Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду

Интервью с народным артистом России Денисом Мацуевым

27.09.2017

Конечно, и случай сыграл роль. Осенью 1990 года фонд "Новые имена" пригласил меня в Москву для съемок в передаче "Утренняя звезда", которую вел Юрий Николаев. Так я впервые попал на центральное телевидение и сыграл собственную джазовую фантазию под названием "Воспоминание о Париже". Годом ранее я давал концерт в Сорбонне. Это была сенсация: мальчик из Сибири играет для профессоров и студентов в столице Франции. Та поездка произвела на меня сильнейшее впечатление. Помню, увидел Place du Châtelet ─ и крышу сразу снесло. Я зачем-то привез с собой военный китель, взял диски Пола Маккартни Back In The USSR, водку и икру. В итоге подарил все французам, у которых жил. Это была семья журналистов. Их сын Александр через год приезжал в Иркутск и гостил у нас дома.

А тогда, вернувшись из Парижа, я сочинил джазовую композицию, которую позже исполнил в "Утренней звезде". В Москве мы останавливались у хорошего папиного знакомого Игоря Копырина на улице Генерала Карбышева. А в соседнем доме располагалась ЦМШ. Чистой воды совпадение! Здание в Собиновском переулке закрыли на ремонт, и школа на время переехала из центра. А мы, значит, проходили мимо. Шли своей дорогой. Игорь Копырин возьми и скажи: "Вот куда вам нужно! Зайдите поинтересуйтесь, вдруг Дениса возьмут". Откровенно говоря, идея выглядела абсолютно бредовой: учебный год начался, классы давно набраны. Но Копырин настоял. Как ни странно, нас принял директор Валентин Сергеевич Бельченко. Потрясающий человек, уникальный педагог. Выслушал нас и предложил мне что-нибудь сыграть. Я исполнил прелюдию Рахманинова и все ту же джазовую фантазию о Париже. Бельченко помолчал минутку и сказал: "Ну хорошо. Зачисляем. Приезжай. Прямо сейчас".
Я вышел из кабинета, не понимая, что же дальше. Мы вернулись в Иркутск и начали думать. В моей жизни много таких импровизаций, когда все решает случай. Если бы не зашли в тот раз в ЦМШ, может, я туда не поступал бы и судьба сложилась совершенно иначе. Уходить из родной школы №11 имени Владимира Маяковского я не хотел, тем более уезжать из Иркутска. Устроил родителям дикий скандал!

Устав слушать мои истерики о друзьях-товарищах и Байкале, без которых я не мыслил жизни, мама привела железобетонный аргумент: "Зато сможешь ходить в "Лужники" на "Спартак"

Забавно, но решающую роль сыграла любовь к… футболу и московскому "Спартаку". Устав слушать мои истерики о друзьях-товарищах и Байкале, без которых я не мыслил жизни, мама привела железобетонный аргумент: "Зато сможешь ходить в "Лужники" на "Спартак".

Я моментально замолк. Мудрая мама знала, чем купить сына! Увидеть воочию Черчесова, Карпина, Мостового, Шалимова, Радченко, Бесчастных и остальных кумиров ─самая лакомая морковка, за которой я отправился бы на другой конец света. Понимаете, да? Я ехал в Москву не ради учебы в ЦМШ, а чтобы живьем болеть за "Спартак"!

На стадион всегда приезжал за три часа до матча, чтобы почувствовать атмосферу, пропитаться духом предстоящего действа. На пятачках перед трибунами собирались болельщики разных возрастов, начинались бесконечные обсуждения состава, тактики на игру… И после финального свистка я сразу не уходил. Даже после проигрыша. Стоял и слушал, смаковал впечатления от увиденного.

─Откуда такая страсть к футболу?

