Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду

Павлов Владимир Азариевич

  • Иркутский ренессанс

    Иркутск. Новый микрорайон Солнечный. 1986 год.jpg

    Каждый раз, проезжая мимо сквера имени Кирова, меня как будто обдавало холодом от огромного монолитного недостроя прямо в центре Иркутска. «Да когда же его наконец достроят и вдохнут жизнь в этот впечатляющий конструкт?» - раздражённо думала я, и за все свои годы жизни в Иркутске так к нему и не привыкла. «Это» невозможно было не замечать, как невозможно было бы не замечать фигуру человека в виде сформированного скелета и мышечной ткани, но еще без кровеносной системы, внутренних органов, кожного и волосяного покровов. Каждый раз это исходящий немой укор: либо доделайте, либо добейте.

    1.png

    «Дом на ногах» (2000-е годы, Иркутск)

    Печально известный «Дом на ногах», нереализованный проект блока здания Горисполкома, архитектора Владимира Павлова и одна из многочисленных его авторских построек в Иркутской области. Начало проектирования 1978 год.

    Владимир Азариевич Павлов родился в 1938 году в Москве (здесь даже в цифрах при желании можно увидеть предсказание его основного места деятельности), вырос и выучился в Ленинграде, а затем, после получения диплома приехал в Иркутск, где в реализации нестандартных идей ему в первое время помогал и поддерживал Главный архитектор Иркутской области Б.М.Кербель, единомышленником и соратником был Главный архитектор города В.Ф.Бух, а Председатель горисполкома Н.Ф.Салацкий не мешал, и доверился мастеру.

    Полёт архитекторской мысли Павлова был жёстко ограничен требованиями типовой застройки, сейсмической защиты для зоны 8-ми балльных условий и, по выражению самого Павлова, «рамками существующего хозяйственного механизма», что при всей серьёзности только добавляло азарта в создании и отстаивании авторских решений в новаторском стиле Необрутализм - одном из течений послевоенного модернизма, которое зародилось в 1950-е годы в США, его особенностью выступали чёткие прямоугольные формы, демонстрация естественной грубой фактуры материалов и отказ от декоративных приёмов.

    Несмотря на внешнее радушие, иркутяне ко всем смелым проектам новатора относились с прохладой. Павлов решил встретиться с творческой интеллигенцией города в Доме писателей, где рассказал о дальнейших задумках. Свои возражения архитектору высказал Валентин Распутин, который критически отнёсся к монументальным объектам, разрушающим, по его мнению, сложившуюся архитектуру города.

    Вспоминает Валерий Николаевич Хайрюзов (писатель, почетный гражданин города Иркутска), принимавший участие в той эмоциональной встрече:

    «Ещё по приезду в город, Павлов был потрясен набережной Ангары, бывшей резиденцией генерал-губернатора Восточной Сибири Муравьева-Амурского, построенного по проекту Джакомо Кваренги, областным театром и стоящим рядом краеведческим музеем, на фронтоне которого были увековечены фамилии людей, чьим талантом и подвигами прирастала Российская империя. И тут же рядом топтались скособоченные дома, которым было уже далеко за сотню лет.

    Разговор в Доме писателей был жёсткий, но доброжелательный. С Павловым пришли Председатель облисполкома А. М. Ковальчук, Главный архитектор города В.Ф.Бух., Ю.И. Ковалёв. Как всякий талантливый творческий человек Владимир Азариевич был очень уязвим, и ожидал от встречи с писателями, тоже творческими людьми, именно понимания. Это были 80-е годы, уже много всего построено им было в городе, но общественного признания всё еще не ощущалось. Убедить писателей не получилось. Валентин Григорьевич считал, что Иркутск должен максимально сохраняться в дереве. Павлов, в свою очередь, указывал на практическую нецелесообразность деревянных жилых кварталов, особенно в центре города, ввиду их пожароопасности, отсутствии удобств, во многих случаях, и антисанитарии. Так и не встретив поддержки у творческих коллег, Павлов вскоре принял решение покинуть город. Я думаю, это была встреча, которая во многом и определила его отъезд. Сейчас, спустя время, я считаю, что наша вина в его отъезде конечно есть. Не поняли и не поддержали. Распутин тогда писал повесть о современной деревне «Пожар». А вскоре, пожар полыхал уже по всей России и те деревянные дома, которые отстаивал Валентин Григорьевич, начали гореть по всему Иркутску. Поджигали, чтобы переехать в благоустроенные квартиры, или чтобы освободить место под чей-то офис. Деревянный жилой фонд, в котором ютились люди, стал не нужен, слишком трудоёмко и дорого содержать его городу. Да и надо ли? Для памяти горожан и интересов туристов создан замечательный «130-й квартал», а людям в современном городе действительно удобней и безопасней жить в благоустроенных квартирах. Тем более, что постройки Павлова показали своё высокое качество, ну а вопросы вкусов, как говорится, о них не спорят, это было его видение городской среды.»

