Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду

Март


Экскурсия в город  Клин

Встреча у Космоса! Звучит? Да!

Очень люблю эти встречи, поездки, улыбки и предвкушение чего- то интересного и нового.

В автобусе нам представляется девушка модельной внешности: Настя – наш гид!

Рано вставшие, мы подремываем, Настя дает путевую информацию – пересекаем канал имени Москвы, проезжаем Шереметьево – относится к Москве, за МКАДом территория области и Зеленоград – это Москва.

Проезжаем для быстроты по платной автодороге «Нева».

В стороне остается Черная грязь с одной из самых крупных в Царское время почтовых станций (150 лошадей), Зеленоград, где была деревня Крюково и остановлен враг, рвавшийся в 1941 году к Москве.

И только в 1942 году стали хоронить убитых, здесь много братских могил. Отсюда перезахоронили около Вечного огня у Кремлевской стены останки неизвестного бойца.

Проезжаем Солнечногорск, названный по бесконечным легендам о Екатерине II, которая здесь воскликнула:  «Какая солнечная гора!» и где был построен Путевой Дворец – в нем размещается музейно-выставочный центр, который включает в себя историко-краеведческую экспозицию «Мир русской провинции»

И вот мы в Клину, городе, первое упоминание о котором относится к 1317 году. В 1482 году московский князь Иван III присоединил его к своему княжеству. На Соборной площади мы полюбовались краснокирпичными Торговыми палатами в псевдорусском стиле, памятником Петру Ильичу Чайковскому, Почтовым двором конца XVIII века и в нем сейчас размещается отделение Почта России.

Около Торговых рядов установлен памятный знак в честь 700-летия Клина, на котором изображены Московский князь Юрий Данилович, Петр I, Екатерина II, Николай I, Чайковский, Менделеев и другие исторические личности.

На площади продолжается восстановление Троицкого собора.

Едем к Государственному  музею П.И. Чайковского.

Надо отметить, что Петр Ильич никогда не имел собственного жилья. А в приглянувшемся ему Клинском уезде  в разных местах прожил семь лет. Обаяние русского пейзажа, звон соснового бора, краски рассвета, голос ручья -  то, из чего рождалась его Музыка.           А этот дом композитор два года снимал у мирового судьи Сахарова в конце XIX века.

Уютный деревянный особнячок на окраине города, в котором Петр Ильич создал свои лучшие произведения.

Отсюда он уехал, полный надежд и планов, в свое последнее путешествие в Санкт-Петербург, которое оказалось для него роковым.   После смерти композитора, дом был выкуплен младшим братом Петра Ильича, Модестом. И его стараниями, вместе с С.И. Танеевым, учеником композитора, здесь был создан музей. Через  год после смерти Петра Ильича музей был открыт. В доме полностью сохранена обстановка последних лет жизни композитора, библиотека, архив и его личные вещи плавно перешли в экспонаты музея.

Сохранился любимый рояль Петра Ильича - подарок фирмы Беккер, портреты, фотографии, мебель и даже перчатки и костюм великого композитора. Выставлен целый шкаф нот Моцарта – любимого композитора Петра Чайковского. Но главное, тут царит необыкновенная аура и неуловимая атмосфера дома русского гения, который будто бы сейчас вернется за свой любимый рояль.

В концертном зале музея мы прослушали «Сентиментальный вальс» Чайковского на фоне фильма о жизни композитора.

В музее необыкновенные гиды! Они искренне любят композитора и рассказ о нем звучит из души!

Мы отправляемся в Конаково. С этих краев началась история русского сыроварения благодаря Николаю Верещагину, брату известного художника – баталиста. Здесь же была открыта первая и единственная  в России школа сыроварения.

В Конаково находится сырный завод с 1936 года. На нем изготавливают  сыры под брендом «Верещагин» по его уникальным технологиям, только из натурального молока и заквасок.

Юлия, начальник производства и экскурсовод, с энтузиазмом рассказывает о производстве и созревании сыра.

На дегустации нам представили вариации Верещагинского сыра (зеленый, с зирой), Конаковского (с пажитником, прованскими травами), Шанклиш (с перцем, с пажитником).

