Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду

Леонид Гайдай

  • Жить, как говорится, хорошо!

    Ровесник СССР, кинорежиссёр Леонид Гайдай родился 30 января 1923 года в поселке Свободный, Амурской губернии, Дальневосточной области. C рождением будущего гения советского и мирового кинематографа семья переехала сначала в Читу, а затем в Иркутск, где все её члены, кроме младшего Леонида прожили до конца своих дней. Родительский брак Гайдаев был крепким. Отец Иов Исидорович построил своими руками дом, который до сих пор сохранился в Иркутске в районе Глазково. Отец – высокий, крепкий, мать Мария Ивановна – маленькая и хрупкая. Впоследствии, их младший сын Леонид, высокий и худощавый, выберет в жены миниатюрную Нину Гребешкову, и внешне их союз будет похож на союз его родителей. Члены семьи Гайдаев вспоминают свою жизнь в Иркутске, в собственном доме, как самое лучшее время их жизни. Те десять лет, которые семья в полном составе провела под одной крышей, пока в страну не пришла война.   

    1.jpg

    Дом Гайдаев в Иркутске (наши дни) 

    Учился непоседа Леня в Иркутской железнодорожной школе № 42 (сейчас Лицей № 36 ОАО «РЖД»), которую окончил 21 июня 1941 года.

    Иркутский краевед Владимир Березин собрал ценные воспоминания ровесников Гайдая в своём сборнике «Леонид Гайдай: Иркутские страницы». Эти воспоминания позволяют потомкам узнать, каким был режиссёр в детские и юношеские годы.

    Этот парень любил проводить время в кинотеатре, его кумиром был Чаплин. По несколько сеансов подряд он мог смотреть фильмы знаменитого Чарли. Тогда, щупленький угловатый подросток ещё и представить себе не мог, какое высокое место в кинематографе займёт он сам.

    Через два дня после окончания школы, Леонид пошёл записываться добровольцем в армию, но его не взяли. Устроился рабочим сцены в Иркутском драматическом театре, где в это время давал спектакли прибывший в эвакуацию Московский театр сатиры. Смотрел все спектакли, ездил на гастроли.

    Был призван осенью 1941 года и первоначально проходил службу в Монголии, затем направлен на Калининский фронт, красноармейцем пешей разведки 1263-го стрелкового полка 381-й стрелковой дивизии. 14 декабря 1942 года в ходе Великолукской наступательной операции в бою за деревню Енкино, ныне Новосокольнического района Псковской области, забросал гранатами огневую точку противника и уничтожил троих немцев, участвовал в захвате пленных, за что был награждён медалью «За боевые заслуги». В 1943 году во время выполнения очередной разведки сержант Гайдай, подорвавшись на противопехотной мине, получил тяжёлое ранение в правую стопу и был направлен в медсанбат, проходил лечение в эвакогоспитале, был признан непригодным к дальнейшему несению военной службы. 

    2.jpg

    Книга Е.Новицкого «Леонид Гайдай»,

    Издательство АО «Молодая гвардия», 2017 

    Гайдай возвращается домой в Иркутск.

    Автор Евгений Новицкий пишет в своей книге «Леонид Гайдай»:

    «…Между тем ему предстояло как следует восстановиться после ранения. В Иркутск он прибыл на костылях и в разномастной обуви, так как на больную ногу не налезало ничего, кроме большого валенка. Костыли вскоре будут Леониду без надобности, но он на всю жизнь останется инвалидом второй группы. Время от времени его рана на ноге открывалась, выходили осколки, воспалялась кость, но об этом никто не знал, кроме самых близких. Гайдай до конца дней не желал пользоваться какими-либо льготами, предоставляемыми ему по инвалидности. А трость, которую он повсюду брал с собой (лишь для страховки, на всякий случай), всеми окружающими воспринималась как талисман, тем более что Гайдай верил в приметы — и уж этот факт был, наоборот, известен всем, кто с ним работал».

