Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
  • Главная

Монолог редактора в канун юбилея "Главной темы"

27.11.2013

Уже давно по своей многолетней журналистской практике я знаю: рассказывать о том, кого очень давно знаешь, — самое сложное дело. Этих сложностей несколько. Страх впасть в патетику. Ведь если знаешь и любишь, это вызывает желание говорить о нем только лучшее. Когда много знаешь, всегда сложно выделить приоритетное, главное. Порой какой-то незначительный факт, эпизод может заслонить более важное, показательное. Рисовать картину о хорошо и давно знакомом очень ответственно. Потому что воссоздать эту картину нужно самыми чистыми, самыми правдивыми красками...
Рассказывать о своем детище многократно сложнее. Но есть  совет,  часто применяемый в журналистике: «С чего начать? —  спрашивают нас наши герои. И мы отвечаем: «С начала. С самого начала».
Хороший совет. Им и воспользуюсь!

 Начало.

Тут как раз все предельно просто. Как рождается ребенок? Когда приходит время. Пришло время, и родилась «Главная Тема». Вначале в простом и незатейливом формате областной газеты. Но тема, она сразу была определена и четко заявлена совершенно точно, прямо в десяточку. Мы сразу определили это ГЛАВНОЕ: Человек. Семья. Здоровье.
И... пошло. Завертелось. Профилактика наркомании. Газета становится спутницей всех акций по проблеме  наркомании, её читают по всей Иркутской области. Вот так. Сразу. Конечно, не без помощи и постоянной поддержки администрации. Лично губернатора области Бориса Александровича Говорина. Удача? Наверное. Но госпожа-удача приходит только туда, где её очень ждут. А я очень ждала этого, всю свою сознательную журналисткую жизнь.
Говорить, размышлять, рассуждать о жизни. Рассказывать об этой жизни. Участвовать в ней. Любить эту жизнь. Это настоятельно требовало своего издания. Принципиально нового. Было страшно. Еще как страшно! Еще жил в нас страх наказания, осуждения. Неизбежности каких-то согласований с высшими инстанциями и ощущения жесткости поводка на шее.
Но судьба и правда была к «Главной Теме» благосклонна — она сразу стала свободной. И оставалась такой все пятнадцать лет. И все эти 15 лет все наши темы были ГЛАВНЫМИ.

Самое главное приходит в момент истины.
Как рождались главные темы? Это сложный процесс трудно проследить. Но понять можно. Все главное приходит вовремя. А вовремя — это когда ты, окружающий мир готовы к этому. Столько тем, столько героев этих тем за 15 лет! Материнство. Это д.м.н., профессор Наталья Протопопова, главный врач Иркутского областного перинатального центра. Еще до возникновения журнала столько с ней было прочитано лекций, проведено встреч в самых разных аудиториях. И потом совместные проекты:  Сибирская семья. Осознанное родительство. Проекты. Слово затасканное, ставшее скучным, протокольным. А на самом деле —это были поиски слов, путей к сердцам и умам наших читателей.
Наркотики. Проблема проблем Иркутска в 90-е годы! И мы с Виталием Анатольевичем Жмуровым,  психологом и психотерапевтом от Бога, вместе пишем статьи, книги. С комитетом по молодежной политике Иркутской области реализуется многолетный проект профилактики наркомании «От знаний — к осознанности». Два года поездки по огромной Иркутской области. Лекции, шоу, консультации. И просто разговоры, встречи со взрослыми и детьми. Собственно, этот девиз, этот мощный посыл действий «От знаний — к осознанности» стал основным в работе социально ориентированной «Главной Темы».
Сколько тем, сколько проблем, сколько людей, волей или неволей вовлеченных в них. Отношения родителей и детей. Детей и школы. Проект «Большая перемена», над которым мы  работали вместе с В.С. Басюком, возглавляющим в то время Департамент образования города Иркутска. «В зоне риска — дети». Многолетний, очень больной и непростой разговор о социальном сиротстве, его корнях и путях его  преодоления. Областные органы социальной защиты многие г7оды были партнером в реализации этого и многих других проектов.
Затем «Главная Тема» шагнула за пределы Иркутской области, журнал становится российским. Главные темы не придумывались, они НИКОГДА не следовали нелепой и жуткой моде на социалку. Социальная журналистка тогда еще только вставала на ноги. Многие даже не понимали: а что это такое? Но постепенно пришло понимание: социальная журналистика — требование времени, новое, сложное, многотрудное направление российской общественной мысли. ЧЕЛОВЕК В БЕДЕ — главная её тема. Дети улиц. Дети, лишенные семей, дома, тепла, даже элементарного - хлеба. Это казалось невероятным: в наше время дети на улице! В дорожных канализационных колодцах, подвалах. Дети— малолетние преступники. Дети-наркоманы. Эти темы для многих современных СМИ, глянцевых изданий —не интересны. Они сенсационны, но в самом начале. «Глянец» способен лишь кричать: ВАУ!!! Но как он далек от жизни! Оообенно от исковерканной, несчастной, убогой.
«Главная Тема» тоже кричала. Но это был вопль о помощи.  Набатом с наших страниц звучало: SOS!!!!! Дети в опасности! В опасности люди с ограниченными возможностями, оказавшиеся в изоляции, старики, брошенн6ые выживать на свои жалкие пенсии. Увы. Пока это так.
Но ощущение дыхания, веления времени, потребность в чистой информации рождало все новые и новые проекты, рубрики, приводило на полосы журнала новых героев.
Было в нашей работе самое главное, необходимое для того, чтобы проходить этот невероятно сложный путь социальной журналистики. Главное — мы видели результаты своей работы. Поступали какие-то деньги и помощь детским домам и приютам. Создавались центры психологической помощи. И нас читали: учителя, школьники, родители. Сильные и слабые, здоровые и больные. Мы искали не популярности и славы, мы искали своих читателей. И возможность быть полезными.
И так 15 лет. Само рождение как потребность реализоваться. Как факт некоей зрелости. И как служение.
Темы менялись. Вернее, они просто разрастались. Всегда, постоянно, неизменно. Главной всегда  оставалась одна — ЖИЗНЬ. Узнавание жизни, истории людей, жизнь в творчестве и творение этой жизни…Психология. Немного даже психиатрии, когда речь шла о профилактике наркомании. Философия. Религия. Главным героем становилась Личность. Главной темой оставалась Жизнь. Во всех её  ипостасях.
Погружение в психологию привело меня к замечательному человеку, ставшему на многие годы близким другом, учителем — Виталию Анатольевичу Жмурову. Вместе мы несколько лет пытались постичь и побороть зло, пришедшее в Иркутскую область,—наркоманию. Победили ли мы её? Нет. Потому что социальные болезни — это беда не отдельно взятого человека, а общества. И тогда пришло понимание — все дело в зрелости человека, в его выборе, его внутренней честности по отношениию к жизни.