─Сходил с ума по нему! Это заслуга уже другой бабушки, Веры Альбертовны, папиной мамы. Она подсадила на красно-белых. В 1985 году впервые увидел по телевизору Юрия Гаврилова ─ и все, пропал, заболел на всю жизнь. Кстати, спустя тридцать лет я пригласил Юрия Васильевича на фестиваль в Иркутск. Это было счастье! Какие Гаврилов в свои шестьдесят лет раздавал изумительные пасы! Он спросил: "Дэн, ты сегодня уже забил? Тогда встань к трубе". Иными словами, у штанги. Потом Юрий Васильевич провернул фирменный фокус: посмотрел в одну сторону, а отпасовал в другую. Мне оставалось лишь ногу подставить, чтобы мяч залетел в пустые ворота…

Тогда вместе с другими болельщиками, смявшими кордоны милиции, я выбежал на поле и праздновал победу. Мы качали на руках игроков, рвали сетку на сувениры

Последние лет десять близко дружу со Станиславом Черчесовым. Он тоже прилетал ко мне на Байкал, я повел его в свой двор, в котором все детство гонял мяч, и даже попросил пять минут постоять между двумя деревьями, заменявшими нам ворота. Непередаваемые ощущения! Кстати, у меня дома как бесценная реликвия хранится кусочек вратарской сетки из "Лужников", которую я собственноручно срезал после золотого матча "Спартака" в 1992 году. Мы обыграли "Локомотив" со счетом 4:1 и стали первыми чемпионами России. Тогда вместе с другими болельщиками, смявшими кордоны милиции, я выбежал на поле и праздновал победу. Мы качали на руках игроков, рвали сетку на сувениры… Такое не забывается!

5.jpg
Розыгрыш мяча на матче за Суперкубок России по футболу между командами "Спартак" (Москва) и "Локомотив" (Москва)
© Валерий Шарифулин/ТАСС

Сейчас, увы, редко удается вырваться на стадион. В этом году "Спартак" впервые за шестнадцать лет стал чемпионом России, а я смог попасть лишь на две игры. Такая досада! Когда в прошлом октябре играли дерби с ЦСКА, я вылетал из Бостона. Пассажиры уже прошли в самолет, а я тянул до последнего, досматривая матч на планшете. На 89-й минуте Зе Луиш забил третий гол, и стало ясно: мы побеждаем. Я заорал на весь аэропорт, ко мне даже бросился местный персонал, не поняв, что случилось.

А повторный матч я смотрел в ложе президента ЦСКА Евгения Гинера, с которым у меня прекрасные отношения. В апреле мы снова выиграли, решающий мяч провел мой тезка Глушаков. Вокруг в ложе сидели болельщики армейцев, и мне пришлось сдерживать эмоции, чтобы не слишком их травмировать.

В день, когда "Спартак" стал чемпионом, я выступал с Юрием Темиркановым в Вене в Musikverein. Играл Третий концерт Рахманинова. Произведение, которое исполнял сотни раз, в том числе десятки ─ с оркестром Юрия Хатуевича. А тут вдруг во второй части меня, как говорится, торкнуло. Словно волна пробежала, я стал играть по-особенному. После того как закончились бисы и овации, я включил телефон и увидел более двухсот пропущенных звонков и sms. Друзья спешили поздравить с триумфом любимой команды. Словно я стал чемпионом! Как тут не поверить в высшие силы, которые управляют тобою?

─На Лигу чемпионов собираетесь?

─Как только прошла жеребьевка, посмотрел собственное расписание. Увы, графики со "Спартаком" не совпадают. До 15 декабря буду в Москве лишь проездом или ради выступлений. Две ночевки, но и те не в дни матчей.

Остается пожелать любимой команде, чтобы пробилась в весеннюю стадию турнира. Тогда, быть может, пересечемся во времени и пространстве. Хотя, честно говоря, мне не понравились разговоры о борьбе за третье место в группе, дающее право участвовать весной в Лиге Европы. Всегда надо ставить максимальную задачу! Даже при условии, что первая игра против середняка "Марибора" особого оптимизма не внушила. Понятно, "Ливерпуль" и "Севилья" ─соперники серьезные, но их можно побеждать, если правильно настроиться. Отвыкла команда от Лиги чемпионов, отвыкла…

─Зато вам с Валерием Гергиевым к ней не привыкать. Показ каждого матча по телевизору сопровождается рекламными роликами с вашим участием. Чем заказчики расплачивались за съемки? Билетами на финал лиги?

