- Главная
- Люди и время
- Жизнь замечательных людей
Ежевский Александр Александрович
-
Герой Социалистического труда Александр Александрович Ежевский
Ежевский Александр Александрович — советский государственный деятель, министр тракторного и сельскохозяйственного машиностроения (сельскохозяйственного и тракторного машиностроения) СССР. Герой Социалистического Труда, кавалер четырех орденов Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени, ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени и многих медалей. Наш земляк - Член ВКП (б) с 1945 г. Член ЦК КПСС в 1971—1989 гг., депутат Совета Союза Верховного Совета СССР 7-11 созывов. Он заслуженный машиностроитель Российской Федерации, почетный гражданин города Руссы (Болгария).
О своей малой родине и о себе
"Еще в позапрошлом веке волею судьбы в Сибири оказался мой дед. Его сослали за участие в польском восстании 1863-64 годов. В Усть-Илимске появился на свет мой отец - Александр Викторович Ежевский, а вот мать, Луиза Христиановна, родом из Эстонии. В Прибайкалье она приехала до революции на заработки и устроилась гувернанткой. Ну а я родился в Тулуне - "кожаном мешке" – именно так переводится с бурятского "Тулам" название города, расположенного в изгибе реки, охватывающей его, как мешок.
Когда мне было два года, наша семья переехала в Хайту, затем в Иркутск. Здесь, на Подгорной улице, прошли мои школьные годы. Зимой, как и все мальчишки, катался на коньках, летом, на зависть многим, гонял на мотоцикле…
Сейчас, на девятом десятке лет жизни, с теплым чувством вспоминаю Иркутск. К сожалению, многих из тех, кого знал в те давние годы, уже нет на этом свете. Но лица друзей, Байкал, Ангара, улицы Иркутска навсегда останутся со мной. Ведь именно там я прожил треть своей жизни; там прошли мое детство, юность, молодость; там я пережил войну, голод, потерю друзей и близких. А это забыть нельзя".
Биография
А. А. Ежевский родился 21 октября (3 ноября) 1915 года в железнодорожном поселке Тулун Иркутской губернии, в семье рабочего.В 1930 году, после окончания семилетки, он был принят учеником токаря в бригаду отца на крупнейший в Иркутске машиностроительный завод имени В.В. Куйбышева.
У токарного станка
"Я быстро освоил специальность токаря по металлу, получил 6-й разряд и вскоре стал мастером механического цеха, - рассказывает Александр Александрович. – Параллельно c работой получил среднее образование – окончил вечерний рабфак при Иркутском государственном университете. Завод имени В.В. Куйбышева в то время выпускал драги – мощные машины для добычи россыпного золота. Поскольку к их производству я имел непосредственное отношение, то решил продолжить образование именно в этой области и поступил в Иркутский горно-металлургический институт. Когда окончил 1-ый курс, в Иркутском сельскохозяйственном институте открылся факультет механизации, где готовили инженеров-механиков. Многие студенты, в том числе и я, решили перевестись на 2-й курс в этот вуз. В те трудные годы мы не только работали, учились, но и умели отдыхать. Я принимал активное участие в художественной самодеятельности, лихо плясал яблочко, лезгинку, цыганочку, а позже научился танцевать танго, фокстрот, вальс. Однажды выступал в цирке – зажигательно бил чечетку, или, как сейчас говорят – степ. Однажды, через много лет, работая директором Алтайского тракторного завода, я даже выступил во Дворце культуры на праздновании Нового года. Народу там собралось больше 800 человек – передовые люди, мастера, рабочие. Каково же было всеобщее удивление, когда на концерте художественной самодеятельности заводчан они увидели чечетку в моем исполнении. Об этом еще долго вспоминали на нашем предприятии!"
В 1939 году А.А. Ежевский стал одним из первых выпускников по специальности инженер-механик, на «отлично» защитившим дипломный проект."Свой диплом я готовил на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ), продолжает А.А. Ежевский. - У меня была очень интересная тема – "Форсирование дизель-мотора" для трактора "Сталинец-65" (С-65). Любопытно, что еще в 1937 году этот мощный советский дизельный трактор получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже, а в годы моей учебы велось его серийное производство.