От знаний — к осознанности.
Именно так. Этот путь мы и избрали. Мы стали давать знания — по психологии. Человек должен для начала понять себя, чтобы понять и принять другого. Мы пытались открыть мир отношений: в семье, в коллективе. Важно было дать слово профессионалам не только в психологии, но и медицине. Возможность выскасказаться получили все, кому было что сказать: школьник, домохозяйка, зек, бывший наркоман, спасающий себя и своих друзей.
Потому «Главная Тема» явила отчасти новый жанр в журналистике — форумы, дискуссионные клубы. Говоорили и спорили о разном: Как стать счастливым? Можно ли научиться любить? Можно ли сохранить молодую душу в старости?
Наверное,  я не смогу сейчас вспомнить всех наших героев, все наши темы. Но все они (и герои, и темы) были ГЛАВНЫМИ.
Важно было дать понять, убедить, что, не поняв свою природу, человек не сможет стать другим, лучшим.  Римский философ Боэций говорил: «Незнание себя есть часть природы любого живого существа, кроме человека; для человека незнание себя есть грех». Встречаются люди, которые умышленно избегают процесса познания собственной души, своих достоинств и недостатков, поскольку это — достаточно болезненный процесс. Человек, который не знает себя, не имеет ясного представления о собственном внутреннем мире, не может контактировать с внутренним миром другого человека,  он живет в иллюзии. Незнание себя — основная проблема пожизненных одиночек.
Не могут быть счастливыми семьи, созданные несчастными людьми. Не могут быть дети в таких семьях счастливыми. И дальше... Несчастливый человек, тупо и слепо бредущий в неизвестном направлении, или, что бывает часто, в ложном направлении, априори несчастлив. Общество несчастных людей случается именно по этой причине.
Журнал не жил своей изолированной жизнью. Он был участником, а чаще организатором многих акций, событий, программ. Дискуссионные клубы, встречи с самыми разными аудиториями, поездки, конференции, семинары, леции, беседы... В редакцию звонили, приходили: за советом, просто поговорить,  поплакаться, возмутиться...
Какая длинная жизнь! Какие непростые, наполненные пятнадцать лет! Непростые по своим сложным темам, по финансовому выживанию. Хотя... Журналу помогали. Областная администрация — тогдащний губернатор Б.А. Говорин первым протянул руку помощи и поддержки.