─Мысль об оплате билетами хороша, надо будет ею воспользоваться. А если серьезно, за участие в проекте я не получил ни копейки. Мое имя соседствует с лучшим клубным футбольным турниром мира ─это уже награда. К слову, в гимне Лиги чемпионов используется аранжировка музыки Генделя, поэтому все нормально.

Что касается персонального болельщицкого опыта, я присутствовал на семи Олимпиадах как участник группы поддержки российской команды. В Сочи играл на церемонии закрытия Игр. Был минимум на десяти великих стадионах мира: Camp Nou в Барселоне, Santiago Bernabéu в Мадриде, Wembley в Лондоне, San Siro в Милане… На Stamford Bridge меня вместе с солистами Большого театра пригласил Роман Абрамович. Не подумайте, будто я только в VIP-ложах сижу. Четверть века назад (вот время летит!) поколесил по Европе вместе с фанатами "Спартака". В 92-м ездил в Ливерпуль, где мы выиграли 2:0, в 93-м ─в Роттердам, когда Андрей Пятницкий забил победный гол местной команде "Фейенорд". Есть что вспомнить!

В рамках фестиваля "Звезды на Байкале" регулярно проводим матч между ветеранами футбола и командой артистов, политиков, бизнесменов. Не "товарняк" и не "договорняк". Рубимся конкретно! Недавно едва травму не получил. Могу показать видео, как Сергей Горлукович, никогда и ни с кем не церемонящийся на поле, меня прикладывает от души. Я кубарем летел! И это было накануне концерта.

─Вы же в детстве трижды ломали руки. Это могло поставить крест на карьере?

─Конечно. Порой достаточно не так поставить палец на клавишу, вылетает сухожилие ─ и все, пиши пропало. А я обе руки ломал.

Первый раз ─со смещением. Мне было лет десять. Не забуду жуткий звук, когда два врача разводили кости, чтобы поставить на место. А знаете, из-за чего я подрался? Одноклассник доказывал, что Modern Talking ─гениальная группа. Меня это страшно возмутило, и мы стали выяснять отношения на кулаках.

Помню, пока правая рука лежала в гипсе, разучил концерт Равеля для левой

Во второй раз играл в хоккей и неудачно упал. Потом из-за знакомой девушки сцепился… Поразительно, но эти переломы становились трагедией для родителей, но не для меня. Помню, пока правая рука лежала в гипсе, разучил концерт Равеля для левой. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Не унывал, словом.

Еще раз повторю: вклад родителей порой0 является определяющим в нашей профессии. Их вера, поддержка, если хотите, даже самоотреченность. Мама с папой четко понимали, в какой момент меня нужно подстегнуть, а когда лучше не трогать, оставить на время в покое. Скажем, не было такого, чтобы заставляли подолгу заниматься на рояле, сидеть и тупо играть гаммы. Обычно мне вполне хватало часа. Если рвался на улицу к ребятам, никто не запирал в комнате с нотами. Насилие могло привести к обратному эффекту ─раздражению и отторжению. Родители сознавали: мальчик должен оставаться мальчиком.

