Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
  • Главная

2021 год назван Годом Байкала Сохраним его для потомков. Глава из книги Веры Савчук «Сила веры»

14.12.2020

БАЙКАЛ

Когда в 1957 году я приехала в Иркутск, меня восхитила высокая культура города и его жителей. И, конечно, уникальное озеро Байкал, которое расположено в 66 км от Иркутска. Я не могла налюбоваться его просторами и красотой, надышаться его чистейшим воздухом. Мой близкий родственник Георгий Фёдорович Пестерев, капитан знаменитого научно-исследовательского судна «Верещагин» (он был капитаном на судах «Верещагин» и «Титов» научно-исследовательского флота Лимнологического института более 20 лет), мог сутками рассказывать о Байкале, его нраве, красоте и богатстве. Я сидела и слушала как заворожённая, напитывалась духом, заботами Байкала, знаниями о нём, что помогло мне потом в работе над Законом «Об охране озера Байкал» и в борьбе за сохранение этого уникального озера.

Мой земляк, защитник Байкала, известный писатель Валентин Григорьевич Распутин, сказал: «Байкал не столь прост, чтобы так легко можно было лишить его таинственности и загадочности, но, тем не менее, как это и должно быть, по своим физическим данным он поставлен на соответствующее ему место в ряду величин описанных и открытых».

Байкал — это уникальное явление на нашей планете Земля, одно их древнейших озёр мира. Его возраст — 25 миллионов лет, но при этом у него не наблюдается никаких признаков старения, которые привели многие другие озёра к исчезновению с лица Земли.

Площадь Байкала составляет 31 500 кв. км. Его длина — 636 км, средняя ширина — 48 км, а наибольшая — 79,2 км, объём водной массы — 23 тыс. кв. км.

Байкал — самый глубокий континентальный водоём на земном шаре. Средняя глубина его — 730 м, максимальная глубина в средней части котлована — 1620 м. В Байкал впадает 336 рек и речек: наиболее крупные из них — Селенга, Баргузин, Верхняя Ангара, Турка, Снежная. Вытекает же из Байкала лишь одна река — Ангара.

Байкал — это крупнейшее хранилище и фабрика пока ещё самой высококачественной, чистой пресной воды, богатой кислородом, значение которой непрерывно возрастает. В нём сосредоточено около 1/5 её мировых запасов и более 4/5 запасов нашей страны. Байкал — чистейший родник нашей Родины. Вода Байкала, как и сам Байкал, — священна.

Богат и разнообразен растительный и животный мир Байкала. В окрестностях озера произрастает более 1000 видов растений. Площадь его водосборного бассейна в среднем на 50% покрыта лесом. Самые ценные породы — кедр и лиственница.

Водную толщину Байкала населяют около 600 видов растений. Байкал — это гигантская естественная лаборатория и центр видообразования — его можно считать центром происхождения различных групп животных. Известно 2635 их видов и подвидов, 80% (почти 2/3) которых эндемичны, возникли в нём и нигде больше в мире не встречаются. Редкая чистота воды обеспечивается жизнедеятельностью его животного мира.

Из 50 видов рыб, обитающих в Байкале, треть имеют промысловое значение. К числу промысловых относятся омуль — деликатесная рыба Байкала, сиг, хариус, ленок, таймень, осётр, налим, окунь, щука, плотва, елец, язь, карась.

В Байкале обитает его всемирно известный символ — нерпа, которую называют ещё байкальским тюленем. Это единственный представитель млекопитающих в Байкале и единственный пресноводный тюлень. Нерпа чувствительна к загрязнению воды, и это проблема, которая может быть решена только в рамках всего озера.

В Прибайкалье насчитывается почти 400 видов птиц, из них половина обитает на берегах Байкала.

Байкал — глобальный ресурс стратегического значения.

Сохранение уникальной экосистемы озера в связи с эксплуатацией Байкальского целлюлозно-бумажного комбината требовала особого внимания общественности и учёных всей России. Думаю, никого не нужно убеждать в важности рационального использования главнейшего природного ресурса человечества — питьевой воды. Потому понятна и целесообразна забота депутатов об охране Байкала, о чём я и хочу рассказать.