pic00072-1.jpg

Губернатор Иркутской области 1997-2005гг Борис Александрович Говорин

Журналу помогала Москва, Министерство по молодежной политике, Министерество по печати. Помощь — это возможность участвовать в различных грантовых конкурсах и получать эти гранты.
Начиная готовить этот номер, самый главный за 15 лет, читала старые номера, смотрела Грамоты и Дипломы, залезла в Интерет. И там совершенно неожиданно нашла в каких-то сложных образовательных программых иркутского учительства множество ссылок на журнал, выдержки из моих статей. Вот некоторые из них:
«Мир принадлежит сильным и беспощадным. Агрессивность взошла на пьедестал. И доброта стала недостатком. Кротость – изъяном. Милосердие — пугалом. Любовь к ближним и Родине — анекдотом… Всему есть предел. Вот и у процесса разрушения есть логическое завершение — конец. И он предстает перед нами в страшном и жалком виде — нация вырождается. Все меньше людей появляется на свет…»
«…одиночество незримо присутствует везде, где отсутствует Любовь и Тепло. Одиночество. Утрата понятия родительского гнезда… Люди стали страдать от одиночества именно в тот момент, когда стала рушиться семья, семейственность.Одинокие старики. Одинокие молодые, спасающиеся от этого одиночества в выжигающих душу тусовках, в пиве и наркотиках. Одинокое поколение родителей, убегающих от всего и всех в работу. Кто соединит?»
КТО СОЕДИНИТ? В ЧЕМ СПАСЕНИЕ? Так рождались все новые и новые Главные Темы. Пятнадцать непростых, но таких прекрасных лет. И обширная география: Ирутск, Москва, Самара, Тольятти, Кострома, Воронеж, Сочи...  
ЧТО СОЕДИНЯЕТ? Только Любовь. И СЛОВО, СКАЗАННОЕ В ЛЮБВИ. И ТВОРЕНИЕ ЭТОЙ ЛЮБВИ.

Творчество как смысл жизни.
Какой-то значительный поворот произошел лет пять назад. Пришло понимание: творчество — самый мощный стимул и духовный стержень, который и делает человека человеком.
Так в журнале стали появляться люди творчества. Нет, не только художники и поэты, а все те, кто творит самое главное — собственную жизнь. Личность крупным планом — она стала главной темой в эти годы.
Семья. Род. Память. Любовь. Отношения людей, отношения человека и общества. Счастье, одиночество, грех, жизнь и смерть… Сколько было монологов, диалогов, исповедей на эти темы! Сколько людей проживали какую-то часть своих жизней на страницах «Главной Темы». Это невозможно пересказать. Невозможно! Как невозможно пересказать полно, внятно и честно любую другую жизнь. Только вехи, вешки, отдельные эпизоды,особо запомнившиеся, зачастую по совеоршенно непонятным законам и причинам.
Рубрику «ЛитературоВИДЕНИЕ» подарил  преподаватель, профессор Иркутского Лингвистического университета Николай Петрович Антипьев.
Удивительное чувствование слова, тонкое понимание литературы и его постоянный поиск человека в человеке. В своей замечательной статье «Нравственная  этика» он говорит: «Вся современная литература устремилась в бессознательное в человеке. И, самое важное, представила новый взгляд на алогизм и казуальность личности. Новая литература хочет из осколков отдельных наблюдений сотворить образ целостной индивидуальности. ЛитературовЕдение изменяет свой угол зрения и становится  
«литературовИдением». Только вИдение и доступен внутренний человек. Литература изменяет наше зрение, учит видеть неуловимые бессознательные импульсы в литературе и жизни. Литература из объяснительного (вЕдение) должно стать внушающим, сопереживающим, открытым образу по содержанию и форме вИдением; обострять образное начало в человеке, переводить бессознательное в сознательное».
И далее: «Мы изучаем историю литературы. А надо бы литературу рассматривать как сокровищницу высокой нравственной интуиции. Литературу всегда надо читать пристрастными, современными глазами. Видеть мир через литературу. Нужны новые программы в школе и вузе по литературовИдению и литературочувствованию».
Александр Белугин. Художник, писатель… Человек творческий по своей сути. Его картины открыли для меня новый мир. Мир символов и абстракции. Мир, в котором почти нет рамок и стереотипов. Мир смелых открытий и смутно брезжущих сюжетов.
И таинственный «Черный квадрат» Малевича открылся  вдруг самым неожиданным образом. Я УВИДЕЛА его. Наверное, очень по-своему. Но в этом и есть суть любого творчества — показывать каждому ЕГО, только Его, грани восприятия Мира. Черный квадрат — для меня это бесконечность и невероятная, непостижимая человеческому глазу наполненность, облеченные в условные рамки и конфигурацию квадрата. Бесконечность и наполненность… И необходимые для человеческого восприятия, пусть условные, иллюзорные рамки квадрата — устойчивого и упертого. Именно так.