В Иркутске я был старостой двора, зимой заливал каток, летом следил за полем, и в Москве взял на себя обязанности организатора и парламентера. Местная шпана нещадно лупила учеников ЦМШ, я же предложил выяснять отношения не на кулаках, а на футбольном поле. Папа и дедушка так учили: справедливости можно добиться не только силой. И знаете, через какое-то время драки прекратились, мы помирились, играли в одной дворовой команде. Я разрушал стереотипы, показывал: музыкой занимаются не только "ботаники", воспитанники ЦМШ ─не только еврейские мальчики в очках и со скрипочкой в руках. Обычных пацанов, как я, тоже много. Мы старались успеть все: заниматься музыкой, учить уроки, играть в футбол, читать книги, ходить на премьеры в кино и театры. Я умудрялся прорываться на топовые спектакли, видел на сцене великих Олега Ефремова и Иннокентия Смоктуновского, обожал "Маяковку" Андрея Гончарова и супермодный "Современник". К слову, сегодня нежно дружу с Галиной Волчек, но не забуду, как в 1985 году она не пустила меня на спектакль, когда театр гастролировал в Иркутске. Играли пьесу Рощина "Спешите делать добро!". В главной роли ─Марина Неелова. Я очень хотел на нее посмотреть. И вот мы с мамой пришли в театр, где у входа случайно столкнулись с Волчек. Она строго спросила: "Сколько мальчику лет? Десять? На наши спектакли дети в таком возрасте не ходят". Галина Борисовна не могла знать, что я, по сути, рос за кулисами, успев пересмотреть в местном драмтеатре имени Охлопкова не только истории про зайчиков и белочек, но и постановки по Александру Вампилову ─"Утиную охоту", "Провинциальные анекдоты", "Старшего сына"…

─Напоминали потом Волчек этот эпизод?

─До сих пор время от времени подшучиваю, и Галина Борисовна всякий раз сильно сокрушается, хотя, если честно, тогда я не слишком расстроился, не попав на спектакль. С чистой совестью пошел вместе с ребятами смотреть хоккей.

─А как у ребенка возникает потребность в музыке?

─ Сложно объяснить словами. Тем более если речь идет о малыше. В три года я на слух подобрал на пианино мелодию прогноза погоды из программы "Время": пам-пам-пам-тадам-пам-пам… Известная песня Manchester et Liverpool, Мари Лафоре пела ее на французском. У меня музыкальная семья, прадед играл на скрипке, бабушки, дедушки ─на гитарах и аккордеонах, я владею десятью разными инструментами. Не всеми, конечно, так хорошо, как роялем, но сыграть сумею. На джазовых концертах, например, в шутку беру контрабас. Или вот Аркадий Шилклопер дает мне исполнить соло на альпийском роге.

6.jpg
С дирижером Евгением Бушковым во время благотворительного гала-концерта "Классика & JAZZ"
© Антон Тушин/ТАСС

─Да, вы участвуете в джем-сейшенах с профессиональными джазменами, выходите на сцену. Не боитесь нарваться на критическое "фи" поклонников классики? Мол, разменивает талант на низкий жанр?

─ Во-первых, не обращаю внимания на снобов и пошляков, любящих навешивать ярлыки другим. Во-вторых, количество джазовых выступлений у меня минимально, их нельзя назвать чисто джазовыми концертами. В-третьих, наслаждаюсь, работая с Андреем Ивановым, Александром Зингером и уже упомянутым Аркадием Шилклопером. Потрясающая команда! Плюс мы привлекаем молодых ребят из "Синей птицы".

История знает успешные случаи кроссоверов, когда классические музыканты уходили на эстраду. Скажем, гениальный певец Муслим Магомаев мог сделать карьеру в опере, Арно Бабаджанян был прекрасным пианистом, а стал выдающимся композитором-песенником, часто писавшим для Магомаева на стихи Роберта Рождественского. Новый творческий союз принес славу всем троим. Они подняли планку на эстраде на такой уровень, который и сегодня недосягаем.

Но я-то никуда не ухожу, ни от чего не отказываюсь. В моем случае это никакое не понижение статуса. Смешно говорить! Я играю джаз классическими руками. Рассказываю историю. Двадцать пять лет назад я впервые пришел к профессору Сергею Доренскому, воспитавшему более двухсот лауреатов международных музыкальных конкурсов. Рекорд из книги Гиннесса! Профессору сейчас 85 лет, он продолжает работать. Я учился у него в Московской консерватории и считаю своим вторым отцом. С чего начинались наши уроки? Сергею Леонидовичу кто-то сообщил, что я играю джаз. И он строгим голосом приказал: "Покажи что-нибудь". Я сыграл. Доренский стал давать темы, в том числе классические, а я импровизировал. Потом Сергей Леонидович пригласил в класс одного профессора, второго, третьего… В итоге в 28-й аудитории консерватории собрался с десяток уважаемых преподавателей, и часа два я играл джазовые фантазии. Так мы познакомились.

