Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
  • Главная

Л.Тирон "Оптимистическая трагедия"

30.01.2019

11.jpg

Оптимистическая трагедия.

23 ноября в ТЮЗе им. А.Вампилова состоялась премьера спектакля «Мать Богов»  писателя Валерия Хайрюзова. Поставлен спектакль режиссером, засл. работником культуры РФ Александром Кононовым, в котором занят его коллектив народного театра «Факел» из Ангарска и театр- студия «Театр Пилигримов» под руководством Владимира Соколова, который написал музыку к спектаклю. 

Встретившись с автором пьесы накануне премьеры в ТЮЗе, я попросила Валерия Николаевича немного рассказать о предыстории пьесы, о том, как шла работа над ней, и как он нашел режиссера для её постановки?

 - Год назад я был с делегацией землячества «Байкал» в администрации г.Ангарска. Нас принимал мэр Сергей Анатольевич Петров. Зашел разговор о моей повести «Однова живем», впоследствии переросшей в пьесу с названием «Мать богов». Изначально она уже была по структуре театральной. Надо было только кое-что доделать, адаптировать к сцене. Марина Степановна Сасина, заместитель мэра по социальным вопросам, сказала, что в Ангарске есть замечательный театральный коллектив- «Факел» и что с ними можно иметь дело. С этого все и началось. Через какое-то время познакомился с руководителем коллектива Александром Ивановичем Кононовым. Вместе работали над инсценировкой, что-то дорабатывали, размышляли над материалом с его актерами. Они молодцы, народ молодой, пытливый, творческий. Задавали мне много вопросов, входили в тему, пытались примерить на себя персонажей, понять их мотивации, поступки. Потом к постановке подключился коллектив «Театр Пилигримов» Владимира Соколова, который написал музыку. Песни и композиции в исполнении актеров этого театра дают мощь, объем, заряжают атмосферой, хорошо вводят в действие и настраивают на нужный лад. В спектакле получилось интересное слияние двух театральных коллективов, что дало хороший и любопытный результат.

Александр Иванович, как режиссер, придумал форму, в которую нужно было облечь постановку, тщательно работал с актерами, репетировал. Его артисты хорошо справились с задачей, вникли в сюжет, в характеры. Я благодарен их коллективу, что моя пьеса увидела свет рампы. Когда режиссеру и актерам нравится материал, они работают с желанием, с большой отдачей, с пониманием - тогда в итоге получается хороший спектакль. Пока что он был отыгран только раз, в Ангарске, и встречен публикой с большим воодушевлением. Сегодня в Иркутске на сцене ТЮЗа им. А.Вампилова - вторая премьера.

Общий пафос пьесы в том, что Россия всегда была жива глубинкой, периферией, как называют столичные жители отдаленные от центра регионы.

В пьесе Валерия Хайрюзова– это Сибирь, богатейший край. Здесь собрана вся таблица Менделеева. Начиная от нефти, природного газа, угля и заканчивая драгоценными металлами - золотом, платиной, алмазами. А еще огромными лесными просторами и Байкалом - крупнейшим озером на планете по запасам пресной воды.

 - Сибирь всегда была житницей для страны, из которой качали, - продолжает разговор Валерий Николаевич, - всегда отсюда шли несметные богатства в столицу, а Москва потребляла и была недосягаемой вершиной, своеобразной Джомолунгмой- самой большой горой в мире, которую так и называют в Непале - «Мать богов». С названия этой горы было первоначальное название, но по ходу пьесы зритель узнает, что настоящей «Матерью богов» можно называть нашу Сибирь с её богатствами и огромным человеческим потенциалом.

То есть эта пьеса о людях, живущих в этом суровом краю, о несгибаемости сибирского характера, во всяком случае, об одном из них, отдельном и лучшем его представителе – летчике Григории Пряхине. Именно от его имени рассказана эта история.

Григорий - мастер своего дела, налетавший тысячи часов на своем вертолете, мужественный, совестливый, немногословный, как все коренные сибиряки, не раз бывавший в тяжелейших переделках, где вопрос стоял между жизнью и смертью. Но есть у него недостаток – прямолинеен, в народе таких называют «правдорубами», начальство таких не любит, не все готовы слышать правду о себе. Такая черта характера вредит, но себя не изменить.

Действие происходит в перестроечные 90-е, когда страна пребывала в общем хаосе безнадеги, неизвестности и неуверенности в завтрашнем дне, безденежья и безработицы. Хотя кто-то, особенно в столице, уже успел перестроиться, встал крепко на коммерческие рельсы, успел быстро урвать свой куш и открывал свои фирмы и фирмочки. В одну из таких контор Москвы занесла судьба и нашего вертолетчика Пряхина, потерявшего работу и оставшегося без средств к существованию. К его удивлению и радости, его взяли на службу, но со временем ему становится ясно, что его знания высококлассного летчика во внимание не принимаются, а люди, сидящие в этих кабинетах, живут не по законам, а по понятиям, где главное желание – угодить начальству. Больше здесь прислушиваются к другому «советчику» - карьеристу, абсолютно не знающему ни Сибири, ни законов тайги, куда совершаются полеты и если совершаются, то с чудовищными нарушениями.

