Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду

Тридцать один год без СССР

  • 24 декабря 2022

    Тридцать один год без СССР

    ( К столетию образования Союза Советских Социалистических Республик)

    Тридцать один год назад не стало Советского Союза. Что это было? Естественный ход истории или государственное преступление? Думаю, не только историки задаются этим вопросом.

    8 декабря 1991 года в г.Минске С.Шушкевич, В.Кебич, Б.Ельцин, Г. Бурбулис, Л.Кравчук, В.Фокин подписали Соглашение, в котором констатировали, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Попраны Конституция СССР (нарушены статьи 70,71, 73 и многие другие её положения), Конституция РСФСР (статьи 68, 69, часть четвертая и пятая Преамбулы). Подписавшие Соглашение лица узурпировали полномочия, отнесенные к исключительному ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его высших органов государственной власти и управления (пункт 8 статьи 73 Конституции СССР и часть вторая статьи 68 Конституции РСФСР).

    Упоминание в Соглашении того факта, что Беларусь, РСФСР и Украина (про ЗСФСР забыли) были учредителями Союза ССР, подписавшими Союзный договор в 1922 году, имеет значение только историческое, не дающее этим республикам никаких правовых преимуществ перед другими, входящими в Союз. Советский Союз с момента вступления в силу Конституции СССР 1924 года – федерация конституционная, а не договорная.

    Умозрительно можно себе представить, что все республики, реализовав свое право свободного выхода из СССР (статья 7 Конституции СССР, статья 69 Конституции РСФСР), перестали быть его субъектами. В этом случае констатация прекращения существования Союза ССР была бы возможна. Но и в этом гипотетическом случае право такой констатации было не у Ельцина и Бурбулиса, а у высших органов государственной власти Союза ССР. Иными словами в Минске попраны не только ясно выраженная воля народов к сохранению СССР (я имею ввиду результаты всесоюзного референдума 17 марта 1991 года), но и высший закон страны.

    Имел место заговор. Уголовная ответственность за содеянное предусмотрена статьей 64 Уголовного кодекса Российской Федерации и соответствующими ей статьями УК союзных республик. Что следовало ждать от Верховного Совета РСФСР в этой ситуации? Отрешения от должности президента Ельцина и об ответственности его соучастников по заговору. Но произошло иное. Верховный Совет России ратифицировал Соглашение о СНГ.

    За - 188, против - 6, воздержались - 7. Часы в зале заседаний Верховного Совета зафиксировали момент нашего национального позора: 12 декабря 1991 года 13 часов 22 минуты 31 секунда.

    Почему это стало возможно? Думаю, причин несколько. Первая - вероломство команды Ельцина, умело организованное психологическое давление на депутатов. Помню, М.Л. Захаров, председатель Комиссии по социальной политике, выбежал к микрофону и провозгласил: «Это лучший шаг в жизни Бориса Николаевича Ельцина». Опытный юрист называет попрание Основного закона «шагом», да еще «лучшим».

    Депутаты дают ввести себя в заблуждение юристам типа С.Шахрая, заметившего, что в статье 104 Конституции РСФСР у Съезда народных депутатов нет полномочий ратифицировать заключенные договоры и «не заметившего», что определение внешней и внутренней политики, решение по вопросам национально-государственного устройства, внесение изменений в Конституцию отнесены к исключительному ведению Съезда. Типа А.Собчака, заявившего на сессии: «Соглашение противоречит Конституции и влечет за собой изменение государственного устройства России?. Я не вижу в этом какой- либо серьёзной проблемы для Верховного Совета».

    Команда Ельцина – Гайдара видела в трансформации СССР в СНГ свою желанную победу над руководством СССР, она развязывала себе руки для последующего произвола в руководстве страной.

    Всего четыре минуты понадобилось Верховному Совету РСФСР на решение вопроса о денонсации (?!) Договора об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Депутатам даже не дали ознакомиться с материалами первого Съезда Советов Союза ССР. Иначе они бы заметили, что 30 декабря 1922 года Декларация и Союзный договор были приняты в основном. Съезд передал их на дополнительное рассмотрение ЦИК союзных республик. После коллективной работы 6 июля 1923 года ЦИК Союза ССР утвердил проект Конституции, окончательно принятой вторым Съездом Советов СССР 31 января 1924 года. Договор об образовании Союза ССР, став вторым разделом Конституции, не предусматривал механизма денонсации, а сохранял за союзными республиками право выхода из СССР. С 1924 года СССР федерация конституционная, а не договорная. Неясно, что денонсировал Верховный Совет, также неизвестно и имя юриста, подготовившего проект постановления о денонсации. Зачитал же его на сессии и предложил принять Председатель Верховного Совета Российской Федерации Р. Хасбулатов.

    Состоявшийся вскоре шестой Съезд народных депутатов РСФСР не поддержал решение Верховного Совета о денонсации Договора об образовании СССР. Ни Ельцину, ни Хазбулатову не удалось добиться от депутатов решения об исключении из конституции России упоминания об СССР.

    В своем выступлении на Съезде я заметил, что проголосовать за это – значит поставить свою подпись рядом с подписями Ельцина, Кравчука, Шушкевича под приговором Советскому Союзу.

    Постановление Верховного Совета РСФСР о ратификации Соглашения о создании СНГ, неподдержанное Съездом народных депутатов, юридически не состоятельно. Всё дальнейшее - правовой произвол, государственное преступление.


    И.Федосеев
    Народный депутат России,
    Секретарь Конституционной комиссии (1990 – 1993 г.г.)





    Дата создания: 27.12.2022 22:24:31

    Дата изменения: 27.12.2022 22:25:52

Возврат к списку