Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду

К 75-летию Победы над Японией

  • 4 сентября 2020

    Наиболее яркие воспоминания детства у меня связаны с первыми школьными годами, которые пришлись на военные годы. Помню разговоры взрослых о вторжении фашистских войск, проводы на фронт, тревожное ожидание вторжения Японской Квантунской армии в Благовещенск с правой стороны Амура – из Маньчжурии, захваченной в то время японцами у Китая. Продовольственные карточки на хлеб, муку, крупы, сахар. Карточки на одежду, обувь. В школе не было новых учебников по чтению и истории, да и старых на всех не хватало. В этих книгах, потрепанных и измаранных прежними владельцами, были зачеркнутые (крест на крест) фотографии Тухачевского, Егорова, Блюхера и других репрессированных командиров Красной Армии. Тексты к фотографиям также были зачеркнуты, тем не менее, можно было разглядеть и черты лиц и буквы.

    Не хватало бумаги для письма, карандашей, перьев к ручкам, чернил. Иногда вообще нечем и не на чем было писать. Приходилось использовать  разные подручные средства. Так, задания по чистописанию,  диктант мы выполняли между строк  на старых газетах и брошюрах.  Военруки  (учителя по военной подготовке и физкультуре)  учили  нас правилам пользования противогазом,  способам укрытия от бомбежки и обстрела снарядами в случае нападения японской Квантунской армии с другой стороны Амура. Штаб местной противовоздушной обороны регулярно проводит учения для всего населения. По всему  Благовещенску  были вырыты  бомбоубежища. Вдоль  Амура были замаскированы бетонные ДОТы, а берег реки сплошь закрыт колючей проволокой.

    Постепенно все это становилось привычным. Жизнь не затихала. Для кого- то  сейчас это может показаться странным, но Благовещенск от малого до старого жил одним стремлением - «Все для фронта, все для победы». Известно было, что резерв комсомола – это пионерия. Меня принимали в пионеры  на торжественной линейке во Дворце пионеров Благовещенска. Рядом тогда находилось здание японского консульства, над которым висел их государственный флаг. Японцев мы  считали врагами. Помнили бои на озере Хасан и Холкин Гол, их частые провокации  на нашей границе. И до сих пор в моей памяти сохранилось детское чувство какого то несоответствия,  несправедливости, большого противоречия между пионерским галстуком «с красным знаменем цвета одного» и «вражеским  самурайским полотном ».

    Как и других пионеров меня  по желанию включили в  Тимуровскую команду, действующей в районе начальной школы №17  города Благовещенска.  Тимуровцы  помогали семьям фронтовиков. Девочки - тимуровки  мыли полы, ухаживали за маленькими детьми, а  мальчики – пилили и кололи дрова,  приносили воду из колодца, пасли коров, коз, гусей, уток, работали в огородах и др. 

    Вместе со взрослыми мы выполняли посильную работу  на колхозных полях и  на пригородном хозяйстве Благовещенской судоверфи.  Собирали (за городом на сопках и в полях) лекарственные растения для раненых воинов, металлолом, птичий помет (нам объясняли, что из него на заводе получают  селитру, используемую  при приготовлении пороха), бутылки (которые на фронте наполнялись зажигательной смесью и применялись в  бою с фашистами)  и др.  Участвовали в сборе подарков и теплых вещей для воинов Красной Армии.

    Часто приходили «похоронки» - официальные почтовые сообщения родственникам от командования воинских частей  на  фронте о смерти в бою, от ран в  госпиталях и пропаже  без вести воинов Красной Армии и Флота. В ноябре 1941 г. брат мамы  краснофлотец дядя Виталий пропал без вести в боях с фашистами при обороне Севастополя. 4 июня 1942 г. погиб  муж маминой сестры Михаил Явлинский (летчик 12 Авиагруппы  Особого назначения) при перегоне  им  двухмоторного дальнего бомбардировщика Ил-4 с авиазавода на фронт. 24 сентября 1942 г. погиб дядя Виктор в боях за высоту у Балки Конной Городищенского района  под Сталинградом. Он был младшим сержантом, командиром отделения стрелкового полка. Эти боевые позиции впоследствии историки называли «кровавым стоянием» и «позиционной мясорубкой», а волгоградские поисковики на каждом кубометре  земли у Балки Конной находили до двух тысяч осколков снарядов и мин.  

