Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
  • Главная

Память созидания. Фред Юсфин.

12.12.2015

1.jpg
Фридрих Павлович Юсфин, строитель Братской ГЭС

Памятники бывают разные. Одни отлиты в бронзе, другие сохраняются в словах. Строителю Братской ГЭС Фридриху Павловичу Юсфину, которого в близком общении и раньше, и сейчас зовут Фредом, удалось внести новое в монументальную историю отечества. Он создал и ровно полвека выпускает в свет страницу за страницей энциклопедию культурной и творческой жизни Братска – устный журнал «Глобус». Казалось бы, банальную идею обогащения досуга строителей ценностями знаний и искусства один из них же поднял до уровня самостоятельного коллективного участника великой стройки. Фред Юсфин в давней дружбе с редакцией «VIP-Premier». Президент журнала Евгений Косов, выросший в Братске, тепло вспоминает вечера в клубе «Комсомолец», куда стекались строители на встречи с участниками устного журнала «Глобус».

ТВОРЧЕСТВО В ТРУДЕ И ИСКУССТВЕ

Братская ГЭС была построена в 1955–1967 годах, стало быть, от начала строительства ей 55 лет, от завершения 43 года. Фреду Павловичу чуть более 80 лет, из которых, под стать возрасту стройки, 55 связаны с Братском. Он начинал работу на одном из участков строительства ЛЭП-200 Иркутск – Братск, затем был переведен туда, где был основной фронт работ, стал диспетчером, главным диспетчером строительства Братской ГЭС, затем Усть-Илимской электростанции. Сначала молодежным увлечением, а затем и выражением глубокой привязанности к искусству и общественной деятельности стало его участие в Клубе интернациональной дружбы, создание устного журнала «Глобус». Этим журналом Фред Юсфин руководит на общественных началах 50 лет.

 Untitled-3.jpg  9.jpg

Устный журнал «Глобус» помогал становлению духовных связей строителей самой крупной в то время электростанции в Сибири с большой культурой великой страны. Благодаря этому неформальному, построенному на энтузиазме самодеятельному клубному творчеству приехавшие в Братск строители не чувствовали себя потерянными в дебрях тайги. Когда Анатолия Аграновского, видного московского публициста, приезжавшего в Братск и принявшего участие в устном журнале, спросили, чувствовал ли он здесь себя, как в глухой провинции, он ответил: «Это еще надо посмотреть, что большая провинция – Братск или Москва».

– С самого начала работы журнала, – рассказывал в недавней беседе с журналистами «VIP-Premier» Фридрих Павлович, – мы решили высоко поднять планку представляемого нами коллегам по стройке искусства. И в первом же выпуске центральное место занял рассказ о творчестве Бетховена, приуроченный к юбилею великого композитора. Преподаватель музыкальной школы Братска Нелли Саппо подготовила композицию, дети разучили вокальные и фортепианные произведения великого композитора. Начальник проектной группы на строительстве плотины, наш художник Саша Днепровский воспроизвел портрет «Людвига Ваныча» (в овальной раме), чтоб было как в Большом зале Московской консерватории, и в самый последний момент нас объял страх. А вдруг братчане не откликнутся на наше приглашение, не придут на устный журнал после тяжелой работы. Несколько успокоились, когда из-за кулис услышали голоса в зале. И снова волнение – поймут ли нас со столь серьезной программой? Даже первые аплодисменты не сняли напряжения. Оно прошло, только когда прозвучал в магнитофонной записи финал Пятой симфонии Бетховена, и сразу же раздались крики: «Молодцы, ребята! Так держать!» Мы были счастливы. Всю ночь обсуждали все детали подготовки и проведения устного журнала. Потом мы стали приглашать к участию в журнале знаменитых людей, которые приезжали воздать должное строителям Братской ГЭС. Они сами рады были встретиться с братчанами на нашей площадке. Классики отечественной культуры Константин Симонов, Борис Полевой, Дмитрий Кабалевский, Сергей Герасимов были нашими гостями. Александра Пахмутова и Николай Добронравов, Иосиф Кобзон и Микаэл Таривердиев, Анатолий Приставкин и Валентин Распутин, Юлий Ким, Ян Френкель и другие звезды отечественной культуры светом своего таланта озаряли жизнь братчан. Строители были зачастую первыми слушателями и зрителями произведений прославленных мастеров. А мы были рады стать посредниками в этих встречах. Жители Братска оказывались в центре культурной жизни страны. Это прогоняло ощущение потерянности, которое могло поселиться в сознании строителей. Мысль обращалась к высотам искусства и, кто знает, может быть, кого-то отводила от хмельной компании.

