- Главная
- Люди и время
- Интервью
Юрий Гагарин. Взлет над мифами и домыслами
Корреспондент газеты "Труд" Анатолий Журин подготовил материал ко Дню космонавтики: интервью с Валерием Николаевичем Хайрюзовым
***
С писателем Валерием Хайрюзовым мы познакомились, когда молодому писателю - командиру Ан-24 Иркутского авиаотряда в торжественной обстановке вручали премию Ленинского комсомола за книги «Непредвиденная посадка» и «Опекун». Помнится, эти книги тогда наделали немало шуму став настоящими бестселлерами в отрасли. Ими зачитывался весь в то время единый Аэрофлот от Камчатки до Калининграда. С тех пор утекло много воды, Валерий, отлетав в гражданском флоте 15 тысяч часов и «спустившись» с неба на землю, был избран депутатом разогнанного в 1993 году Верховного Совета. Но, желание продолжить писательское дело отправило его на поиски новых сюжетов, в горячие точки. Так появились на полках книжных магазинов новые, с нетерпением ожидаемые многочисленными поклонниками его творчества книги. Ширился и арсенал профессиональных наград писателя: премия Международного кинофестиваля «Золотой Витязь», Международная премия «Авиация глазами журналиста», Большая литературная премия России. Совсем недавно распоряжением Правительства он награжден знаком «Отличник воздушного транспорта». Одна из последних книг секретаря Союза писателей России - «Юрий Гагарин – Колумб Вселенной» отличается присущей автору опорой на достоверные документы, на воспоминания современников. В ней немало и новых деталей биографии первого космонавта Земли. О ней наш сегодняшний разговор.
- Валерий, не секрет, что имя Юрия Гагарина не дает покоя искателям жареного, желающим поставить под сомнение, что первым в космосе был все-таки не он. Что вы по этому поводу думаете?
- Вообще – и я пишу об этом в своей книге - опровергать слухи и домыслы — занятие пустое. Это все равно, что затеять дискуссию о том, кто первым открыл Америку. Китайцы скажут, ну, конечно же, им был Чжен Хэ, который плавал туда еще до Колумба и первым совершил кругосветное путешествие. В исландской саге об Эрике Рыжем исследователи отыщут, что первооткрывателем был викинг Лайф Эриксон. Монгольские ученые считают, что первыми в Америке побывали их соотечественники, другие назовут финикийцев, египтян, безвестных африканцев. Делается это, чтобы напомнить миру о былом величии своего народа и приподнять его во времени настоящем. Оставим споры ученым, пусть они копают землю, просеивают пыль, делают радиоуглеродные анализы и свергают с пьедесталов Колумба и Магеллана. На Западе, к примеру, до сих пор распространяют слухи, что еще до 12 апреля 1961 года в космосе побывали несколько советских космонавтов. Но все они якобы погибли. К сожалению, не брезгуют такими измышлениями и наши средства массовой информации, присоединяясь к хору западной желтой прессы.
«Гагарин был первым? — задавала в свое время вопрос своим читателям «Комсомолка». — Что за вопрос? — Конечно! Но на Западе иное мнение, — информирует газета. — Например, немецкий журнал «Spiegel» в статье, посвященной 50-летию космодрома Байконур, вполне серьезно упоминает о русских космонавтах, которые видели Землю с орбиты еще до полета Гагарина. На эту тему выходят даже фильмы, претендующие на документальность. В декабре 1959 года итальянское телеграфное агентство «Континенталь» заявило, что в СССР людей в космос запускают аж с 1957 года.
Правда, летают русские не на космических кораблях, а на пилотируемых баллистических ракетах. И неудачно. Поэтому русские и не спешат делиться информацией с мировой общественностью. Агентство даже назвало имена четырех погибших — Алексей Ледовский, Сергей Шиборин, Андрей Митков и Мария Громова.
А 23 февраля 1962 года агентство «Рейтер» распространило заявление полковника ВВС США Барни Олдфилда о том, что в мае 1960 года из-за сбоя в системе ориентации разбился советский космический аппарат, на борту которого находился пилот Заводовский.
Потом появилась информация, что 27 сентября 1960 года на Байконуре во время запуска разбился Иван Качур. В октябре того же года взорвался корабль серии «Восток» с Петром Долговым на борту. А еще через несколько лет итальянская «Коррьере делла сера» напечатала рассказ двух братьев-радиолюбителей, Арчилло и Джамбатиста Юдика-Кордилья, которые в ноябре 1960 года и в феврале 1961-го поймали странные сигналы из космоса. В первом случае им удалось перехватить телеметрические радиосигналы биения сердца. Во втором — переговоры с Землей. Итальянская газета даже приводит расшифровку, будто бы космонавты сообщали на землю: «Условия ухудшаются, почему не отвечаете?.. Скорость падает. Мир никогда не узнает о нас». Газета тут же сообщила имена погибших — Алексей Белоконов, Геннадий Михайлов и Алексей Грачев.