О сыре и об истории сыроварни рассказала директор Людмила Сергеевна Володина грустную историю выживания производителя изысканных сыров. Купить их можно только в Твери и на самом предприятии. Что мы и сделали. Сыры действительно необыкновенного вкуса!

Валерий Николаевич Хайрюзов от всей нашей группы и от себя горячо поблагодарил коллектив сыроварни за прекрасную продукцию и пожелал удачи!

 Утомленные, но одухотворенные, с приобретенными сырами, мы отправляемся в Москву.

И неунывающий Валерий Николаевич, как всегда,  затягивает песню. Мы подхватываем…У меня такое впечатление, что он знает все песни нашей молодости и зрелости тоже.

Благодарим руководство Иркутского землячества «Байкал» за организованную поездку, а Наталью Александровну Алпатову – руководителя Туристического клуба землячества «Мир для тебя» за подобранную очень интересную экскурсию!

До новых встреч!!!


Галина Чаликова



 

WhatsApp Image 2024-03-13 at 15.05.56.jpeg

WhatsApp Image 2024-03-13 at 15.15.44 (1).jpeg

WhatsApp Image 2024-03-13 at 15.15.42 (1).jpeg

WhatsApp Image 2024-03-13 at 15.14.09 (2).jpeg

WhatsApp Image 2024-03-13 at 15.14.09 (1).jpeg

WhatsApp Image 2024-03-13 at 15.14.09.jpeg WhatsApp Image 2024-03-13 at 15.14.08 (1).jpeg

WhatsApp Image 2024-03-13 at 15.14.08.jpeg

WhatsApp Image 2024-03-13 at 15.14.07.jpeg



2 марта, в канун женского праздника, для членов землячества была организована уникальная экскурсионная поездка в города Клин и Конаково. К уникальности эту поездку я смело отнесла по нескольким причинам. Первая: в поездке нас сопровождала потрясающий гид Анастасия - обаятельная девушка, всю дорогу, занявшую полтора часа, рассказывающая энциклопедические знания очень живым, легким и красочным языком. За окнами автобуса мелькали сереющие ранне-весенние пейзажи знаменитой трассы «Нева» и многие, я точно, мечтали эту утреннюю дорогу проспать (кто оспорит утверждение, что самое тяжелое испытание - это встать в 6 утра в законный выходной, даже ради интересного путешествия). Теплые уютные кресла и размеренный ход машины располагают к сладкой дремоте. Но не тут-то было! Рассказы Анастасии о тракте и попутных поселениях были настолько захватывающи, что глядя на серый лес и пасмурное небо, сознание рисовало яркие картинки исторических событий из услышанного. Трасса М-11 проходит параллельно старой «Государевой дороге», соединявшей Санкт-Петербург и Москву. Эта дорога относительно молодая в силу сложности ландшафта - указ о необходимости строительства дороги издал Петр I, но места здесь болотистые и возможности проложить настоящую дорогу появились несколько позже. Дорога строилась тяжело, применять западные технологии не получалось, приходилось придумывать и создавать свои разработки по освоению болотной топи: вязались снопы из ивовых прутьев и укладывались в ямы, выравнивая поверхность, поверх укладывались бревна и засыпались землей и щебнем. С появлением государственного тракта стала активно развиваться и придорожная инфраструктура: возникали поселения и города с трактирами и ремонтными мастерскими, почтовыми станциями и постоялыми дворами. Дорога могла занимать до 10 дней, но у государевой почты был свой регламент - до 18 верст в час, потом лошадей подлежало кормить-поить и давать им отдых, меняя на новых. Таким местом на трассе был Ям (прообраз современной почты). А вот для отдыха государевых и царских особ по всему тракту ставились Путевые дворцы. До наших дней «дожили» не все (еще при Александре I их стали переделывать в почтовые станции - строительство железной дороги сделало содержание таких дворцов нерентабельным), но те, что сохранились, сегодня отреставрированы и представляют настоящую историческую ценность. Самые известный из них - это Петровский путевой дворец в Москве и Тверской Императорский. Сохранился путевой дворец в Солнечногорске, и с трассы он отлично просматривается.  