Байкал — боль и тревога

Декабрь 2013 года — радостная долгожданная новость: принято решение закрыть БЦБК!

Казалось бы, можно успокоиться и почивать на лаврах борцов за спасение великого озера. Но, наверное, не зря Александр Блок говорил: «Покой нам только снится…»

В преддверии разговора о новых угрозах, нависших над Байкалом, хочу напомнить историю борьбы за сохранение великого озера, чтобы наши потомки не повторяли ошибок прошлого.

Против проекта строительства и эксплуатации Байкальского целлюлозно-бумажного комбината активно выступала общественность Иркутска и Иркутской области: жители, учёные, писатели. Проводились митинги и пикеты, но, несмотря на это, в 1966 году на берегу Байкала вводится в эксплуатацию первая очередь Байкальского целлюлозно-бумажного комбината по выработке сульфатной кордной целлюлозы в объеме 100 тысяч тонн в год. Вторую очередь мощностью в 100 тысяч тонн в год сульфатной белёной целлюлозы сдали в эксплуатацию в 1974 году. Началось загрязнение озера Байкал отходами БЦБК. Общество бьёт в колокола.

В поисках выхода из этой ситуации в 1987 году принято постановление правительства о строительстве сооружений для отведения очищенных сточных вод БЦБК в реку Иркут. Этой бредовой идее не дали осуществиться: вся общественность Иркутска активно включилась в борьбу против проекта.

В 1996 году начала работу Госдума второго созыва, которую можно назвать эффективным защитником озера Байкал.

В декабре 1996 года озеро Байкал в границах его Центральной части включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как уникальная пресноводная экосистема. Сюда не вошёл ряд промышленно развитых территорий, в том числе промплощадка БЦБК и г. Байкальск. Комитетом ЮНЕСКО при принятии решения о включении озера Байкал в Список Всемирного наследия были даны специальные рекомендации, одним из пунктов которых является осуществление перепрофилирования Байкальского ЦБК, с целью предотвращения загрязнения озера отходами этого предприятия.

Перед российской стороной были поставлены пять условий, выполнение которых позволяло добиться соответствия озера новому статусу:
— принятие федерального Закона «Об охране озера Байкал»;
— перепрофилирование целлюлозно-бумажного комбината в г. Байкальске — основного источника загрязнения озера — на безопасное производство;
— сокращение загрязнения реки Селенги;
— увеличение объёма ресурсов на управление заповедниками и национальными парками, примыкающими к Байкалу;
— поддержка исследовательских мониторинговых работ на озере.

Невыполнение этих условий — повод для постановки вопроса о внесении Байкала в список мирового наследия, находящегося в опасности.

Госдума приступила к работе над законопроектом.

Ещё энтузиасты из Верховного Совета народных депутатов РФ боролись за принятие закона, который запретил бы производство целлюлозы на Байкальском целлюлозно-бумажном комбинате как деятельность, несовместимую с сохранением Байкала.

В течение трёх лет в Госдуме второго созыва фракция коммунистов и депутаты из других фракций: Григорий Иванович Галазий, Тамара Васильевна Злотникова, Владимир Владимирович Тетельмин и многие другие — вели работу по спасению уникального озера Байкал.

Большое внимание мы уделяли определению тех видов деятельности, которые не принесут вреда Байкалу. Во главу угла ставили вопросы: как жить на Байкале; что делать, чтобы польза была и для страны, и для региона; как использовать богатства Байкала, прежде всего пресную воду, лес, полезные ископаемые; как развивать туризм.

Мы всё время настаивали на соблюдении двух моментов (они были отражены в поправках ст. 6):
— прекращение сброса в Байкал сточных вод БЦБК;
— составление перечня разрешённых видов деятельности на Байкале (ст. 6, 13, 18).

Почему это необходимо было утвердить законодательно? Потому что нельзя допустить, чтобы чиновник, учёный или правительство определяли судьбу этого великого озера (история уже показала: чиновник принял решение о строительстве БЦБК и склонил к этому учёных; они безропотно одобрили проект; имена их в историю Байкала будут вписаны на позорной чёрной странице).

