- Главная
Новые лица: выставка Софи Шевченко
1 октября 2015 года в выставочном зале Иркутского землячества состоялось открытие художественной выставки нашей землячки, начинающей и подающей надежды художницы, Софи Шевченко.
Софи - дочь известного иркутского режиссера, мима Валерия Шевченко. В трехлетнем возрасте девочку увезли в Москву. Здесь, по воспоминаниям мамы Софи, журналиста Елены Шевченко, девочке предоставили возможность попробовать себя во всех творческих ипостасях. Софи пела, танцевала и изучала нотную грамоту в театре детской песни "Домисоль и К", занималась в балетной студии, школьном театральном кружке и шахматной студии. Несмотря на то, что с рождения она большую часть времени проводила в театре и на гастролях с родителями, к десяти годам у нее сформировался устойчивый интерес к шахматам и рисованию.
|
|
Свои первые рисунки Софи стала выдавать в два с половиной года, когда другие еще карандаш в руках не держали. В четыре года она нарисовала людей с цветами вместо голов. Всех удивило столь раннее сходство с гением абстракционизма: Дали то же самое проделал с манекенами, но в довольно зрелом возрасте.
Два года назад девочка с отличием окончила художественную школу и сейчас учится в художественном классе общеобразовательной школы при МАРХИ. Готовится к поступлению.
|
|
|
|
|
Выставка не однозначная, без какой-либо выраженной тематики: здесь и учебные работы, и полет творческой мысли, и попытки самостоятельно попробовать себя в разных школах. Идет поиск себя, своего стиля и в данный момент это представляется очень интересным. Так, на выставке есть полотно 70х70 "Голландский натюрморт", холст, масло - смелый эксперимент с учебным заданием: в художественной школе писать разрешалось только гуашью, но этот материал никогда не даст возможности экспериментировать с глубиной цвета. И София поставила условие перед педагогами: дипломную работу по живописи она будет писать только маслом. Педагоги удивились, но с радостью помогли в короткий срок освоить новые техники. С тех пор комната Софии превратилась в домашнюю художественную студию.
Ранние работы пропитаны театральными мотивами, что вполне естественно: девочка проецирует на полотна яркие моменты окружающей ее действительности: "Ходулисты", "Мудрец", портреты музыкальных кумиров.
|
|
После летнего отдыха в Малаге, где семья посетила все музеи Пикассо и дом, где родился художник, Софи пробует себя в характерной сюрреалистической манере ( самоироничная работа "Шедевр" холст, масло). Уважением к творчеству Ван Гога стали пейзажи "Маки" и "Монах".
|
|
|
Освоив живопись маслом, Софи продолжает свои собственные эксперименты с материалами и техниками. Замыслив полотно "Мрамор", Софии захотелось создать объем-обманку. Так родились полотна, написанные маслом с применением гипсовой ленты и техники папье-маше: "Мрамор", "Ботинки" (последняя работа навела на веселый экспромт известного московского клоуна Юрия Сучкова).
Полотна "Лавкрафт" и "Девочка и Кит" - это любовь к фантастике и китам.
|
|
Получилось, что случайных работ на выставке не было, о каждой из них Софи могла по долгу рассказывать историю, предшествующую написанию (дабы оставить побольше времени для общения с гостями, Софи придумала довольно оригинальный ход - она не просто сделала подписи с названием картин, а на огромных листах написала краткую историю создания каждой, чем превратила обычную выставку в своеобразный спектакль). Это и привлекает зрителя к художнику - истории, которые он рассказывает миру посредством красок. А мысль - драматургия в каждом рисунке, когда-то подсказали девочке ее театральные родители.
|
|
|
Софи - очень темпераментная и современная девушка, с внутренним стержнем. Решив задать ей несколько вопросов, я получила удовольствие от беседы с юным дарованием.
- Что для тебя живопись?
Для начала - это человек и его мысль. То есть я хочу сказать, что "живописцем" можно быть без кистей и красок. Живопись - всего лишь синтез человеческого мозга и технологий, которым тебя обучили. Меня научили рисовать. Хотя нет, данное слово - табу в мире изобразительного искусства. Меня научили писать, поэтому я использую соответствующие материалы, чтобы донести свою мысль до человека. Пожалуй, самое приятное чувство, если кто-то с выставки понял, о чем я говорю. Но, к сожалению, такое происходит редко. Даже родителям приходится растолковывать написанное. Все потому, что на данный момент я пока не владею высоким мастерством, поэтому на анализ идеи и механизм ее реализации времени уходит в два раза больше, чем на само воплощение.