1BA296CB-1BEF-4C2B-9C47-78FAB1F3CB43_1_201_a.jpg

Вернусь к уникальности поездки: за один день мы посетили две области - Московскую и Тверскую. Впечатлений полное лукошко: тут вам и культурноисторическое великолепие в Клину, и историкопромышленное в Конаково. Но по порядку. Заслушавшись увлекательными историями про государеву дорогу, Химки, Черные Грязи, Сенеж, СпасЗаулок и Завидово, мы незаметно доехали до Клина. 

36DE0B36-E6BF-468B-8683-713FD779EEE9_1_201_a.jpg

Клин - один из древнейших городов России и судьба его удивительна: сначала он был крепостью ВладимироСуздальского княжества в клинообразной излучине реки Сестры, отсюда и название за городом закрепилось. Через город проходил очень стратегически-важный водно-сухопутный путь между Москвой и Великим Новгородом. Это одновременно создавало хороший стимул для экономического развития поселения, но и делало город яблоком раздора между княжествами. В результате междоусобных войн, крепость перешла Тверскому княжеству. Пережила татаро-монгольское нашествие с полным разорением. А в конце XV века Иван III Великий присоединяет город к Московскому княжеству и Клин становится вотчиной дома Романовых. Указом Петра I город стал официальной почтовой станцией и с 1781 года стал уездным городом со своим гербом. Этот герб имеет свою замечательную историю: поскольку город стал официальным Ямом (почтовой станцией), то и на гербе изобразили почтаря с рожком в руке. Этот почтарь увековечен в форме, которую узаконил Петр I, но просуществовала та форма всего год - короткие штанишки, накидка и шляпа не прижились в климате, где полгода лютуют морозы. 

0B62A902-1821-4BC3-93B7-1DD6A653AFEA_1_201_a.jpg  C1E3DBE5-A9B5-4BF0-9F97-AB503684CF3E_1_201_a.jpg  F986E2D0-7758-4785-AF81-869A6D654000_1_201_a.jpg

Центр Клина прекрасен даже в зимне-талом антураже: исторический ансамбль Торговые ряды из красного кирпича, стилизованный под традиционные формы древнерусского зодчества, украшает центр города с XIX века, когда город славился своей коммерцией. Там же стоит летний фонтан, с которого предусмотрительно на зиму снимают скульптуру «Девочка-грибница» - промокшая девчушка с грибным лукошком стоит в струях фонтана и выжимает подол своей юбки. Забавная история сопровождает эту скульптуру: в XIX веке ее создал скульптор Ф.Каменский (будете на экскурсии, вам расскажут две версии легенды создания этого образа). Гипсовая скульптура была выставлена на выставке Передвижников в Санкт-Петербурге, а позднее скульптуру отлили из каслинского чугуна, в этом виде она стояла в усадьбе Золино; во время революции мятежники сбросили ее в пруд, а в 1935м «девчушку» нашли и установили в центре города у Торговых рядов. Но и там ее украли и попытались сдать в металлолом… после всех перипетий было принято решение создать копию скульптуры, которая и устанавливается теперь на фонтан в летний период. Оригинал поселился в Клинском историческом музее. 

FFF44AB8-F8D4-4633-87AA-0624ABF4A866_1_201_a.jpg  73EE75CD-CBC3-4114-918F-D4D2859E9811_1_201_a.jpg

Сегодня можно стать свидетелем эпохального события - на Советской (ранее Долгоруковской) площади началось восстановление Свято-Троицкого собора, в проектировании которого принимал участие О.И.Бове, и чья судьба тоже незавидна: после революции были снесены купола и собор превратился в столовую, чуть позже - в Дом культуры. Пострадал и Воскресенский храм, заложенный при Петре I (входит в единый архитектурный комплекс с собором). Относительно нетронутой сохранилась только колокольня XVIII века, хотя и в ней долгое время находилась водонапорная башня. 