Стоит отметить, что процесс воздействия культуры на жизнь Братска имел и обратную связь. Самоотверженный труд братчан в тяжелых условиях глубинной Сибири со своей стороны оказал влияние на искусство. Песни А.Пахмутовой, написанные после посещения Братска, стали своего рода музыкальным агитплакатом, их распевала вся страна. Встречи с Братском, в том числе с участием «Глобуса», рождали великие произведения. Еще один яркий пример – создание Евгением Евтушенко поэмы «Братская ГЭС».

РОЖДЕНИЕ ПЛОТИНЫ И ПОЭМЫ О НЕЙ

Как-то в августе 1963 года, – вспоминает Фред Павлович, – член редколлегии «Глобуса», журналистка газеты «Огни Ангары» Бэтти Преловская мимоходом сказала: «Кто-то мне говорил, что поэт Евтушенко сейчас в городе Зиме, это значит, он здесь, в Иркутской области». Тут же родился план: а что если пригласить его в Братск на «Глобус»? Мы знали, что в то время поэт попал в серьезную политическую передрягу, его обвинили в зазнайстве, в том, что он преклоняется перед Западом, что встречался за рубежом с капиталистами и вместе с тем игнорировал встречи с рабочими. Мы понимали, что на душе у поэта должно быть кисло и добрые встречи помогли бы ему обрести веру в себя.

3.jpg
Не откладывая дело в долгий ящик, я сразу позвонил в город Зиму. Говорю: «Евгений Александрович, это председатель Клуба интернациональной дружбы и редактор журнала «Глобус» Фред Юсфин из Братска. Приглашаем вас». Отвечает: «Вы разве не знаете, что мне запрещено выступать и печататься?» Убеждаю его: «Это ж Братск – особая республика. Когда выступите перед строителями, думаю, что отогреетесь». Согласился, кратко сказал: «Завтра же мы с женой выедем пароходом к вам». Потом у него появились такие строки: «Я на пароходе «Фридрих Энгельс»,/а в голове такая ересь,/ мыслей бесполезных толкотня,/ граждане, послушайте меня!» Встречать пароход пришло много братчан. Поэт выступал в подразделениях «Братскгэсстроя». Он облазил все закоулки строящейся Братской ГЭС. Вот чем определилось преклонение перед строителями, перед гигантской плотиной. Братск стал крупной вехой в творчестве поэта.

Евгений Евтушенко выступал у нас в устном журнале «Глобус» №24 в августе 1963 года. Тот «Глобус» состоялся в открытом Летнем театре. Встреча прошла прекрасно, Евтушенко был польщен и растроган многочисленной аудиторией, братским гостеприимством. К чести братчан, никто не задавал каверзных вопросов.

4.jpg
Через пару дней мы отправились на катере на Усть-Илим, где я работал в то время главным диспетчером строительства ГЭС. В компании, которая собралась в кубрике, Евтушенко рассказывал о злоключениях последнего времени, когда он, обидевшись на всех и вся, заперся дома, ни с кем не общался, когда даже парторг Союза писателей приходил, просил его показаться на людях, чтобы опровергнуть слухи, будто поэт покончил с собой. Тогда он решил скрыться в Сибири, у дяди в Зиме. Сейчас вспоминается, что в его рассказах было больше юмора, чем трагедии, хотя и грустного было предостаточно. Да и в нашем плавании нашлось место как юмору, так и серьезным размышлениям.

Катер наш сделал остановку в деревне Воробьево. Обед решили готовить на костре. Неожиданно к импровизированному столу подошел человек с большущей рыбиной на плече, чтобы узнать, что за важные птицы прилетели в Воробьево. Это был главный механик строительного участка И.П.Поляков. Он решил сделать диковинный подарок – тайменя чуть ли не в пуд весом. Не меньше рыбака удивил нас и Евгений Евтушенко, который тут же начал разделывать рыбину, приготавливать ее на свой особый лад. Просидели у костра до утра. Полная раскрепощенность, радость от того, что мы здесь и сейчас. На Ангаре стоял плотный туман. И вдруг в тишине услышали женские голоса. Звучала протяжная старинная деревенская песня под всплеск весел. Это доярки переправлялись на лодках на остров, где паслось стадо. Мы как завороженные боялись проронить слово, чтоб не нарушить волшебство. Думаю, и эта ночь, и это утро помогли формированию величественного характера поэмы «Братская ГЭС».