Светлана Богатырь. Удивительная женщина-философ, художник, живущая сейчас во Франции, личность, сеяющая вокруг себя свет и осознанность. В своей книге она написала: «Искусство — это исповедь человечества, его «путевые заметки» на пути познания себя-мира. Путь этот ведёт к бессмертию через Любовь. Вот итог моего творческого расследования на данный момент».
Тема духовного становления, поиски Бога вот уже несколько лет существует в нашей Теме. Её ведет о. Александр Егоров.
Его картины на библейские темы, изображение храмов и милых сердцу родных российских пейзажей. Его проповеди на самые главные темы: веры, любви, надежды — питают наши души и умы.
Каждый герой — это новая главная тема, новая страница истории человеческой  жизни. Каждый герой журнала — новая исповедь. Не перестаю удивляться  чудесам в жизни. Случается, встречаешь человека, подобного чистому роднику. И припадаешь к  этому целебному источнику. И радуется душа тому, что мир еще не обеднел, что есть в нем место свету, поиску истины, что живет еще в нем великая вера в Бога, Человека, в Любовь. Как мал формат моего журнала. Как много людей, пришедших в него, принесших  для его читателей новые чистые ноты, краски. Как велика сейчас во мне потребность назвать все эти имена! Известный общественный деятель Александра Очирова, скульптор Юрий Злотя, танцовщица Юлия Тагали, фотограф Тамара Зеленова, директор благотворительного фонда Юрия Тена Людмила Тен, Гоша Куценко, Антон Макарский, Ирина Роднина, Дмитрий  Куклачев...

                                                      ten-1.jpg

                                                                                                                                             Людмила Тен, Председатель Благотворительного Фонда им. Юрия Тена

И дело не во многих звездных именах. Это личности. Как многие другие наши герои,  истинные герои и яркие личности, вошли в эту огромную жизнь «Главной Темы».
И еще люди, которые тоже празднуют этот юбилей, как свой личный. Они были вместе с журналом,  рядом со мной все эти годы. Они создавали, ткали, рисовали и творили нашу «Главную Тему»: Марина Винокурова, Алексей Быков, Любовь Сухаревская, Алена Кучерова, Галина Луданова, Людмила Доценко. Были и другие, порой временные, случайные. Это неизбежно на нашем пути. Иногда нужны и просто попутчики, даже случайные. Но... расти можно только рядом с союзниками, единомышленниками.
Важными в работе журнала были и библиотеки, которые всегда были перывыми и благодарными читателями, критиками и распространителями журнала: Юношеская библиотека им. Уткина (Иркутск), библиотека при Доме культуры в городе Лыткарино Московской области.
Мои милые друзья, пришедшие в журнал, ставшие его героями, мои дорогие коллеги и союзники, низкий поклон вам! Спасибо вам за всё, что вы делали, делаете и, надеюсь, будете делать для «Главной Темы», чтобы питать её  своими живительными силами,  чтобы стать её  гордостью и  её признанием! С ЮБИЛЕЕМ ВСЕХ НАС!

Исповедальность как новый жанр.
Да. Я все чаще обращаюсь к монологам. Это  чистый, исповедальный жанр. В нем как раз и заложена эта страстная, неумолимая, бесконечная потребность — рассказать о себе и быть услышанным.
Я ОБРАЩАЮСЬ С ТРЕБОВАНИЕ ВЕРЫ И С ПРОСЬБОЙ О ЛЮБВИ — вот вечный крик человеческой души. Искренность. Открытость.     Эмоциональность. И внутренняя честность. Это — основные приметы настоящей журналистики.
Исповедальность — тональность, продиктованная жизнью. Как можно иначе говорить с человеком, если не обнажать свою душу?
О жанре. Диалоги и монологи — им всегда отдается предпочтение. Потому что именно эти жанры способствуют доверительному тону, искренности и обнаженности. Речь не идет о душевном стриптизе. Душевная открытость — это как раз и есть та необходимая именно сейчас, в наше время, столь важная исповедальность.  Потребность поделиться движениями своей души и мысли — вот особенность наших диалогов и монологов.
Столько рубрик! «Личность крупным планом», «Диалоги о жизни», «Дискуссинный клуб», «Окно в мир», «Мой современник», «Эскиз к портрету», «Города и люди», «Путь к Богу»... Одни рубрики уходили, другие рождались. Мы не ставили целью сохранять что- то искусственно. Жизнь постоянно диктует свое. Одно прочно утверждается, другое  уходит за ненадобностью. Главные темы, как путеводные звезды, освещали путь нам и нашим читателям. Так родилась новая рубрики «Корабль любви». Любовь — самая-самая главная тема. Любовь — основа основ, самое лучшее и главное в каждом из нас.
«Корабль любви» — пример особой искренности, ведь любовь не терпит фальши и театральности. Мы отвергаем поиски звездной любви. Мы ищем любовь, которая существует не во внешнем, часто придуманном, глянцевом мире. Она живет только в чистых душах. Потому героями наших рассказов становится любой, кто любит. Потому что только любящий носит в своей душе вечную тайну и неистребимое желание ее высказать.