    В 1947 году Гайдай оканчивает театральную студию при Иркутском областном драматическом театре.

    В 1949 будущий блестящий комедиограф уезжает в Москву на режиссёрский факультет ВГИКа в мастерскую Г. Александрова.

    Из книги Новицкого: «Педагог учил, что комедийный профиль не обязателен для всех студентов. В принципе комедийное мастерство не что-то особенное, непохожее на другие виды режиссерской деятельности. Основное отличие состоит в том, что работать над комедией труднее, чем над другими жанрами. Разжалобить легче, чем рассмешить. Это аксиома. Один американский психолог попытался определить усилия, необходимые для возбуждения различных эмоций. И что же оказалось? Чтобы заставить человека прослезиться, достаточно воздействовать на тридцать процентов его нервных клеток. Рассмешить же человека можно лишь в том случае, если воздействовать на всю нервную систему… Каждый профессиональный комедиограф в состоянии сделать хорошую драму или мелодраму. Но не всякий режиссер драмы способен поставить приличную комедию.

    По окончании первого курса студент режиссерского факультета Леонид Гайдай вместе со студентом операторского факультета Юрием Москаленко отправился на практику в Иркутскую студию кинохроники. Там Гайдая оформили на работу ассистентом режиссера студии, а его товарища - помощником оператора.

    Первым заданием для практикантов было снять сюжет о шофере-стотысячнике. В то время шоферы соревновались: кто сумеет по сельским дорогам (то есть преимущественно по бездорожью) пройти без капитального ремонта сто тысяч километров кряду. Рекордсмены на столь сложном поприще выявлялись регулярно - один из таких нашелся и в деревне Качуг, куда отправились Гайдай и Москаленко. Сюжет под названием «Шофер-стотысячник» был сделан оперативно и, надо думать, ничем не выделялся из тысяч подобных хроникальных материалов, снимавшихся по всей стране.

    Но после этого практиканты смогли позволить себе несколько расслабиться. Леонид и Юрий отправились в Листвянку - село на берегу Байкала - снимать рыбаков. Поездка увенчалась съемкой сюжета, который получил название «У истоков Ангары». Азартная ловля байкальского омуля - этим и исчерпывалось его содержание; никакой идеологии».

    1953 год — женился на однокурснице с актерского факультета ВГИКа Нине Павловне Гребешковой.

    В 1955 году Леонид закончил ВГИК, получил диплом с отличием и был принят на «Мосфильм».

    1956 — рождение дочери Оксаны.

    В том же 1956 году совместно с Валентином Невзоровым начинающий режиссёр поставил свой дебютный фильм - драму «Долгий путь» по мотивам сибирских рассказов Владимира Короленко.

    В 1958 году в ограниченный прокат в сокращенном варианте выходит его сатирическая картина «Жених с того света», едва не стоившая Гайдаю карьеры. После редактирования и удаления всех неугодных начальству сцен от фильма осталось чуть больше половины. Режиссёр был потрясён и раздавлен. На нервной почве у Леонида Иовича открылся туберкулёз, а затем и язва желудка. Несмотря на благосклонность к нему директора «Мосфильма» Ивана Пырьева, Гайдай был практически отстранён от режиссёрской работы.

    Лишь в 1960 году выход историко-революционного фильма «Трижды воскресший», который Гайдай поставил по совету и протекции Пырьева для того, чтобы выслужиться перед Министерством, и о котором впоследствии он не любил вспоминать – позволил режиссёру снова вернулся к жанру комедии.

    Из книги Новицкого о Гайдае: «После окончания съемок «Трижды воскресшего» супруги какое-то время отдыхали на юге, а затем отправились в Иркутск, к родителям Леонида. Дальнейшие режиссерские перспективы всё еще оставались туманными. Но, случайно или неизбежно, в родном доме Гайдая внезапно осенила блестящая идея. Он в одно мгновение понял, чем именно хочет заниматься в кино.