4F1A915F-B681-408E-91DF-9FBECC3ED353_1_201_a.jpg  0A827C05-743B-4BA9-919E-0D45A9C6D627_1_201_a.jpg  7CAB32F9-CFED-45F8-9566-17E42A1D8EC1_1_201_a.jpg

Погуляв по городу, отправляемся в мемориальный музыкальный Музей-заповедник П.И.Чайковского. Экскурсоводы здесь потрясающие, они с огромной любовью рассказывают о жизни, творчестве и окружении великого композитора; о том, как трепетно он любил Россию. 

4C79F606-B7AA-45AC-95B0-51D692E46165_1_201_a.jpg  12864319-7877-40DE-8AAE-D50BEE3C7382_1_201_a.jpg  CED24197-6670-4752-9002-3005D8E0EB95_1_201_a.jpg

В Клину находится дом, в котором жил и творил композитор, возвращаясь из длительных мировых турне. Здесь он провел последние годы своей жизни, наслаждаясь тишиной и покоем. У великого композитора не было своего дома ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге: он большую часть своей жизни жил в съемных квартирах, отелях и очень любил подолгу бывать в имении своей сестры Александры в Каменке. Будучи в Клину, непременно стоит доехать в Демьяново, Майданов и Фроловское - близлежащие усадьбы, где Чайковский тоже жил или гостил недолгое время в разные периоды. Каждая из усадеб хранит моменты написания композитором его великих произведений. В Майданово был написан балет «Щелкунчик», оперы «Иоланта» и «Черевички». В усадьбе Фроловское была написана Пятая симфония и балет «Спящая красавица», увертюра-фантазия «Гамлет». Вот в этот период и решает композитор приобрести в Клину уже свое имение: «Я к Клину сам не знаю, как ужасно привязался», говорит Петр Ильич. «Рай небесный» - это уже про Фроловское. На экскурсии не говорят, но я полагаю, что пришло такое решение к нему после смерти любимой сестры Александры. 

55B70EDA-AE0A-438D-AD3E-29F81C5C723B_1_201_a.jpg  88F3F403-789D-43D9-BF22-F7FC79E4933E_1_201_a.jpg  

О работоспособности Чайковского ходят легенды. Местные жители помнили, как странный барин вставал очень рано, обязательно гулял несколько верст (именно в эти моменты его посещала Муза), возвращался и записывал ноты, придерживаясь строгого распорядка дня. Удивительно, но до самой смерти Чайковского, местные жители даже не догадывались о величии своего соседа - для них он был одиноким, но очень добрым барином. Меж тем в соседней усадьбе Демьяново у В.И.Танеева собирался весь цвет научной и творческой российской интеллигенции. 

F5385C58-4EE6-4637-BCF6-43A4ED7EFB7D_1_201_a.jpg

Весь комплекс насчитывает более двухсот тысяч экспонатов, принадлежавших Петру Ильичу: две библиотеки - иностранная и русская классическая; дневники и письма композитора, рукописи произведений; картины, подаренные Чайковскому учениками и поклонниками его таланта; личные вещи и предметы быта композитора - все оригинальное, за исключением некоторого обветшавшего текстиля. Невероятно интересно рассматривать коллекцию фотографий современников Петра Ильича. Все это бережно сохранено младшим братом композитора Модестом Ильичем Чайковским и племянником Владимиром Давыдовым, ставшим наследником авторских прав Чайковского. 

Музей пережил несколько сложных периодов, а самым трагическим стал период фашистской оккупации - в его стенах оккупанты сделали казарму, а первый этаж превратили в гараж для мотоциклов. К счастью, племянник композитора Ю.Л.Давыдов и работники музея успели вывезти все экспонаты в Воткинск, в родовое поместье Чайковских. 

Покидая Клин, возникло устойчивое желание приехать сюда летом: насладиться красотой местной природы, зайти в Успенскую церковь, посетить Музей елочной игрушки, Дом-музей писателя А.Гайдара, усадьбу Боблово и познакомиться с жизнью Д.И.Менделеева, оттуда заехать в Шахматово, на дачу А.Блока. Чудесно, если получится попасть сюда на Международный фестиваль искусств П.И.Чайковского, побродить по утопающей в зелени, цветах и чарующих звуках мелодий усадьбе. Однако, концерты и различные музыкальные мероприятия можно посещать круглый год - в концертном зале Музеязаповедника очень насыщенный репертуар. 