Руководит московской конторой, а вернее сказать, авиакомпанией, супруга губернатора одной из областей Сибири. Её муж, Эрик Петрович, в свободное от государевых дел и забот, время, страсть как любит с вертолета в тайге поохотиться на медведя. Но совершаются эти развлечения, пренебрегая всеми мерами безопасности, о которых предупреждают летчики, заставляя их снижаться на недопустимо- опасную высоту во время охоты. И однажды в таком полете случилось непоправимое… Вертолет опустился так низко, что обезумевший медведь сумел лапой схватить колесо летящей машины и перевернуть вертолет. Погибли все пассажиры вертолета. Актерами– «факельцами» созданы выразительные характеры, у кого-то пока контурно, у кого-то более тщательно и выпукло. Но они еще будут совершенствовать себя в характерах, будут нарабатывать объем, силу, форму прошло ведь только два спектакля, тем не менее, они доносят и смысл и суть произведения Валерия Хайрюзова, и его боль за природу, за животный мир сибирской тайги, который не может защитить себя от людей безжалостных, алчных, все истребляющих ради наживы или ради развлечения.

Театр – искусство коллективное и я увидела ансамбль, который вместе идет к одной цели, умеет слышать и понимать друг друга, взаимодействовать в диалогах. Как зритель, я чувствовала, как текст был в этой истории для них главным действующим лицом.

Николай Казаков, играющий Пряхина, был довольно свободен в рисунке роли, где-то допускал импровизацию, что не вредило, а только шло ему на пользу. Он был достаточно убедителен в отдельных сценах, настойчив, органичен, правдив в отстаивании своей правоты и вызывал симпатии зала. Но у актера еще много задач, над которыми предстоит работать, чтобы ярче высветить образ Пряхина, внутренне наполнить живыми красками, глубже поискать характерность.

Не теряя природного обаяния, жесткой внутренней линии, стержня, серьезная, решительная, стильная  и сильная предстала в роли руководителя авиакомпании  Жанны Андреевны – Инга Черниговская.

Актриса предельно эмоциональная, умная, пластичная, сочетающая женственность с ироничной колкостью, умеющая верить в предлагаемые обстоятельства и жить в этом рисунке, ни на минуту не выбиваясь. Она привлекает личностным объемом, умением соединить фейерверк чувств и внутреннюю психологическую основательность.

Особую лирическую интонацию вносит в роль секретарши Валерия Валентюк. Она органична, естественна, привлекательна, внятна по сути персонажа. У актрисы есть прекрасные творческие возможности и хотелось бы встретиться с ней в других ролях.

Крепок и выразителен в роли губернатора Андрей Трусов, за ним было интересно наблюдать, он создает характер внешне сдержанный, с внутренней психологической основательностью, но все же пока не хватает развития, движения вперед. Он несколько однообразен, а хотелось бы большей многосторонности, гибкости, меняющегося эмоционального градуса в проявлении характера.

12.jpg

Фото: А. Головщикова

Персональных аплодисментов был удостоен актер Александр Мадыев в роли Кеши Намоконова. Он давал динамику действию, насыщал его яркими личными находками, которые давали объем роли, не боялся добавить юмора, но с чувством меры, не перехлестывая. На мой взгляд, актер вполне владеет трагикомическим даром, который присущ не многим.

В спектакле не было эффектных мизансцен, изобретательных сценических метафор, новейших световых технологий и прочей театральной «мишуры», но был простой и мудрый разговор–размышление о времени и о себе в этом быстро меняющемся мире, о своем месте в нем, о своей стране, о человеке, о его поступках. Получился не эпатирующий спектакль, а доверительный и серьезный разговор о вечных ценностях. В сегодняшнем мире слишком много ненависти, соперничества, жестокости, предательств. Каждый день мы ведем почти что изнурительную борьбу за выживание, расталкиваем других локтями и уже считаем это в порядке вещей. А как иначе? «Хорошо смеётся тот, кто стреляет первым»!? 

«Нет!» – резко и упрямо возразит вам на это Валерий Хайрюзов устами своего Григория Пряхина, - «Все равно за зло настанет расплата, а восторжествует добро и любовь, а иначе в чём суть жизни, для чего мы живем?»

                                                                                                                        Лора Тирон. 

13.jpg

Фото: А. Головщикова

14.jpg

Фото: А. Головщикова

15.jpg

Главный режиссер ангарского народного театра "Факел" заслуженный работник культуры РФ Александр Иванович Кононов и Валерий Николаевич Хайрюзов. Фото: Алисы Кожевниковой

16.jpg


Возврат к списку