    Поразительные творческие результаты, которых достиг Леонид Гайдай после этого счастливого озарения, нынче известны каждому русскоязычному человеку. И как раз там, в Иркутске, в родных пенатах будущего великого режиссера, суждено было родиться уникальному жанру советской (читай: гайдаевской) эксцентрической комедии.

    Атмосфера и обстановка родного дома располагали к спокойным творческим раздумьям. Пока Нина Гребешкова помогала Иову Исидоровичу и Марии Ивановне по хозяйству (свекор и свекровь обращались к 29-летней невестке не иначе как по имени-отчеству: Нина Павловна), Леонид проводил все дни на чердаке, где хранились подшивки старых газет и журналов за многие годы, которые отец ни в коем случае не хотел выбрасывать, а мать придумала складывать в аккуратные стопки по всему пространству чердачного пола, чтобы утеплить дом.

    Среди бережно хранимых журналов было немало юмористических, которые Гайдай, понятно, особенно ценил. С детства он зачитывался «Крокодилом», «Бегемотом», «Смехачом», «Красным перцем» и многими другими подобными изданиями. (Обложки и карикатуры именно из этих довоенных журналов появятся в гайдаевском альманахе по мотивам Зощенко «Не может быть!»)

    Видно, в то лето Гайдай надеялся, что сатирики и юмористы давно минувших дней натолкнут его на идею для короткометражки. Однако по иронии судьбы такую идею режиссер нашел как раз в современном средстве массовой информации, причем отнюдь не развлекательном. Это была газета «Правда», в обязательном порядке выписываемая Иовом Исидоровичем. И номер, который по счастливой случайности попался на глаза Леониду, был недавний, хотя и не самый свежий. Именно в этом номере был опубликован фельетон украинского поэта Степана Олейника «Пес Барбос и необычный кросс».

    Немедленно по прочтении этого незатейливого произведения Гайдай уселся писать на его основе режиссерский сценарий. Он понимал — фильм должен смотреться на одном дыхании. Картина получилась короткой — девять минут сорок секунд, — поэтому ее отлично смотрят и воспринимают.

    В итоге, киноленту приобрели все страны. Только Япония почему-то отказалась. После выхода «Пса Барбоса» на экраны Леонид Гайдай стал признанным комедийным режиссером.

    Картина «Пес Барбос и необычный кросс» по сей день кажется необычайно насыщенной, ибо там действительно до мелочей продуман каждый кадр. В одном из поздних интервью Юрий Никулин вспоминал, что эту десятиминутку снимали не просто на протяжении месяца, а именно по шесть дней в неделю — и всё это время актерам ежедневно (кроме воскресений) приходилось совершать «необычный кросс». Но с Гайдаем и нельзя было по-другому работать. Кто не желал выкладываться на все сто, тот у него не снимался.

    Именно поэтому подробный пересказ «Пса Барбоса…» наверняка займет больше времени, чем продолжительность самого фильма. Слишком много там всего происходит. Другой режиссер легко бы сделал на этом материале получасовую ленту, не показав ничего сверх того, что есть у Гайдая. Но Леонид Иович - необычайно щедрый талант, он не скупился рассыпать по пространству своих фильмов бесценные находки и при этом укладываться в минимально возможное количество кадров. Так он будет работать и над всеми своими полнометражными комедиями, но основы этого радикального подхода были заложены именно «Псом Барбосом…».  

    3.jpg

    Уже в марте 1961 года начались съемки «Самогонщиков» - следующей короткометражки Гайдая с участием Труса, Балбеса и Бывалого. Об этих съемках Леонид писал родителям в Иркутск:

    «Здравствуйте, мои дорогие!

    Давненько не писал вам. Виноват.

