин «Прощание с Матерой»

Очень пронзительной по накалу трагедии современного мира стала документальная история Валерия Николаевича Хайрюзова "Уроки Сербского" о поездке в Сербию, где на тот момент шла война. По приглашению Радована Караджича три друга - Василий Иванович Белов, Валентин Григорьевич Распутин и Валерий Николаевич, - не сомневаясь ни минуты, поехали посмотреть на боевые действия. Репортажная съемка запечатлела много трагических событий той поездки и одна из них - как писатели попали под перекрестный обстрел. После чего В.Белов сказал: - Будь я чуть помоложе, взял бы автомат и пошел защищать сербов. А В.Распутин признался: - Никогда не думал, что окажусь на настоящей войне...

Трогательным и добрым завершением вечера памяти стало выступление трио «Реликт». Виртуозно исполненная песня "Русское поле", названная однажды Расулом Гамзатовым "лучшей песней о родине", стала яркой иллюстрацией к деревенской прозе Валентина Распутина.

10.jpg

Елена Леви
Фото Игорь Дремин


Возврат к списку