Поэтому Байкал нуждается в правовой защите. Только закон, содержащий нормы прямого действия, чёткий, понятный всему населению Байкальского региона, способен остановить правовой беспредел на Байкале и в регионе.

Когда на Байкале в 1999 году произошла массовая гибель нерпы и правозащитники обратились к нам за помощью, были отправлены депутатские запросы в прокуратуру и Председателю Правительства РФ В.С Черномырдину. На наш запрос пришёл ответ в стиле Черномырдина, что все нерпы погибли… от старости.

В апреле 1999 года Государственная Дума приняла федеральный Закон «Об охране озера Байкал», но наши с Григорием Ивановичем поправки, предлагающие прописать норму в законе о прекращении сброса промышленных сточных вод БЦБК в озеро Байкал и о запрете проведения взрывных и буровых работ в акватории озера, были отклонены.

В конце 1999 года предлагается проект программы перепрофилирования БЦБК на бумажное производство по дорогостоящей канадской технологии. Этот проект имел ряд крупных недостатков экологического и экономического характера и противоречил действующему законодательству.

Последствия его внедрения только осложнили бы и ухудшили ситуацию. Мы приложили много сил, чтобы этот проект не был принят.

Государственная экологическая экспертиза отклонила предложенный проект, написав в заключении: «Проведённый экспертный анализ свидетельствует об узковедомственном подходе к решению экологических и социальных проблем Байкальского ЦБК и города Байкальска».

Июнь 1999 года — вносим новый законопроект, поправку в принятый Закон «Об охране озера Байкал», то есть мы делаем новую попытку запретить сброс промышленных отходов в озеро Байкал. И 10 лет Госдума думает: принять или не принять законопроект?

А тем временем продолжаются беспримерные по своей алчности, невежественности и безответственности эксперименты над Байкалом:
— в 2007 году производилось бурение дна Байкала с целью добычи нефти (http://ineca.ru/?dr=bulletin/arhiv/0062&pg=010);
— в 2008 году разрабатывался проект строительства нефтепровода на расстоянии 300 метров от береговой линии Байкала — совместными усилиями всей патриотически настроенной общественности удалось отстоять Байкал и на этот раз.

2009 год — Госдума всё-таки рассмотрела законопроект, пролежавший 10 лет, но приняла решение отклонить его.
Перед принятием Постановления № 1 в 2010 году фракция «Единая Россия» срочно отклонила наш законопроект, что позволило БЦБК в течение трёх лет напрямую сбрасывать сточные воды в озеро Байкал.

Уже в шестой Госдуме в 2013 году либералы пытались ослабить действие Закона «Об охране озера Байкал» внесением в него поправок, таких, как отмена паспортизации предприятий, а также требовали перевода лесных фондов в нелесные, разрешения сплошной рубки лесов и строительства в водоохраной зоне коттеджей и других строений, что грозит экологии озера разрушением.

И более того, настораживает, что руководители трёх регионов, в том числе, Иркутской области и республики Бурятия, потребовали отмены экологической экспертизы, которая, несомненно, нужна и совсем недавно принята Госдумой. Они выступают за расширение границ поселений в Центральной экологической зоне Байкала, за снятие ограничения на некоторые виды экономической деятельности, выделение территорий под полигоны твёрдых бытовых отходов.

И уже совсем новая идея вброшена в средства массовой информации — провести газовый трубопровод по дну Байкала (так начинались все прожекты на Байкале). Трубы, трубы, трубы… Как они замучили Байкал! Сколько лет они трубят! Давайте напишем крупными буквами: «Байкал — памятник природы» — и отстанем от него.

На все доводы о том, почему по дну Чёрного моря газопровод провести можно, а по дну Байкала — нельзя, есть простой и ясный ответ: «На то оно и чёрное…»

Наша задача — не дать озеро Байкал на растерзание недальновидным руководителям и оголтелым миллиардерам. Байкал существует 25 миллионов лет, но последние 60 лет стали для него настоящим испытанием. В советское время БЦБК работал стабильно, и был всё-таки государственный контроль и государственный подход к производству и к сбросам сточных вод.

