Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду

«Лошадью ходи, лошадью!»

«Лошадью ходи, лошадью!»

Рисунок1.jpg

Было время, когда на Братском алюминиевом заводе существовало промышленное телевидение, о котором остались лишь анекдотические воспоминания.

В конце 70-х на больших предприятиях было особенно модным щегольнуть чем-нибудь экзотическим. Естественно, в духе научно-технического прогресса. Огромные залы с электронно-вычислительными машинами стали обычным делом. Не пора ли телевидение в цехах внедрять – чем мы хуже центра управления космическими полетами? Он за спутниками наблюдает, а мы проконтролируем прокатные станы и прочие участки, завод-то вон какой огромный, самый большой в мире. На каждом шагу контролеров не поставишь, зато телевидение…

Долго ли, коротко ли, но, наконец, идея была воплощена в жизнь. В первом литейном отделении установили видеокамеры, которые передавали изображение в диспетчерский центр. Предполагалось, что дежурный будет отслеживать работу прокатных станов и по громкой связи объявлять команды. Однако ожидаемый эффект от новшества был практически нулевым. Слишком несовершенным было телеоборудование, да и в заводских условиях вело оно себя неадекватно. Поэтому-то и родились о промышленном телевидении анекдоты.

Рассказывают, что наибольшую пользу приносило оно во время технических перерывов. Тогда литейщики садились за шахматы, и дежурный диспетчер, направив объектив камеры на игроков, мог комментировать и даже подсказывать ходы. Можно представить, как по громкой связи нашим «ботвинникам» раздавались на всю литейку советы вроде тех, что принадлежат одному герою кинокомедии: «Лошадью ходи, лошадью!»

Однако был случай, когда «литейное» телевидение показало свою настоящую эффективность.

По заводу водили гостей. Не первый раз показывали последние достижения БрАЗа. Промышленное телевидение естественным образом стало объектом такого рода экскурсий. Понятное дело, новинка пользовалась интересом: хотя бы тут все понятно, телевизор у каждого в доме. И вот начальник цеха предлагает гостям взглянуть на картинку, транслируемую с прокатного стана. И что же они видят? Стоит литейщик. Вот он вооружается папиросой, наклоняется и натурально прикуривает от раскаленной алюминиевой заготовки! Металлургический дымок смешивается с испарениями прокатного стана, о чем бесстрастно свидетельствует объектив телекамеры.

Смех смехом, но техника поймала нарушителя на месте «преступления». Литейщик, начисто забывший о недреманном оке, был наказан 100-процентным лишением премии, его мастер тоже пострадал, но немного на меньшую сумму.

Рисунок2.jpg

Вскоре как-то само собой цеховое телевидение исчезло. Оборудование разобрали на запчасти. А что касается прокатных станов, то пока лучше, чем автоматика и блоки управления, с контролирующей задачей ничто справиться не может. А о курении на рабочем месте сейчас даже представить никто не может, это уж стало как-то вовсе неприлично.


Александр РЯБОВ
Рисунки Андрея Мухина


Возврат к списку