    2.png

    Павлов В.А.

    Коллеги архитектора делают акцент на особенном обаянии Павлова: «С заказчиками срабатывала следующая тактика. Павлов избегал обсуждать с ними архитектурные вопросы, переключая их внимание на функциональные, планировочные, экономические и другие технические преимущества своих предложений, вел себя при этом покладисто, где можно, уступал, шел на поддавки на заранее заготовленные позиции. Красноречие и убедительность, которыми он владел мастерски, как правило, завораживали заказчика, и он оказывался в сетях обольстителя.»

    Так, в здании жилого комплекса по заказу Управления ВСЖД, впервые в Иркутске была предложена подземная парковка, и это в то время, когда даже в Москве такие решения были в диковинку. Этот дом представлен в Архитектурном музее Чикаго, а в 1987 году объект признан лучшей постройкой года на Всесоюзном смотре-конкурсе.

    Жилые дома Иргиредмета, Обкома КПСС, Академии наук, Горкома – предложенные Павловым решения выводили их в разряд «элитного» жилья по своим функциональным и эксплуатационным характеристикам. Дом культуры Профсоюзов с каскадом фонтанов, Мемориальный комплекс «Танк» Иркутский комсомолец, «Дом-корабль» странный в своих формах и новаторский в инженерных конструкторских решениях, нестандартные здания детских садов и другое наследие - стали неотъемлемой частью облика города, и сейчас уже трудно предположить, как и кем он был бы застроен иначе. Направление получило название «Иркутская школа», а Павлов стал одним из основателей специальности «Архитектура» в Иркутском политехническом институте.

    3.png

    Фото ЖК Управления ВСЖД (наше время)

    При всех неоднозначных отзывах горожан, Павлов профессионально и уважительно относился к ансамблю городской среды, он улавливал в Иркутске нотки Ленинграда, и использовал это виденье в своих творческих прорывах, придерживаясь выбранного стиля. В архитектуре Иркутска 70-х годов не было застоя, а была обращённость в будущее, значительность размеров, строгость и чёткость, смелость и сила. Это не могло не отразиться на характере города и горожан. И сегодня на иркутских улицах соседствуют агрессивно-массивные здания «необрутализма», мягкое тепло «распутинского» деревянного зодчества, златоглавые церкви и глянцевый сайдинг бездушного евро-дизайна типовых застроек и модных торговых центров.

    4.png

    Фото Проекта «Окна Иркутска. Двери Венеции.» Автор: Геннадий Иванов

    «Вопрос соседства деревянного зодчества и советских новаторских построек архитектора Павлова - не вопрос выбора», - говорит Марина Кондрашова, (Председатель Совета Фонда "Наследие иркутских меценатов" Руководитель проекта "Окна Иркутска - Двери Венеции"). Иркутск - город с богатой и непростой историей, в его архитектуре представлены разные эпохи и стили. Была эпоха деревянных построек, обусловленная не только традицией русского дома, но и доступностью материала, с многообразием смысловых элементов в резьбе, её украшавшей. Была эпоха приглашенных мастеров каменного дела после сильнейшего пожара, уничтожившего большую часть деревянного города. И была эпоха Владимира Павлова с его прогрессивными идеями, реализованными в Иркутске в авторские уникальные проекты. И в этом разнообразии наше наследие. К которому нам, безусловно, нужно с уважением относиться. Я рада, что мои дети на улицах родного города могут наблюдать совершенно разную, зачастую контрастную архитектуру. Ведь через среду обитания формируется вкус к жизни!»

    Что мы сами понимаем о стиле, когда в поле зрения – только собственная квартира или земельный участок? Хаотично установленные блоки кондиционеров, разношёрстно застеклённые лоджии, выкрашенные в индивидуальный цвет оконные рамы и прочее окультуривание личного пространства по своему усмотрению в отсутствии строгих норм и контроля со стороны городских надзорных организаций – способно испортить любой фасад, любого архитектора.