    С 10 по 26 февраля вместе с оператором К. Бровиным (он снимал «Пес Барбос и необычный кросс») мы написали новый сценарий комедийного короткометражного фильма под условным названием «Барбос-осведомитель». Размер — 2 части. В этой новой картине действуют те же герои, что и в первом фильме, — Бывалый, Трус, Балбес. Эти образы я нашел в прошлом году в маленькой комнатке у нас дома в Иркутске. Первая картина, как я уже писал вам, была принята очень хорошо. Зрители смеются. В последнем номере журнала «Советский экран» о нас помещена маленькая доброжелательная заметка. Картина в Москве шла только в одном кинотеатре, т. к. наше начальство обязательно хочет включить ее в комедийный альманах, который должен появиться в этом году. А до этого не показывать ее широкому зрителю. Хотели отправить «Пса Барбоса» на Каннский фестиваль во Францию. Уже для фестиваля по приказу министерства были отпечатаны две хорошие копии. Но, как мне сообщили, на одном из совещаний по этому вопросу кто-то высказал опасение: хорошо ли везти за границу картину, где действуют три отрицательных типа, которые пьют водку и глушат динамитом рыбу? И поймут ли на Западе, что можно глушить рыбу, там, говорят, этим не занимаются. И картину от фестиваля отставили. Жаль. Хотя доводы мне кажутся глупыми и неубедительными. Недавно на студию приезжал Степан Олейник (автор фельетона, по которому сделан фильм). Вместе с писателем Стельмахом и еще какими-то деятелями культуры Украины они смотрели картину. Я был занят и не встретился с ними. Они разговаривали с И. А. Пырьевым. Он мне передал, что картина им очень понравилась и Олейник хотел бы встретиться со мной и предложить новые сюжеты. Но я так занят последнее время, что до сих пор не видел его.

    Итак, за 15 дней мы написали сценарий «Барбос-осведомитель». Одну неделю готовились к съемкам. И 6-го марта выехали под Москву в экспедицию для съемок зимней натуры. Очень боялись, что снег растает и мы не успеем… Но опасения были напрасными. В марте был снег, настоящая зима! 28-го марта вернулись в Москву и 1-го апреля уже начали съемки в павильоне.

    По плану мы должны сдать фильм 13-го июня. Сейчас идет напряженная работа в павильоне. Приходится торопиться, хотя по плану времени больше, чем достаточно. Дело в том, что один из актеров (Ю. Никулин) 17-го апреля должен уехать в Ригу, а затем на гастроли в Лондон. Таким образом до 17-го апреля мы обязаны закончить съемки.

    Коротко о картине. Сюжет несложен. Три «идиота» (это я их так называю) Бывалый, Трус и Балбес на заброшенной охотничьей заимке в лесу гонят самогон. С ними собака. Они ее обижают. В отместку собака вырывает из самогонного аппарата змеевик (самая важная деталь аппарата), самогонщики пытаются отобрать змеевик, собака выбегает на улицу и бежит прочь, самогонщики за ней. В конце концов собака приводит их в милицию, где они находят приют. Вот и всё. Выдумываем трюки. Материал идет вроде смешной. Что получится в результате — неизвестно».

    Гайдай продвигался на ощупь. В советской эксцентрической комедии он был первопроходцем, и ему даже не с кем было посоветоваться - разве что опосредованно с любимым Чаплином, все картины которого Леонид Иович неизменно просматривал всякий раз, перед тем как приступить к съемкам собственной новой комедии. Но большинство фильмов Чаплина - немые, а в области звуковой эксцентрики Гайдаю не на кого было ориентироваться.

    1963 год — выходит фильм «Деловые люди».

    На «Операции «Ы» в 1965 году Гайдай начнет работать с композитором Александром Зацепиным, который тоже окажется неравнодушным к эксцентрическим звукам и в этом отношении станет для режиссера незаменимым соавтором.