Но когда пришли «эффективные» Дерипаски — закон отменили (по законам 1992 года запрещалась передача в частные руки экологически вредных предприятий), провели акционирование комбината, в результате чего 51% акций стал принадлежать частным лицам, иначе как варварством этот двадцатилетний период работы БЦБК не назовёшь.

Озеро Байкал в течение длительного времени испытывало негативное антропогенное воздействие, которое усугублялось значительным износом (89-90%) основного оборудования комбината. В озеро уходило 9700 тонн сульфатов, 6200 тонн хлоридов, 2800 тонн трудноокисляемой органики, 530 тонн легкоокисляемой органики, 200 тонн взвешенных частиц. Сжигание отходов наполняло атмосферу диоксинами. Если бы был принят закон, владельцы комбината обязаны были бы за всё это заплатить огромные деньги.

Чего стоят постоянные остановки на ходу и, наконец, сброс сточных вод в течение трёх лет!

К Байкалу нельзя относиться как к обычному водоёму с питьевой водой — у него совсем другое предназначение. Байкал — это культурно-нравственное природное наследие, неслучайно он вошёл в список семи чудес России. Недаром буряты подходят к священному озеру с величайшим почтением и говорят вблизи него шёпотом, видимо, интуитивно понимая, что Байкал является энергетическим центром планеты.

Теперь БЦБК закрыт. Но неизвестно, как поведёт себя пятно, образовавшееся в южной акватории озера в результате деятельности БЦБК, и те отходы, что лежат в шламонакопителях, словно мина замедленного действия.

Не стоит общественности благодушно успокаиваться ещё и по другой причине — из-за создания на Байкале особой экономической туристско-рекреационной зоны «Ворота Байкала». Теперь под этим соусом не только национальные парки, но уже и заповедники обязали заниматься туризмом. А в конце 2013 года протолкнули поправки, позволившие любой заповедник переводить в ранг национального парка и узаконившие платное посещение особо охраняемых природных территорий. Идёт разрушение уникальной заповедной системы, создававшейся на протяжении 90 лет.

Давайте задумаемся ещё над одним аспектом этой проблемы: а позволяет ли нынешнее состояние культуры нашего общества надеяться на сохранение уникальности великого озера, если даже сейчас, чтобы подойти к Байкалу, приходится пробираться сквозь горы мусора на его берегах? Что нас ожидает в скором будущем, когда поток туристов хлынет через эти открытые настежь «ворота»?

Кроме этого, и угроза перевода неразрешённых видов деятельности в категорию разрешённых требует неусыпного внимания и постоянного мониторинга ситуации. Необходим серьёзный экологический контроль и работа по восстановлению взятого у природы.

Добавляет также тревоги возможность строительства Шурэнской ГЭС на притоке реки Селенги на территории Монголии. В 2012 году этот проект монгольского правительства был включён в список ТЭО, разрабатываемых на деньги займа Всемирного Банка. Был объявлен конкурс на разработку и подготовку ТЭО, невзирая на то, что строительство Шурэнской ГЭС окажет негативное воздействие на Байкал, в который река Селенга приносит половину всего его притока с водосбора. Сама природа обязывает нас сообща с Монголией решать вопросы по охране Байкала. Сегодня это важно как никогда. Энергетики и так превратили Байкал в свою вотчину.

В 80-е годы я была в Монголии с иркутской партийной делегацией. Это была дружественная нам страна. Мы посетили огромный, хорошо оснащённый музей В.И. Ленина. Я увидела красивую, своеобразную страну, радушный и гостеприимный народ. Побывали мы в гостях у семей, живущих в традиционном жилье — юртах; я была очарована его практичностью, уютом, удобством и красотой. С тех пор мне представляются лучшим вариантом отдыха на Байкале не пятизвёздочные отели, а такое лёгкое, удобное и практичное жильё, как юрты. Прекрасным дополнением к видам туризма на Байкале стало бы строительство канатных дорог, позволяющих любоваться красотами уникального озера без ущерба для природы.

Байкал — это достояние России и только Россия несёт ответственность за его здоровье. Я совершенно уверена, что судьба Байкала напрямую связана с судьбой России: спасём Байкал — спасём Россию!

байкал.jpg


Депутат Госдумы Федерального Собрания РФ 2-го созыва Савчук В. С.


Возврат к списку