А вот другой случай, уже в Усть-Илиме. Пошли сильные дожди, и возвращение в Братск стало проблемой. Мы разместились в здании «аэровокзала» – обыкновенной крестьянской избе. Все наши припасы съестного и «горючего» кончились. Мы с Евгением Евтушенко отправились на поиски того и другого. Но нигде ни грамма и ни капли. Вдруг из-за угла мокрой избы появляется человек в летной форме с капитанскими погонами. Я к нему: «Слушай, капитан, может, поможешь достать чего-нибудь». Капитан вмиг посуровел: «А вы кто такие?» Отвечаю, что я – диспетчер будущей Усть-Илимской ГЭС, а это мой друг, поэт Евгений Евтушенко. И вдруг капитан разразился хохотом: «Евгений Евтушенко? Да моя жена работает в дивизионной библиотеке, она точно знает, что Евтушенко давно повесился». Евтушенко достает удостоверение члена Союза писателей, капитан требует показать паспорт и говорит: «Если этот Евтушенко родился на станции Зима, поверю». Евгений дает паспорт. Капитан внимательно читает и расплывается в улыбке: «Ребята! Да пошли же быстрей ко мне домой».

5.jpg

Заходим в избу, там гулянка. За столом семь-восемь женщин. Капитан объявляет: «Знаете, кого я привел? Это сам Евтушенко!» Библиотекарша сразу же попросила прочесть что-нибудь. Евгений Александрович преобразился, читал свои стихи с таким подъемом, как будто перед ним был огромный зал. Думаю, что здесь были и импровизации, и фрагменты будущей поэмы. Женщины вытирали слезы. Через два часа стали собираться в «аэропорт». Мы ничего не просили, но нам надавали всякой снеди и самогона в придачу. Могло ли все это не влиять на настроение создателя будущей поэмы? В середине апреля 1964 года мне позвонил Евгений Евтушенко, сказал, что написал большущую поэму и назвал ее «Братская ГЭС». У нас созрело предложение: а что если Евтушенко приехать в Братск и на «Глобусе» прочитать всю поэму, как он ее написал. Так и поступили.

3 мая 1964 года на «Глобусе» №27 выступил Евгений Александрович Евтушенко. Дворец культуры «Энергетик» переполнен. Бурная встреча. Мои слова как ведущего вечер тонут в аплодисментах. Поэт читает прекрасно. Еще бы, все выстрадано от первого до последнего слова. После была долгая раздача автографов. Когда в журнале «Юность» вышла поэма «Братская ГЭС», Евгений Александрович подарил мне этот номер с трогательной надписью: «Дорогому, любимому Фреду – соавтору этой поэмы. Евг. Евтушенко». После выступления Евтушенко в Москве со стихами совершенно негативного свойства в отношении тогдашнего руководителя комсомола поэту была объявлена тотальная война. Большое внимание было уделено развенчанию поэмы «Братская ГЭС». Но значительная часть общества была на стороне Евтушенко. Журнал «Юность» выдвинул поэму на Ленинскую премию. В поддержку этой инициативы мы решили провести свой «Глобус». Подготовили афиши. И вдруг мне звонок начальника «Братскгэсстроя» И.И.Наймушина: «Глобус» отменить!» На мои возражения – строгий окрик: «Ты что, не понял?» Моя попытка апеллировать к партийной организации привела к тому, что на одном из партийных собраний был поднят вопрос о моем исключении из партии. Правда, за меня заступились друзья родного «Братскгэсстроя», а потом, видимо, нехорошие люди из комсомольских и партийных верхов угомонились. Вышла еще одна поэма Евтушенко «Уроки Братска». Там были и такие стихи:

6.jpg   «Как хорошо, что рыжий, несуразный,
Материализован, словно бред,
В моей далекой юности прекрасной
Ты появился из метели, Фред.
Зав. клубом ты, но если разобраться,
То по причинам стольким роковым,
Ты был всегда – министр культуры Братска
И остаешься бедный таковым».

Почти четыре с половиной десятилетия прошло с тех пор. Страна стала другой. Но памятниками эпохи остаются город Братск, Братская ГЭС и поэма великого российского поэта о грандиозной стройке и ее героях. Если «Глобус» внес какой-то вклад в то, другое и третье, то это благодаря тому, что все мы были наполнены высокими гражданскими чувствами. Может быть, этого-то сегодня особенно не хватает нашим молодым соотечественникам в добавление к их знаниям и технической вооруженности. И тут такие виды самодеятельности, в лучшем смысле этого слова, как наш устный журнал «Глобус», сыграли бы видную роль.

Столь подробно я сейчас остановился на отношениях «Глобуса» с поэтом Евтушенко из-за того, что здесь хорошо проявилось двойное влияние: поэта – на нас и братчан – на творчество поэта. Такое взаимное влияние отличает наши отношения и с другими друзьями «Глобуса». В творческих биографиях десятков творцов культурных ценностей видны те же оценки судеб города на Ангаре, журнала «Глобус» и их произведений.