Участие в концертах с джазменами ─это, если хотите, мое авторское прочтение и приношение великому виду искусства. Мой папа собирал записи выдающихся мастеров джаза, я с детства слушал их и всегда старался импровизировать. Мне это нравится, не вижу причин, почему должен отказывать себе в удовольствии. Иногда можно расслабиться и чуть похулиганить на сцене, повеселив и позабавив публику.

─ При том количестве концертов, которые даете, остается время для разучивания новых произведений?

─Давно выработал алгоритм, позволяющий ежегодно пополнять репертуар двумя большими концертами с оркестром и одной сольной программой. Учу новые произведения внутри сумасшедшего гастрольного графика.

─ Как?

─ Сам не знаю. Пока получается. Когда появляется свободный час, не на диване перед телевизором валяюсь, а беру в руки партитуру. Скажем, Четвертый концерт Рахманинова начал учить в мае в Тель-Авиве. По моей просьбе в номере Hilton поставили электронное пианино, чтобы ночами репетировать в наушниках и не мешать соседям. Это единственный из пяти концертов Сергея Васильевича, который я не играл. Теперь пробел заполнен. Дебют на публике состоялся в конце августа во Владимире. О местном губернаторском симфоническом оркестре широкий зритель мало знает, но именно туда ездят наши знаменитые солисты ─Коля Луганский, Борис Березовский, многие другие… Коллектив у дирижера Артема Маркина удивительный, он способен сыграть любой концерт с одной репетиции. Любой! Именно во Владимире я впервые исполнил "Прометея" Скрябина, симфонию-концертант Шимановского, концерт Шнитке, каприччио Стравинского. Вот и в этот раз позвонил Артему, мы обо всем договорились.

Во второй раз сыграл Четвертый концерт Рахманинова перед родной иркутской публикой 16 сентября. Уже чувствую, как завязывается мой роман с этим произведением Сергея Васильевича. Оно необычное, написано в Америке и радикально отличается от любимого мною Третьего. Совершенно иной язык, ритм, гармонии. Чувствуется, Рахманинов страшно тосковал из-за вынужденной эмиграции... Концерт безумно сложен для ансамбля с оркестром, тем интереснее его играть. Скоро у нас с Гергиевым состоится так называемый рахманиновский марафон в Японии, вот к этим гастролям я и разучивал Четвертый концерт. Раньше не чувствовал себя готовым, даже пять лет назад.

Похожая история была со Вторым концертом Прокофьева, к которому долго не мог подступиться. Тоже Валерий Абисалович убедил. Он давным-давно говорил: "Почему не играешь концерт, написанный словно персонально для тебя? Это станет твоей визитной карточкой". Там мощнейшая первая часть, настоящая лавина, извержение вулкана! Но я ходил кругами, не решался. Закончилось тем, что позвонил Гергиев: "Ну что? Ставлю Второй концерт Прокофьева на 26 ноября 2015-го в Мюнхене. Готовься". До назначенного срока оставалось полтора месяца. И все, отступать было некуда… Но, знаете, авантюра удалась. Произведение теперь в моем постоянном, боевом репертуаре. В этом году выходит пластинка с двумя "двойками": Вторым концертом Рахманинова и Вторым Прокофьева. С оркестром Мариинского театра, разумеется.

─Чтобы запомнить ноты, вам обязательно нужен инструмент?

─Умею учить произведения и без рояля. Поскольку постоянно летаю, много работаю в самолете. Yamaha выпустила фантастические наушники Digital Limited. Ни с чем другим не сравнить. Даже в айфоне получается фантастический звук. Ощущение, будто находишься в концертном зале или вживую слушаешь оперу. Доскональная до мелочей акустика.