- Но ведь, как говорится, дыма без огня не бывает?
- Оказывается еще как бывает! Долгие годы западному читателю внушали: русские скрывают свои промахи и потери. Но всегда находятся люди, которые восполняют отсутствие информации из-за «железного занавеса». Пишут: из советского космического корабля поступило сообщение — условия полета ухудшаются. Читатель начинает волноваться: какие условия? Что произошло? Братья не сообщают, мол, догадывайтесь сами. Ну, а последняя фраза, что мир так и не узнает о героях космоса, явно рассчитана на доверчивого обывателя. Вот они какие, русские! Все прячут, боятся огласки. Режим секретности, который существовал на то время в СССР, невольно способствовал появлению таких сенсаций. 11 апреля 1961-го даже дружественная Советскому Союзу английская газета «Дейли уоркер» опубликовала заметку московского корреспондента Дэнниса Огдена о том, что 7 апреля на космическом корабле «Россия» якобы совершил успешный орбитальный полет (три витка вокруг планеты) сын известного авиаконструктора, летчик-испытатель Владимир Ильюшин. Однако при посадке отказало оборудование, и первый космонавт сел в Китае. Мао Цзэдун решил не отпускать покалеченного героя в СССР. Потому как хотел выведать у него все космические секреты. История показалась столь правдоподобной, что в Книге рекордов Гиннесса за 1964 год именно Ильюшин указан как первый космонавт Земли.
- А что было на самом деле?
- Как пишет писатель, историк космонавтики Антон Первушин, в июне 1960 года подполковник Ильюшин попал в автокатастрофу: по официальной версии, пьяный водитель встречной машины не справился с управлением. Это документальный факт. Серьезные травмы обеих ног и мизерный шанс вернуться в авиацию. Почти год его лечили в Москве, а на реабилитацию отправили в Китай, в Хуанчжо — в руки специалистов восточной медицины.
Кто-то верил подобной стряпне, а кто-то читал все это, как развлекательную, с идеологическим душком литературу. Существует сравнение неба и космоса с храмом, который от рождения до самой кончины стоит над нашими головами. Но для того чтобы увидеть небо, надо поднять голову. Сегодня же, когда люди перебирают глянцевые упаковки, у них нет времени и дела до неба и космоса, они редко смотрят вверх. Переведя бытие в мир товарно-денежных отношений, нынешние власти делают все ту же ошибку: товар, каким бы красивым и привлекательным ни казался, никогда не был для людей конечной целью, за которую можно и жизнь отдать. «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда», — выдал свою, знаменитую ныне сентенцию Черномырдин. И удобно, и вроде никто не виноват. Путевка в космос — это же не пропуск на овощную базу или лабаз.
- Существует и масса мифов о том, как погиб Гагарин, и вообще, ставится под сомнение сама его гибель. Помнится, друг нашей редакции Герман Титов, вспоминая тот трагический день, как-то рассказал нам, что Гагарин, оторванный от неба бесконечными поездками и встречами, очень переживал, что не летает. Особенно, зная, что он. Титов, постоянно находится в летном тренаже.
- Вообще пускать или не пускать Гагарина в небо начальники спорили не один год. После гибели космонавта Комарова – а Гагарин к тому же был его дублером – в верхах, казалось бы, была поставлена точка: пусть заседает в президиумах, встречается с пионерами, защищает диссертацию. Между тем, сам Юрий Алексеевич как-то в сердцах обронил: «Не хочу быть памятником – ведь живой человек...»
Я, как бывший пилот, согласен с академиком, психологом летной работы Владимиром Пономаренко, как-то сказавшим: «Отлучить летчика от полетов – это все равно, что запретить ему дышать». Споры о том, как и почему произошла та мартовская катастрофа, и сегодня не утихают. Хочется верить, что тайна его гибели будет когда-нибудь раскрыта. Конечно, можно предполагать, можно многого чего домысливать. Можно обвинять, судить, можно оплакивать произошедшее. Истина же в том, что Гагарин был среди нас и был одним из нас. Но его жизнь оставила среди нас, ныне живущих, такой яркий свет, что пока существует человечество, это имя будет стоять среди самых великих имен...
Записал Анатолий ЖУРИН