- Твое отношение к классической живописи и современному искусству?
Знаете, пару лет назад я смотреть не могла на работы современных мастеров. Просто потому, что я не понимала. Вернее, не старалась понять, что хочет сказать художник. Это говорит о моей невнимательности. О поверхностном взгляде на вещи. Также немного мешает и образование. Я считаю это большой проблемой: нас не учат понимать, нас учат знать и уметь. Да, мы умеем рисовать, знаем, как строить окружности под определенным углом и какое отношение имеет голова к телу. Ну и что? Мы чертим и пишем примитивные натюрморты, которые уже давно смог написать кто-то лучше. Мы соперничаем между собой: кто нарисует красивее, чья светотень ярче. Так было потому, что нас этому учили. Мы никогда не сидели и не устраивали коллективных бесед, потому что в классе нельзя шуметь. Что более важно - мы почти не придумывали. Приходили в класс, садились перед натюрмортом и набивали руку. А если и была возможность придумать что-то самому, то идея тут же поправлялась учителем и клеймилась непонятным мне "не правильно". Как можно оценивать идейное творчество, которое выходит из чего-то более влиятельного, чем мозг? Деятели современного искусства - это дети, неиспорченные школьной чепухой. Согласитесь, вы же сами считаете детей гениальными. Часто советуетесь с ними для планирования больших проектов. Нет, ни в коем случае не стану оскорблять величайших мастеров, чьи работы столетиями висят в самых знаменитых галереях мира и оцениваются в целые состояния. Это люди своей эпохи, когда была установлена соответствующая мода. Был культ религии. Было общество, требующее сюжетные картины. Сейчас люди жертвуют себя своей душе и рисуют то, что она им прикажет, а не папа римский или какой-нибудь богатый князь... Поэтому мое отношение к современному искусству с каких-то пор - положительное. Однако, к классической живописи я обращаюсь гораздо чаще, но исключительно с познавательной целью.
- Каким ты видишь будущее современного искусства, к чему, как ты думаешь, придет человечество?
Не оставляя без внимания все сказанное выше можно легко составить модель искусства всех эпох. Раньше мастера умели рисовать, но не вкладывали в рисунок инсайт, а наше время заполняется исчерпывающем количеством философских, социальных, политических и прочих идейных работ, но встретить среди них вещь, выполненную с должным качеством, достаточно трудно. Про современное искусство и то, что подается нам сегодня под соусом элитарности, не так давно очень хорошо сказал Шемякин. Подпишусь под каждым его словом. Но верю, что в будущем мы научимся совмещать одно с другим и выйдем на совершенно новый уровень. И зритель перестанет потреблять дешевые провокации, типа грязных матрацев и, простите, золотых какашек, а откроет для себя настоящих художников с современным взглядом на мир. Конечно, способные на такое художники есть, но о них почти никто не знает.
- Твои любимые мастера?
Для себя отметила, что любимых художников у меня нет. Есть те, у которых стоит поучиться, те, на которых необходимо посмотреть, у некоторых можно почерпнуть вдохновение, а есть и такие, чьи работы просто нравятся. Я назову имена художников, что меня привлекают не за имя и пафос, которыми их облачили "ценители" и "критики", а за просто так. Ради интереса найдите их картины и почувствуйте особенный отклик сами для себя. Чурленис, Мунк, Делакруа, Рембрандт, Драммонд, Магритт, Хикс, Липкинг, Хосе де Рибера, Серов, Руссоло и много других.
- Привлекает внимание необычная картина с объемной маской. Сама придумала?
Идея картины проста: из большого куска мрамора художник вытачивает скульптуру. Однако сам камень обточен только частично - это большой куб, из которого на зрителя выступает заготовка - лицо. Но лицо не изображено на полотне в привычной плоскости, я играю с воображением зрителя при помощи объемной "обманки" - мной придуманная техника папье-маше и гипса. Игра полутонов и верхнее освещение камня создают таинственную атмосферу нереальной реальности.
Напоследок хочется пожелать юной Софи творческих успехов, новых интересных замыслов и прекрасного их воплощения. Удачно окончить школу и поступить в творческий ВУЗ, для дальнейшего оттачивания мастерства. А всем нам - новых интересных картин.
И огромная благодарность Иркутскому землячеству, Галине Геннадьевне Мироновой, за то, что помогают молодым талантам заявить о себе миру и сделать первый шаг на пути к большому искусству. Это бесценно.
Лена Леви