Из Клина переезжаем в Тверскую область, на знаменитый Конаковский сыродельный завод. История создания этого завода тесно связана с именем старшего брата художника В.Верещагина, Николаем Васильевичем Верещагиным - в конце XIX века он научил крестьян профессионально варить сыры и открыл первую в России школу сыроварения. А подвалы Конаковского завода были построены столетие назад учениками Н.В.Верещагина. 

19 PHOTO-2024-03-20-18-48-10.jpg  20 PHOTO-2024-03-20-18-48-10.jpg

Я люблю сыр, каждую страну во время путешествий оцениваю для себя в том числе и по умению создавать разнообразные интересные сыры. После подробной экскурсии по заводу, гостей приглашают на обязательную дегустацию местных сыров. Здесь нас встретила и любезно рассказала о непростой судьбе завода генеральный директор Людмила Сергеевна Володина. И надо сказать, что не зря она самоотверженно боролась за сохранение производства - сыры достойные: 11 сортов, оригинальность форм, консервации и подачи вызывают гордость за отечественное сыроварение. К тому же, молоко для своих сыров Л.С.Володина закупает исключительно с фермы, расположенной на территории государственного заповедника «Завидово» - признанного одним из самых экологически чистых районов России. На экскурсии нам показали строящуюся установку для производства сливочного масла. Обещают очень вкусный и качественный продукт. Ждем! 

21 PHOTO-2024-03-20-18-48-11.jpg  PHOTO-2024-03-20-16-41-48 (8).jpg  22 PHOTO-2024-03-20-18-48-11.jpg

После дегустации мы сходили в небольшой музей - одна комната, в которой восстановлен интерьер старорусской избы и собраны бытовые маслобойки из разных российских регионов. Я нашла точную копию той, что была у моей бабушки в Сибири, и я сама в детстве взбивала в такой масло. Уехать с завода без сыра было просто невозможно, покупали с радостью. И теперь за каждой утренней трапезой я воздаю благодарность создателям верещагинских сыров. 

Обед группы проходил в очень оригинальном месте, ресторане «Домокафе» - это кухня в музее. Все стены заведения украшает продукция разных лет Конаковского фаянсового завода. Завод - одно из старейших фарфоро-фаянсовых предприятий России, основанный Ф.Бриннером в 1809 году в селе Кузнецово.  

16 PHOTO-2024-03-20-18-48-10.jpg 

 9 PHOTO-2024-03-20-18-47-10.jpg  8 PHOTO-2024-03-20-18-47-10.jpg

В свое время, продукция завода была очень известна - фарфор, фаянс и майолика активно экспортировалась за рубеж. Кузнецовский фарфор стал знаком качества. Предметы на историческую тематику хранятся в Государственной Третьяковской Галерее. Тематические серии завода отразили в фарфоре все знаковые события страны советского периода. В середине прошлого столетия качество Кузнецовского фарфора было высоко оценено на Всемирных выставках: золотая медаль на выставке керамики в Праге, и серебро - в Брюсселе. Жаль, но сегодня завод заброшен (он был признан банкротом), на базе заводской художественной лаборатории работает компания «Конаковский фаянс». Спасибо ребятам, они бережно сохраняют традиции, проводят мастер-классы и не позволяют ценному ремеслу уйти в забвение. 

18 PHOTO-2024-03-20-18-48-10.jpg  13 PHOTO-2024-03-20-18-48-10.jpg  PHOTO-2024-03-20-16-41-47.jpg

Есть надежда, что со временем завод будет восстановлен и Кузнецовский фарфор вернется на отечественный рынок - он того заслуживает! В Москву возвращались на подъеме - несмотря на очень насыщенную экскурсионную программу, усталости совсем не ощущалось. Традиционно для нашего землячества, путь домой сопровождался коллективным пением. Темы песен задавал Валерий Николаевич Хайрюзов, а мы всем автобусом подхватывали. В благодарность за чудесные истории, предложили Анастасии вступить в дружный коллектив московских сибиряков. Обещала подумать ).  