    Дружба с Гайдаем научила Зацепина быть предельно требовательным к себе. «Я и сейчас, когда сочиняю, - говорит он, - представляю, будто за моей спиной стоит Гайдай…»  

    4.jpg

    Композитор А. Зацепин и актер Д. Харатьян в Доме кино 30 января 2023 года 

    «Песенку про медведей» в «Кавказской пленнице» (1967) и «Помоги мне» в «Бриллиантовой руке» (1969) исполнила Аида Ведищева. И снова Иркутск! Аида хоть и родилась в Казани перед самой войной, но с 1951 года с родителями жила в Иркутске, где окончила музыкальное училище и Институт иностранных языков. Играла в студенческом театре музыкальной комедии. По окончании института уехала в Москву и начала певческую карьеру.  

    5.jpg

    Аида Ведищева 

    Уже около 40 лет Аида Ведищева живёт и работает в США. В какой-то момент судьба не оставила ей выбора, и для продолжения певческой карьеры артистке пришлось эмигрировать. Вот, что она рассказывает в настоящее время:

    «Сейчас мои песни на русском (в основном, это старые песенки из фильмов, да известные во всем мире романсы «Ямщик, не гони лошадей!» или «Очи черные» - это дань уважения публике, приехавшей из России в Америку, которая помнит и любит меня как Аиду Ведищеву (здесь меня знают уже под псевдонимом Amazing Aida). Когда несколько лет назад широко отмечался очередной юбилей фильма «Бриллиантовая рука», меня пригласили в турне по городам Америки со своей русскоязычной ретро-программой, куда входит, естественно, и знаменитое танго «Помоги мне!». И как раз за несколько недель до этого мы с сыном на горном курорте катались на мотороллере, я упала и сломала руку. Для тура я подготовила шикарные концертные наряды, но теперь ни один из них не подходил, так как не мог скрыть мою загипсованную конечность. Пришлось все концерты выступать в одной и той же блузке в горошек, которая помогала хоть как-то замаскировать травму. Но зато на все вопросы публики из зала: «Что с вами случилось?» - Я с полным правом отвечала: «Поскользнулась, упала, потеряла сознание, очнулась - гипс!» Успех был колоссальный!»  

    6.jpg

    В Иркутске, без преувеличения, родном городе комедиографа, около 10 лет назад кинематографисты объединились в «ГайдайЦентр» и сейчас эта команда организовывает мероприятия в честь празднования столетия Мастера.  

    7.jpg

    Элементы стиля из брендбука «ГайдайЦентр», Иркутск 

    8.png

    Основатель и директор «ГайдайЦентра», кинорежиссёр Юрий Яшников обозначает одной из своих целей - создание музея Леонида Гайдая в Иркутске, в доме, где жил легендарный режиссер. На сегодняшний день существует ряд объективных трудностей, которые важно преодолеть в координации с администрацией города. 

    9.jpg

    Экспонаты выставки в Иркутске 

    Кроме того, Центр сделал необычную выставку к юбилейному году. Она посвящена профессиональному методу режиссера Гайдая. Гостей приглашают последовательно пройти по всем этапам создания его киношедевров, от сценария к раскадровке, от кастинга к подбору костюмов и реквизита, от съемок и монтажа к озвучанию, а затем через худсовет и пропаганду к её величеству Премьере. Выставка открыта в Центре современного искусства «Огонь» (г. Иркутск) с 30 января по 2 апреля 2023 года. Исполнительный директор выставки - Ольга Стрекаловская

    10.jpg

    Памятник Гайдаю в Иркутске 

    1971 год – выходит в показ Двухсерийный фильм «12 стульев».

    1973 - выход фильма «Иван Васильевич меняет профессию».

    1975 - «Не может быть!».

    1978 год - «Инкогнито из Петербурга».

    1980 - советско-финская кинолента «За спичками».

    1982 - выход фильма «Спортлото-82».

    1985 год - «Опасно для жизни!»  

    11.jpg

    «Царь, очень приятно» 

    В 1987 году Леониду Гайдаю было присвоено звание народного артиста СССР (народным артистом РСФСР он стал в 1974-м). Сам Гайдай был почти равнодушен к любым званиям, премиям и наградам. Перед выступлениями на встречах со зрителями Гайдай неизменно просил конферансье:

    — Не надо перечислять никаких моих званий. Просто скажите, что слово предоставляется режиссеру Леониду Гайдаю. 

