- Главная
Полоса радости открытия и познания
Прочитав название новой рубрики сайта Землячества «Творческая полоса», я призадумалась. Почему-то назойливо всплывали иные словосочетания - «черная полоса», «серая полоса»… и соответственно этому нерадостные мысли. И вдруг подумалось: радость открытия и познания – оно ведь тоже идет полосой, и как часто такая полоса связана с творчеством, с созданием той или иной книги. И захотелось поделиться с читателями новой рубрики той радостью, которую я пережила только что, работая уже больше трех лет над книгой «Юлий Владимирович Невзоров. Коллекционер. Меценат. Подвижник».
Самой трудной частью книги оказалась реконструкция каталога его коллекции. А это надо было сделать непременно, ибо каталог воочию продемонстрировал бы и беспримерный размах собирательской деятельности Юлия Владимировича, и высочайшую историко-художественную ценность собранного им почти за полвека.
Трудность реконструкции каталога заключается в том, что почти все собранное талантом и подвижничеством этого влюбленного и преданного искусству человека, давно уже разошлось. Львиная доля того, что собрал Юлий Владимирович, была им подарена музеям, какие-то работы ушли из собрания в обменах с другими коллекционерами, что-то было закуплено Музейным фондом и уже через Музейный фонд поступило в тот или иной музей. Сейчас в реконструированном каталоге свыше 600 произведений живописи и графики. А на днях он пополнился еще семью работами.
А началось все с поиска одной картины из собрания Невзорова. О ней Юлий Владимирович написал в своих воспоминаниях в 1968 году:
Интересна и поучительна история находки работы В.А. Тропинина (1776–1857) «Сплетница». После болезни и продолжительного (около года) непосещения комиссионного магазина (что, кстати сказать, стало у меня частым явлением), придя однажды в магазин, я, как всегда после длительного отсутствия, долго и подробно рассматривал каждую новую для меня картину. Особое внимание мое привлекла висящая на стене картина, похожая на работу Тропинина. Первое, что удивило меня, – то, что похожая на работу Тропинина картина продается по такой низкой цене, что было ясно, ее не считают тропининской работой. А затем поразило меня другое: оказалось, что несмотря на очень большое загрязнение и на то, что картина под толстым слоем пожухшего и пожелтевшего лака, она была принята вначале как работа Тропинина, а потом почему-то цена ее была неоднократно снижена, и картина продавалась уже как работа неизвестного художника.
Несмотря на то, что все уверяли коллекционера, что картина к Тропинину не имеет отношения, Невзоров работу приобрел и отдал ее на реставрацию. Отреставрированное полотно уже не подвергалось сомнению: да, это картина принадлежит кисти известного русского художника Тропинина. Куда же эта замечательная картина ушла из собрания Невзорова? Где она сейчас?
Поиски ее увенчались успехом. Картина оказалась в собрании Архангельского музея изобразительных искусств. Но из собрания Невзорова она там оказалась не одна. Целых семь картин, когда-то приобретенных, отреставрированных и спасенных коллекционером, украшают ныне экспозицию замечательного художественного музея Русского Севера. На целых семь картин пополнился и каталог! И какими именами художников! Тропинин, Неврев, Яковлев, Сычков, Костанди, Зеленцов!
Полюбуйтесь этими картинами! Я думаю, Вы поймете и разделите мою радость. Уже только эти произведения русского искусства свидетельствуют: член нашего Землячества Юлий Владимирович Невзоров собрал действительно ценную коллекцию живописи и как истинный поклонник искусства, как горячий патриот своей страны настойчиво стремился, чтобы картины пополнили бы отечественные музеи, где ими будут любоваться сотни и сотни посетителей.
Костанди? Кириак Константинович. 1852–1921
ШТОРМ. Холст, масло. 80 х 124
Неврев Николай Васильевич 1830–1904
БОЯРЫШНЯ. 1904 г. Холст на картоне, масло. 36 х 31
Неизвестный художник 1 трети ХIX в.
ПОРТРЕТ ТИМОФЕЯ ЕФРЕМОВИЧА ФАН-дер-ФЛИНТА, ВИЦЕ- ГУБЕРНАТОРА АРХАНГЕЛЬСКА (1819–1821). До 1832 г. Металл, масло. 18,2 х 15
Яковлев Гавриил Иванович. 1819–1862
ПОРТРЕТ ФРЕЙЛИНЫ АЛЕКСАНДРЫ ПАВЛОВНЫ АЛЕКСАНДРОВОЙ.
1855 г. Холст, масло. 85,2 х 67,5 (овал)
Сычков Федот Васильевич. 1870–1958
МОРДОВСКАЯ ДЕВУШКА. 1910 г. Холст на картоне, масло. 36,5 х 37
Тропинин Василий Андреевич. 1776–1857
СПЛЕТНИЦА. Конец 1820-х – начало 1830-х гг. Холст, масло. 62 х 55
Картина В.А. Тропинина «Сплетница», некогда спасенная Ю.В. Невзоровым, в экспозиции Архангельского музея изобразительных искусств. Фотография 2015 г.
Благодарю за помощь и присланные иллюстрации Елену Иосифовну Ружникову, заместителя директора по научной работе Государственного музейного объединения "Художественная культура Русского Севера" и ее помощника Игоря Алексеевича Гневашева.
***
От редакционного совета: В разговоре о коллекции Ю.В. Невзорова мы узнали от Надежды Михайловны о том, что частные собрания – очень подвижные в своем составе, при этом подавляющее число коллекционеров не ведет их учета. Им зачастую просто некогда: ведь коллекционеры еще и служат где-то, и семья отнимает время – так что часто просто не до скрупулезного учета того, что есть в cобрание, тем более до учета того, что пришло и ушло. Попытка сделать реконструкцию уже ныне не существующего собрания, при этом постараться включить максимум работ, которые прошли через руки коллекционера за полвека, труд неимоверно тяжелый. Надежда Михайловна рассказала, что в истории музейного дела и частного собирательства такие попытки реконструкции распавшегося частного собрания после смерти коллекционера предпринимают только музеи, в которые поступили эти собрания. Сотрудники музея, хранители этой коллекции, ведут многолетние поиски для каталога некогда существовавшего собрания. Но таких реконструкций можно пересчитать по пальцам: собрания Павла Михайловича Третьякова (ГТГ), его брата Сергея Михайловича Третьякова (ГМИИ), императрицы Екатерины II (Эрмитаж), Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского (Эрмитаж), Петра Владимировича Алабина (Самара), Марии Клавдиевны Тенишевой (Смоленск).
«Если мне удастся завершить этот труд, то я буду гордиться не столько самим трудом, сколько тем, что увековечу в истории музейного дела и частного собирательства имя члена Иркутского землячества «Байкал», имя уроженца славного любимого и дорогого для меня города» – сказала в завершении разговора Надежда Михайловна.