Елена Шевченко  




ТВОРЕНИЕ ШЕХТЕЛЯ – ОСОБНЯК МОРОЗОВА - 30 марта 2024 года

Пешеходная экскурсия - программа тура

Наш путь лежит в один из самых необычных особняков Москвы, который считается вершиной творчества «главного архитектора» русского модерна Федора Шехтеля. Затейливый фасад с обилием изящной лепнины, «бородатыми» масками на окнах, мощными фигурами атлантов и картушем с вензелем «М» - «Морозовы», скрывает за собой не менее пышные, изумляющие интерьеры.

Последний владелец особняка – меценат, миллионер-старообрядец и обладатель непревзойденной коллекции русского фарфора, гравюр, литографий и редких икон - Алексей Викулович Морозов, после революции не бросился спасаться за рубеж, а остался жить возле своего собрания, фактически превратившись в музейного смотрителя своей великолепной коллекции. Во многом благодаря этому, роскошные интерьеры особняка дошли до нас в первозданном виде.

Это будет редкая возможность увидеть магические шехтелевские скульптуры, фантастические росписи Михаила Врубеля, работы тогда еще молодого скульптора Коненкова. Мы будем подниматься по знаменитым шехтелевским «парящим» лестницам, каждая из которых – удивительное произведение искусства, посетим Готический двусветный кабинет из драгоценных пород дерева, с росписями Врубеля на тему «Фауста», с огромным камином, высокими витражными окнами и витражным стеклянным потолком (этот кабинет считается не имеющим аналогов шедевром не только российского, но и мирового искусства и архитектуры) и библиотеку со знаменитым шестигранным инкрустированным столом, изготовленным по проекту Шехтеля, и красивыми росписями-фризами по периметру, каждый книжный шкаф которой изготовлен в виде средневекового европейского домика, с деревянной «черепицей» и башенками. Посетим Гобеленовую гостиную, выполненную Шехтелем в сказочной технике «Рокайль», с французскими «куртуазными» гобеленами на стенах, матовой полупрозрачной люстрой, которая является частью потолка, с камином из яшмы и венецианскими зеркалами, образующими бесконечный зеркальный коридор, заглянем в изящную Голубую гостиную, которая называлась Танцевальной. Зайдем в Парадный Египетский вестибюль с экзотическими сочными и яркими росписями, узнаем о таинственных потайных ходах, увидим причудливую фигуру льва с драконьим хвостом и поражающие часы в виде готической башни, а также полюбуемся лепными настенными панно и многослойными, кессонированными потолками с резьбой и росписями, которые можно рассматривать часами.

В ходе прогулки по завораживающим интерьерам особняка, вы также узнаете:

- с кого писал Михаил Врубель свою «Маргариту» для кабинета Морозова

- почему Алексей Викулович Морозов не покинул Россию после революции

- какую книгу «читает» резной гном у подножия лестницы кабинета

- как меняются выражения «лиц» горгулий, охраняющих один из каминов

По дороге в сказочный особняк мы прогуляемся по окрестностям Воронцова поля и узнаем, откуда эта местность получила такое название, побываем в очаровательном уголке старой Москвы - на самой маленькой площади столицы, которая носит удивительное название Лялина (вы также обязательно узнаете, почему она так называется и как связана с фаворитом одной русской императрицы). Увидим доходные дома и особняки – великолепно сохранившиеся образцы московского модерна, а также посетим шедевр московского барокко – древний Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах. Заодно, кстати, и узнаем, кто такие «бараши» и чем они занимались при царском дворе.

Стоимость – 1650 руб с чел (с радиогидом)

Продолжительность – 2 часа

Телефон для связи 8(965)384-00-34

Алпатова Наталья Александровна, руководитель Туристического клуба «Мир для тебя»



Страницы:


Возврат к списку