Трактор "Сталинец-65"
С того времени ЧТЗ стал для меня родным. После окончания института я проходил здесь производственную практику, а позднее, будучи министром тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, принимал участие в производстве новых дизелей и выпуске танка Т-72-М. Поэтому золотой значок "Почетный ЧТЗист" стал одной из самых дорогих моему сердцу наград".
Еще во время учебы в Иркутском сельскохозяйственном институте способного студента заметили на кафедре тракторов и автомобилей, где он трудился сначала лаборантом, потом ассистентом. Именно поэтому молодого дипломированного специалиста оставили на преподавательской работе.
С 1939 по 1942 год Александр Александрович работал старшим преподавателем Иркутского сельскохозяйственного института. Как и вся иркутская молодежь, во время Великой Отечественной войны рвался на фронт. Но его не брали по брони – государство думало о будущем, и молодые высококвалифицированные специалисты были нужны в тылу на промышленных предприятиях по производству военной техники и вооружения.
С 1942 по 1943 год он работает начальником ремонтно-механических мастерских строительства № 12.
1943—1945 г.г. — начальник производства, с 1947 года - главный инженер Иркутского авторемонтного завода.
"Тогда Иркутский авторемонтный завод выпускал автомобили для фронта, - говорит А.А. Ежевский. - В те годы в городе Иркутске налаживалось массовое автомобильное производство.
Постановление Государственного комитета обороны положило начало первому в Иркутской области «отверточному проекту» по сборке автомобилей «Студебекер», «Форд», «Шевроле», «Додж», а в последующие годы — грузовиков ГАЗ-51. Американские грузовики, поставляемые по ленд-лизу, неплохо зарекомендовали себя на фронте. Во время войны они приходили в Иркутск в виде машинокомплектов для сборки, которая велась на конвейере и, как отмечали специалисты, по качеству немногим уступали американской".
С 1947 по 1951 год – он директор Иркутского автосборочного завода.
"В 1946 году было принято решение о начале строительства на базе авторемонтного завода нового предприятия, - продолжает Александр Александрович. – Когда вместе с первым секретарем горкома партии Б.Н. Кобелевым мы приехали в поселок Мельниково на место строительства нового завода, перед нами простиралось большое капустное поле…
В считанные месяцы коллективу инженеров, рабочих, строителей удалось возвести производственные корпуса, и через год завод приступил к работе. А уже с 1950 года началось серийное производство отечественного грузовика ГАЗ-51. На следующий год завод достиг проектной мощности – 50 автомобилей в сутки. По различным оценкам, Иркутским автосборочным заводом было выпущено 11 418 грузовиков ГАЗ-51 и 29 277 автоприцепов АП-3". 1951—1953 гг. А.А. Ежевский — директор Алтайского тракторного завода. Именно в эти годы завод без остановки производства перешел на выпуск дизельных тракторов ДТ-54, за разработку которого группе конструкторов была присуждена Государственная премия СССР. В годы освоения целинных и залежных земель заводчане изготовили и поставили труженикам Сибири и Казахстана 9630 тракторов ДТ-54, которые явились основной пахотной машиной поднятой целины.
1953—1954 гг. — директор Ростовского завода сельскохозяйственного машиностроения «Ростсельмаш». Здесь под руководством А.А. Ежевского организовано производство самоходных косилок, кукурузоуборочных комбайнов и другой сельхозтехники. Всего на предприятии тогда изготавливали 10 наименований машин – зерноуборочные и кукурузоуборочные комбайны, почвообрабатывающие машины, овощеперерабатывающие агрегаты.
Активная и плодотворная деятельность Александра Ежевского в качестве директора крупных машиностроительных предприятий не остались незамеченной в Москве.