    5.png

    «Дом-корабль» (времён СССР)

    Павлов мыслил масштабно, видел комплексно, расчёты выполнял качественно и материалы закладывал на совесть, не давая при этом повода заказчикам высказывать недовольство увеличением смет.

    Своё мнение выразила Ольга Александровна Аксаментова (Заместитель Министра культуры и архивов Иркутской области в 2018-19 г.г.), которая проживает в доме «Главвостоксибстроя» 1982 года постройки по проекту В. Павлова: «В эксплуатации помещения дома очень удобно спланированы. Кроме того, есть возможность парковать личный автомобиль прямо под квартирами, дом частично поднят «на ноги», такие приёмы использовались для обеспечения прямых проходов людей или для использования территории под проезд и парковку автомобилей. Дом очень прочный, во время недавнего землетрясения, я не заметила никаких признаков, находясь в это время в квартире. В целом к наследию академика Павлова в городе отношение сейчас хорошее, Министерство культуры не занимается охраной первоначального вида зданий архитектора, потому что они не включены в Реестр объектов культурного наследия. Собственники прикладывают руку к внешнему виду, что несомненно не позволяет нам в полной мере увидеть первозданную авторскую задумку архитектора.»

    6.png

    Жилой дом Главвостоксибстроя (наше время)

    Как могло бы выглядеть здание «Дома на ногах» в его достроенном виде? 

    Существуют мнения, что снос недостроя был ошибкой: «У здания иркутской мэрии, будь оно достроено, был бы настоящий контакт с городом и главной площадью благодаря пилонам-пропилеям, пропускающим поток людей с главной набережной на главную площадь и благодаря легкому изгибу здания, повторяющему «неправильность» конфигурации сквера Кирова.» Иркутские архитекторы выступали резко против демонтажа, они считали, что ломают произведение выдающегося мастера, признанного в России и за рубежом. Есть и противоположная точка зрения, в которой жители выказывают радость в избавлении города от «несуразной постройки». Но так или иначе, мы имеем дело с фактами, с реализованными решениями, с историей.

    Здание разрушали круглосуточно четыре месяца (2008 год). Более шести тысяч тонн металла, бетона и кирпича было вывезено с площадки. Сейчас на этом месте расположен пустырь. А в 2010 году не стало и его создателя. Газета Союза архитекторов России так написала об его уходе: «Имя Павлова напрямую связано с «Иркутским ренессансом» в архитектуре 1970–1980-х годов. Сегодня с дистанции в 45 лет подтверждается редкая для той эпохи исключительность иркутской архитектуры, ключевое место в которой принадлежит архитектору. Его новаторство состояло не в поисках специфической архитектурной формы, а в стремлении настоящего зодчего рационально распорядиться отпущенными для строительства средствами и материалами. В обычной задаче он видел сверхзадачу, задумываясь о развитии, будущих жизненных процессах, и находил нетривиальные ответы. В проектах застройки, жилых и общественных зданий это нашло отражение в следовании существу и духу места с учетом сурового климата, сейсмики региона, официальных требований сборности, модульности и скудости материальной базы строительства. Все, кто работал с В.А. Павловым, отмечали его взрывной характер, парадоксальное мышление, непредсказуемость и оригинальность его решений, уменье увлечь идеей, спровоцировать творческий процесс. И у всех осталось чувство благодарности к своему мэтру за его безграничную требовательность и гордость за принадлежность к «иркутской школе архитектуры». 

    Эпоха архитектора Павлова в моём родном Иркутске и области была. Около восьмидесяти авторских зданий построены и испытаны временем. На Международном триеннале мировой архитектуры 1988 года В.А. Павлов был включен в число 50 выдающихся архитекторов планеты. Это может быть еще одна полноценная экскурсионная программа города,которая была бы интересна и специалистам, и туристам. Это может быть улица Архитектора Павлова. Может быть мемориальная доска на одном из его объектов, который город решит взять под охрану. Это может стать достойным ответом города - памяти мастера.

    Анна Малинина (Вокина) 2020 г.


    Автор выражает благодарность за идею: Евгении Анайко (г. Иркутск)

    В тексте использованы материалы из книги «Владимир Павлов» (издательство Tatlin),
    «Иркипедия», фотографии из открытых источников,
    Газета Союза архитекторов России (СА), № 4 (9) 2010





Возврат к списку