    12.jpg

    Рабочие моменты  

    В двух последних картинах Гайдая «Частный детектив или операция «Кооперация» (1989) и «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992) главные роли сыграл актёр Дмитрий Харатьян.  

    13.jpg

    Из книги Новицкого: «Премьера фильма «Частный детектив, или Операция «Кооперация» состоялась в ноябре 1990 года. Ажиотажа картина не вызвала: на повестке дня стояло уже совсем другое кино — прежде всего голливудское, которое впервые хлынуло в нашу страну неконтролируемым потоком. Однако из сегодняшнего дня прекрасно видно, что гайдаевская «Операция «Кооперация» была одной из лучших перестроечных комедий, если не самой лучшей. И уж точно это единственный фильм тех лет, в котором была поставлена — и с блеском выполнена — задача внятно высмеять остроактуальные для горбачевского периода темы, проблемы и перемены. Сюжет фильма формально представляет собой пародию на детектив, но, по сути, это пародия на всю тогдашнюю жизнь, когда с каждым днем прогрессировало всеобщее разочарование в перестройке, очень быстро пришедшее на смену первоначальному энтузиазму по ее поводу. Гайдай, однако, остался верен себе — и даже в таких условиях сумел снять чрезвычайно витальную, жизнерадостную картину. Что ж, какое время — такие и фильмы. Бессмертная «Операция «Ы» на все сто соответствовала оптимистическим оттепельным шестидесятым годам, тогда как мрачные перестроечные восьмидесятые и не заслуживали ничего лучше «Операции «Кооперация». Так что Гайдая здесь упрекать не за что: в своих фильмах о современности он изумительно отражал текущую эпоху и даже на склоне лет ничуть не утратил этого умения».

    1993 год. Леонид Гайдай скончался в Москве в результате тромбоэмболии легочной артерии. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. 

    14.jpg

    Очередь на вход в Большой зал Дома кино 30 января 2023 года  

    В московском Доме кино 30 января 2023 года состоялся вечер памяти великого Мастера комедии под юмористичным названием «Бамбарбия киргуду».  

    15.jpg

    В центре – дочь Л. Гайдая и Н. Гребешковой, Оксана Леонидовна Гайдай

    Дом кино, 30 января 2023 года 

    Такого аншлага Большой зал Дома кино не видел давно! Мероприятие вели Аркадий Инин и Дмитрий Харатьян. Участие приняли Александр Зацепин, Леонид Каневский, Валентина Теличкина, Леонид Ярмольник, Игорь Ясулович, Юрий Чернов, Ирина Феофанова, Лариса Долина. Присутствовала дочь Леонида Гайдая и Нины Гребешковой – Оксана Гайдай, которая не пошла по родительским стопам, а выбрала экономическую специальность.  

    20.jpg

    Участники вечера памяти Л. Гайдая в Доме кино 30 января 2023 года  

    Актриса Наталья Варлей по приглашению Министерства культуры Иркутской области и внучка Гайдая Ольга Худякова по приглашению «ГайдайЦентра» в этот день открывали цикл праздничных мероприятий в Иркутске.

    17.jpg

    Актриса Наталья Варлей в Иркутске 30 января 2023 года  

    Вся наша страна отмечает юбилей народного кинорежиссёра, цитируя фразы и напевая песни из его фильмов-шедевров. Лучшего Леонид Иович и не хотел бы для себя, наверное. Семья, друзья, коллеги и народ большой России в Год зайца с «Песней про зайцев».

    Гайдай объединяет. 

    18.jpg

    Леонид Гайдай  



    Анна Малинина-Вокина
    2023 год, г. Москва

    В тексте использованы материалы из книги Е.Новицкого «Леонид Гайдай»,
    Издательство АО «Молодая гвардия», 2017
    Фотографии автора, «ГайдайЦентр» Иркутск и из открытых источников




Возврат к списку