И теперь самое главное. Главная Тема в моей жизни.
Я не сразу приняла это решение: журнал-исповедь редактора и издателя, журнал-бенефис. Но возможно ли это? Как воспримут это мои читатели? Страх показаться нескромной, неловкость... Несколько раз я безжалостно изгоняла идею возможного бенефиса в собственном журнале. Но она, разрастаясь и нагло прорастая в меня, приобретала все более и более четкие и вполне осязаемые очертания, она отчаянно сопротивлялась изгнанию, не желала уходить. Она возвращалась, тем самым доказывая свою необходимость и оправданную потребность быть реализованной.
Так вот: «Главная Тема» для меня —  не просто журнал, не просто работа, не только возможность самореализации. Гораздо больше. Это — мой мир. Где я росла, постигала истины, мучилась, страдала и радовалась. Где познала дружбу, любовь, Бога.
Вот почему я приняла это непростое для меня решение— начать юбилейный выпуск с собственной фотографии. И вести через весь журнал нить исповедальности, знакомя читателей с героями, их мыслями и историями.
Один мой хороший знакомый, нежно и трепетно относящийся к «Главной Теме», как-то мягко упрекнул: «В журнале много твоей тональности. Надо бы разные! Как в других журналах — много авторов, много жанров, много тональностей!» Тогда я тоже невольно засомневалась: «Может, и правда? Что-то не так? И меня слишком много? Но... Почему бы и журналу, и журналистике не стать наконец авангардной?  Авторство, присутствие автора, его Я, его тональности, его личности. Почему этого надо бояться? «Главная Тема» открыта  для тех, кому важны наши темы, кто готов поделиться своими. Но... тональность должна быть одна! И дирижер — один! Иначе это просто обычная глянцевая тусовка.
Как рождаются новый выпуск журнала, первая строчка, свежая мысль?
Процесс рождения строки, мысли невозможно передать. Рассказать, передать, как мы дышим, как бьется  сердце? Объяснить, что такое любовь...  Это возможно, только нарисовав образ. Это, например, как рождение танца.
В тот день, день рождения танцовщицы Айседоры  Дункан, мы (студия танца Юлии Тагали) пошли в Измайловский парк — танцевать. Свободно и счастливо. Почти так, как когда-то танцевала она, свободная и великая босоножка «Исидора» (так звал ее Есенин).
Руки-крылья…Мелодия — ветер, уносящий от пустых обид и тревог, от жалкой суеты быта, страха перед завтрашним днем... Танец. Который как вся жизнь. Который больше жизни!
Мы  танцуем в огромном старом парке. Перед глазами сотен незнакомых нам людей. Танцуем каждую  мелодию, предложенную оркестром. Это — полная импровизация. Невероятная свобода в движениях и настроении. Танцуем так, словно проживаем в танце фрагмент, кусочек яркой, только нашей, жизни. Собственно, танец — это и есть жизнь. Счастье, восторг, отчаяние, печаль — неисчерпаемая палитра состояний души, всего, что мы  несем в себе. Нет плохих дней, как нет плохого танца. Нет оценок прожитого. Потому что любая жизнь уникальна, даже, казалось бы, самая простая и безыскусная. Любая неповторима. И мы танцуем каждый данный нам Всевышним день — как последний. Это — наивысшее счастье, потому что только в этом состоянии и ощущаешь, что живешь.
Почти так же рождается слово: как жест, вздох. Как вечный диалог с Жизнью и Вечностью.

С Юбилеем нас, моя «Главная Тема»! Долгой тебе жизни! И ещё — множества главных тем, героев, неиссякаемого и чистого источника ВЕЛИКОГО ТВОРЧЕСТВА! Пусть Бог Любовь не оставят нас.

Фото Бориса Барбараша
Римма Дорожкина  27 ноября

Возврат к списку