С 1954 по 1955 гг. он — заместитель министра автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР.Александр Александрович вспоминает факт из своей биографии в период работы в должности заместителя министра.
"Бывший в то время министром легкой промышленности А.Н. Косыгин попросил поехать вместе с ним в Узбекистан и на месте ознакомиться с механизацией хлопкового хозяйства республики. Но к тому времени я не сталкивался с этим производством. Что делать? Отказаться от поездки нельзя и выглядеть дилетантом тоже не хотелось. Пришлось буквально за одну ночь ознакомиться с особенностями технологий и конструкции хлопкоуборочной техники. В Узбекистане, на хлопковых полях мне пришлось не только высказать А.Н. Косыгину свое мнение по многим практическим вопросам хлопкоуборочной техники, но и обосновать его. Алексей Николаевич поинтересовался тогда, откуда у меня такие познания в этой специфической сфере сельскохозяйственной техники. Ничего не оставалось, как признаться в том, что всю ночь просидел над книгами, изучал производство... Косыгин посмотрел на меня внимательно, затем дружески похлопал по плечу и сказал: "Молодец! Вот так и держи всю жизнь!"
1955—1957 гг. А.А. Ежевский — заместитель, а вскоре - первый заместитель министра тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР.
1957—1962 гг. — заместитель начальника, начальник отдела автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения Госплана СССР.
В 1961 году в результате реорганизации сельскохозяйственной отрасли в нашей стране было создано Всесоюзное объединение Совета Министров СССР по продаже сельхозтехники, запчастей, минеральных удобрений, организации ремонта и использованию машин – "Союзсельхозтехника". С 1962 по 1978 гг. наш земляк — начальник Всесоюзного объединения "Союзсельхозтехника".
"Это была гигантская структура, - продолжает свой рассказ Александр Александрович. - Она включала все, начиная от производства и продажи сельхозтехники до обеспечения уборки урожая, обслуживания ферм и подготовки кадров. Организация объединяла почти два миллиона человек. В стране насчитывалось свыше 3,5 тысяч районных отделений "Союзсельхозтехники". Масштабы системы настолько впечатляли, что в те времена сложилась шутка: "В мире существуют социалистическая и капиталистическая система, а еще система "Сельхозтехники". В те годы мы построили и реконструировали республиканские и областные торговые базы, 536 ремонтных заводов, 1100 станций технического обслуживания автомобилей, 1000 станций обслуживания животноводческих ферм, мастерские общего назначения, механизированные отряды, автобазы, ввели классы обучения механизированных отрядов".
1978—1980 гг. он — председатель Государственного комитета СССР по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства.
1980—1987 гг. — министр тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. За эти годы были реконструированы многие промышленные предприятия, налажено производство сотен новых машин, решены многие социальные вопросы. Именно в это время на конвейер поставлен "Дон-1500" - лучший комбайн Советского Союза. Александр Александрович всегда считал, что новая техника создается десятками инженеров и конструкторов, изготавливается сотнями производственников, а эксплуатируется миллионами рабочих. Именно поэтому она должна быть эффективной, надежной, простой и удобной.
1987—1988 гг. А.А. Ежевский — министр сельскохозяйственного и тракторного машиностроения СССР. За время его работы в этой должности в стране реконструировано большое количество промышленных предприятий, налажено производство сотен новых машин, решены многие социальные вопросы. Новый импульс развития получили в эти годы крупнейшие машиностроительные предприятия страны, в том числе "Ростсельмаш", Чебоксарский, Липецкий, Минский, Владимирский, Кишиневский тракторные заводы. Только на "Ростсельмаше" было построено свыше 600 тысяч кв. м. производственных площадей, проведена реконструкция старых цехов, внедрены современные технологии, позволившие довести объем производства до 80 тысяч комбайнов в год.