КОНЦЕРТ НА БАРЖЕ. ВОКАЛ В НАКОМАРНИКАХ

Строительство Усть-Илимской ГЭС осуществлялось по схеме начала строительства в Братске. Поэтому работа и Интернационального клуба, и устного журнала «Глобус», и моя в качестве его руководителя учитывала интересы обоих коллективов. Нам хотелось, чтобы ведущие деятели искусства посмотрели и почувствовали, как рождается грандиозная стройка. Стали приглашать знаменитых гостей Братска посетить Усть-Илим, хотя поселок строителей ГЭС состоял всего из нескольких брезентовых палаток. Убедили «великолепную пятерку», а именно Александру Пахмутову, Николая Добронравова, Иосифа Кобзона, Сергея Гребенникова и Виктора Кохно, ставших друзьями Братска, поехать на Усть-Илим. Добраться туда можно было двумя путями. Либо по воздуху, либо на барже по Ангаре. Решили по Ангаре. Поставили 6-местную палатку, загрузили сваи, детали экскаватора, а еще новенькое пианино «Кама», снабдили всех спальными мешками и поплыли. Надо сказать, что в плавании по Ангаре предстояло преодолеть два порога, один из них, Ершовский, почти непроходим, искусство капитана измерялось сантиметрами, то есть надо попасть в узкий проход между огромными валунами. Было от чего забояться. Героический переход закончился благополучно, мы на Усть-Илиме. На концерт сбежались все жители деревни и, конечно, все строители. Условия прекрасные: откос, он же амфитеатр, и сцена-баржа.

7.jpg

Артисты стали давать концерты с борта баржи. Но если зрители могли отмахиваться от мошки сорванными веточками, то исполнителям пришлось пойти на крайние меры – надеть накомарники, то есть облачиться в брезентовые шляпы с пришитой к полям сетчатой материей. Зато певцы явились перед зрителями в черных костюмах с галстуками «бабочка».

Такого тайга никогда не видела. Кобзон сказал: «Мы выступаем перед зрителями и уважать их должны, а где неважно: в Колонном зале или на берегу Ангары». Наверное, на всю жизнь строителям и жителям будущего города запомнился этот концерт. Запомнился он и самим артистам. Каждому пришлось что-то преодолеть, над чем-то подняться. На створе будущей Усть-Илимской ГЭС приняли клятву верности Сибири. Культура повенчалась с созиданием. Результатом этой поездки стала книга наших гостей «В Сибирь за песнями». Недавно пришло письмо от Николая Николаевича Добронравова, пишет: «Сейчас мы можем с уверенностью сказать, что годы наших первых встреч, годы начала нашей дружбы с «Глобусом» и Фредом были для нас, а возможно, и для всей нашей страны самыми счастливыми в жизни, ибо это были годы мечтаний и надежд, годы созидания и творчества. А именно «Глобусу» и Фреду мы благодарны за то, что родились песни о Братске, об Усть-Илиме, о Сибири и о настоящей, прошедшей через всю жизнь дружбе». С другой стороны, прозвучавшие с борта баржи песни вошли в каждодневный быт строителей Усть-Илимска, Братска, да и всей страны.

50 ЛЕТ. ЧТО ДАЛЬШЕ?

В феврале выйдет юбилейный, 50-й выпуск «Глобуса». Будет ли за ним следующий? Трудно сказать. Есть горячий отклик на то, что было сделано; есть стремление братчан видеть мир далеко за пределами родного города, радоваться ценностям культуры мира. Но будет ли желание оторваться от домашнего телевизора и прийти во Дворец культуры не для того, чтобы побыть в тусовке или потанцевать, а чтобы узнать что-то новое? Для этого нужно, чтобы кто-то был уверен в этом и у него хватило бы сил, энергии, коммуникабельности, самоотверженности, чтобы убедить многих других в оправданности реализации идеи, востребованной полвека назад.

8.jpg
Конечно, от чего-то надо отрешиться, принять новые нормы бытия, в том числе правила рыночной экономики. Ведь все участники «Глобуса» – организаторы, включая руководителя, художника, осветителей, все артисты и другие приглашенные гости – не получали никакой материальной компенсации своих усилий. Теперь, наверное, надо думать о системе материальных стимулов. Ныне самодеятельность едва ли может быть единственной системой организации и проведения встреч зрителей с мастерами сцены. Вместе с тем и финансовые возможности компаний, ведущих освоение некогда заповедных мест, неизмеримо больше, чем полвека назад. Они в состоянии и самолет снарядить за прославленными артистами, и технику обеспечить на столичном уровне. Главное – увидеть смысл в соединении творческих начал в труде человека и обратить это на общую пользу. Глядя сейчас на вычерченное 50 лет назад на афише слово «Глобус», вспоминая просветленные лица участников встреч, я хотел бы привести несколько видоизмененные знаменитые слова: а все-таки «Глобус» должен вертеться!

Материал подготовил Валентин АЛЕКСАНДРОВ



Возврат к списку