Рояль необходим, чтобы почувствовать ноты пальцами. И кстати, на концерте всегда играю лучше, чем на репетиции. Многократно проверено на практике. Меня заводит сцена, зрительный зал.

Никогда не зазубриваю ноты. Бессмысленное занятие! Музыку надо слышать. Должен быть полет души. Кстати, и в классике есть место творческим интерпретациям. Поэтому Валерия Гергиева и Юрия Темирканова можно назвать гениальными джазменами. Они импровизируют за дирижерским пультом. Как, скажем, и мой старший друг Зубин Мета, почти полвека возглавляющий Израильский филармонический оркестр. В следующем году будет юбилей. Это гуру в дирижерском цехе! Достаточно сказать, что он играл с Горовицем и Рихтером. Сам факт появления Зубина в Израиле заслуживает отдельного рассказа. После Шестидневной войны 1968 года оркестр остался без дирижера, многие музыканты предпочли покинуть страну. Израильтяне бросили клич по миру, первым отозвался Мета. Он родился в Индии, работал в Италии, Канаде, США, но по-настоящему нашел себя на Святой Земле. В Израиле на него молятся! Да и не только там. Надо было видеть, какой фурор произвело выступление маэстро на иркутскую публику, когда три года назад оркестр приезжал к нам на фестиваль. По традиции, которой уже двенадцать лет, я отвез Зубина на Байкал и окунул в озеро. А уже через три часа мы играли концерт Брамса… Мета потом признавался, что в тот вечер дирижировал по-особенному.

7.jpg
С дирижером Зубином Метой на Байкале
© Евгений Евтюхов

В прошлом году я летал в Бомбей, в родной город маэстро, на его восьмидесятилетие. Исполнил концерт Чайковского. Поездка тоже получилась незабываемой!

─Вас искупали в Индийском океане?

─Еще бы! Это обязательный пункт программы. До священных вод Ганга, мы, правда, не добрались. Может, как-нибудь в следующий раз. Зубин всегда привозит мне в подарок восхитительные индийские манго, которые обожаю. Вкус потрясающий! В Бомбее я отъелся ими от души!

─А в каких местах вам особенно хорошо?

─Все-таки важнее не где, а с кем. Город для меня ─не дома, а люди. Скажем, Нью-Йорк ─это в первую очередь Carnegie Hall, который открывал Петр Чайковский и где Сергей Рахманинов сыграл рекордное количество концертов за всю историю ─более ста.

─У вас сколько?

─Пока двадцать восемь. Думаю, Валерий Гергиев приближается к сотне.

Раз шестьдесят ─не меньше! ─я играл в Париже. Уже шесть лет провожу фестиваль в Анси. Потрясающее место в Верхней Савойе. Прекрасно чувствую себя в Италии, особенно в Риме и Флоренции.

И все равно Иркутск ─вне конкурса. Святое! Должен побывать там не реже двух раз в году. Как штык. И сколько бы времени ни провел ─мало. В последний вечер перед отъездом всегда грустное настроение, прямо слезы на глаза наворачиваются.

Классическая музыка ─ уникальный терапевт. И миротворец

Лет семь назад в Лондоне увидел в гостинице по телевизору сюжет из России. Присмотрелся: Иркутск! Заснеженные улицы, знакомые дома… Даже сердце защемило от ностальгии. И о чем, думаете, шел рассказ? О том, как в далекой и холодной Сибири в пятидесятиградусный мороз замерзают бомжи. Помню, страшно разозлился, пообещал себе, что не оставлю это дело. Потом английские телегруппы неоднократно приезжали в Иркутск на фестиваль, снимали репортажи о нашей природе, культуре, истории. Считаю, так и надо бороться за справедливость. Классическая музыка ─уникальный терапевт. И миротворец. Настоящее искусство не требует перевода. Его прекрасно понимают все.

25 сентября 2017

Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/opinions/top-officials/4580817?page=2


Страницы:


Возврат к списку