Москва, 2012г. Торжественный вечер землячества, посвящённый Дню Победы. Слева направо Иван Кузьмич Миронов,
Иван Егорович Хоменко, Александр Александрович Ежевский, Светлана Ивановна Павлова и Владимир Георгиевич Поздняков
С октября 1988 г. А.А. Ежевский персональный пенсионер союзного значения, живет и работает в Москве. Его огромный жизненный и профессиональный опыт востребован и сегодня. До настоящего времени он является генеральным советником Научно-технического центра «Сельхозмаш» (ГОСНИТИ), активно участвует в жизни Иркутского землячества "Байкал". Александр Александрович тонкий ценитель и знаток оперетты, классической музыки, народных и цыганских песен, русского романса. Его фонотека – одна из крупнейших в Москве и насчитывает свыше 2,5 тысяч пластинок, 900 аудиокассет, 600 видеокассет и огромное количество компакт-дисков.
Два друга Борис Матвеевич Зубарев и Александр Александрович Ежевский
Слово о нашем земляке
Борис Матвеевич Зубарев- первый заместитель министра геологии СССР, заслуженный геолог России, трижды лауреат Государственных премий Советского Союза.
Дружба связывает нас с Александром Ежевским с детских лет, когда мы – обыкновенные иркутские мальчишки вмести проводили наш нехитрый досуг.
Мы жили в удивительное время в замечательной молодой Стране, и росли и взрослели вместе с ней. В тяжелые часы испытаний грудью вставали на ее защиту.
Я с первых дней Великой Отечественной войны воевал и всегда чувствовал, что за спиной у меня крепкий тыл, благодаря родным, всем иркутянам и таким людям как Александр Ежевский, которые в тяжелейших условиях, которые сейчас даже трудно представить, ковали оружие нашей Победы. В 27 лет Александр Александрович уже был начальником большого оборонного производства.
Александр выработал твердый сибирский характер. Не оробел, когда в 1952 году ему неожиданно позвонил Сталин. А я вам должен сказать, что при разговоре со Сталиным теряли дар речи люди и постарше и опытнее. Александр, порученное ему производство знал, как свои пять пальцев, и на любой вопрос мог дать точный ответ и в своей правоте был уверен. Двое суток после этого звонка Александр вместе с вверенным ему коллективом не уходил с завода, но важное задание они выполнили.
За нашу долгую жизнь родная Страна прошла немало крутых поворотов. И никогда Александр не сходил с дистанции. Он стал подлинным героем – Героем Социалистического труда, специалистом и руководителем высочайшего уровня. Востребован его уникальный профессиональный опыт и сегодня. Востребованы и его необыкновенные душевные качества, известные каждому члену нашего Землячества и далеко за его пределами.
Мы с моим другом прошли большой жизненный путь, на котором были замечательные победы. И кажется мне, братцы мои, что именно про нас с Сашей написана эта замечательная песня, куплетом из которой я и заканчиваю короткое приветствие своему другу Александру Александровичу Ежевскому, Александру, Саше:
«Веселья час и боль разлуки
Давай делить с тобой всегда.
Давай пожмем друг другу руки,
И в дальний путь на долгие года!»Из книги Евстафия Никитовича Антипина « «Байкал», люди, время»:
"По уникальной биографии А.А. Ежевского можно судить о том историческом времени, когда в недрах новой социальной системы вырастали талантливые инженеры и мудрые руководители, великие учёные и замечательные творцы прекрасного, самоотверженные защитники отечества и мужественные покорители космоса.
А.А. Ежевский – руководитель новой формации. Его можно считать первопроходцем в научной организации управления, главным в которой - оптимизация функций и персонализация ответственности руководителей всех рангов. Он настойчиво внедрял автоматизацию систем управления, требовал всегда учитывать социально-психологические аспекты управленческого труда.
Александр Александрович, высоко оценивая роль Иркутского землячества в организации общения и сплочения земляков старшего, среднего и и молодого поколения, в упрочении связей с малой родиной, принимает активное участие в его деятельности , в осуществлении гуманитарных и патриотических акций.
Мне представляется, что А.А. Ежевский – человек из будущего, он всю жизнь опережал время своими идеями и делами».
Александр Витковский
19 февраля