    В мае 1943 г. вслед за своими погибшими на войне братьями  умерла  и  моя мама  Анна Яковлевна. Скоротечная чахотка, отсутствие нужных лекарств и хорошего питания в труднейших условиях войны с Германией и ожидания нападения Квантунской японской армии с другой стороны Амура, остановили ее жизнь в 37 лет. В апреле 1944 г. ушла из жизни и бабушка Прасковья Захаровна, заразившись чахоткой от  мамы, за которой она очень бережно ухаживала во время болезни.

    День Победы запомнился всеобщим радостным ликованиям в городе, залпами салюта в воинских частях и какой - то внутренней свободой, тем более что из школы нас отпустили в этот день  намного раньше обычного времени. Потом в Благовещенск по железной дороге из разгромленной гитлеровской Германии стали пребывать военные  эшелоны с войсками, танками, орудиями,  автомобилями и другой военной техникой. В начале августа СССР сообщил  Японии о выходе из договора о нейтралитете и объявил ей войну. Это воспринималась в городе как расплата с японскими милитаристами за наше горе и слезы, за бесчисленные провокации на нашей границе и жертвы во время войны с Германией. 

    Ранним утром 9 августа мы проснулись от мощной канонады со стороны укрепрайонов города и кораблей Краснознаменной Амурской флотилии (КАФ). Так началась артподготовка по японским военным целям за Амуром с последующим  быстрым десантированием наших войск с кораблей и барж КАФ и Амурского речного пароходства. Мощный удар быстро сломил «самурайскую» силу и вскоре мы увидели бесчисленные колонны пленных японских солдат и офицеров. Примерно  3 роты пленных японцев разместили в 2-х старых заброшенных бараках, которые обнесли забором из колючей проволоки. Они работали на нашей судоверфи.

    Со временем пленных японцев  расконвоировали и мы стали с ними общаться. В целом они были хорошо воспитаны, отличались дисциплиной, физической подготовкой, организованностью. Нам понравились приемы их боевого искусства «Джиу-джитсу», которые они нередко открыто демонстрировали. Постепенно наше  презрение к «самураям» сменилось интересом к их обычаям и нравам. До сих пор помнятся японские слова, которые мы, мальчишки, тогда усвоили от них. «Каничуа» - здравствуйте, «Аригато» - спасибо,  «Аната» - господин, «Кудасай» - давай, «Ици, ни, сан, си, го, року, сити, хати….» - один, два, три и т.д.  Японская лексика была не сложной и она помогала  нам при общении. Мы  обменивали огурцы, помидоры, другие овощи  на  японские канцелярские и другие принадлежности – т.н. «наливные  ручки» («вечное» перо), двусторонние цветные карандаши, блокноты из рисовой бумаги и др. У нас тогда всего этого не было.

    Считаю и горжусь, что нравственной оценкой жизни  моих родственников, предки которых  еще в числе первых переселенцев прибыли из Центральной России  на Амур, является  их  труд  по становлению и развитию  одного из главных  форпостов России на границе Дальнего Востока - г. Благовещенска и Амурской области  и защита ее территории от врагов России. Об этом свидетельствуют  «Книга памяти участников Великой  Отечественной войны 1941-1945 гг. Амурская область» и высеченное на обелиске площади Победы г. Благовещенска  имя  Тулупов В.Я. (сыновья моего деда по маме - Виктор и Виталий) вместе с именами других воинов – амурчан, погибших в боях с фашистами в период Великой Отечественной войны и войны с милитаристской Японией.

    В декабре 2012 г. Законодательным собранием Амурской области  был принят подготовленный и внесенный КПРФ Закон Амурской области №134-03, в соответствии с которым была утверждена новая категория граждан области, получающих льготы, - «Дети войны». Этот Закон как бы зафиксировал наше детское посильное, совсем маленькое, мизерное, но все же - участие в разгроме фашистской Германии и милитаристской Японии.

       Иванов  Эдуард Михайлович

    Справочно:  

    Иванов Эдуард Михайлович работал:   
    1955-1957 — секретарь комитета ВЛКСМ Плавсостава Восточно-Сибирского пароходства,
    1957-1960 — второй, первый секретарь Свердловского РК ВЛКСМ г. Иркутска,
    январь 1961 — декабрь 1963 — первый секретарь Иркутского ГК ВЛКСМ. 
    Январь 1964 — август 1966 г. председатель комитета партгосконтроля по Кировскому району г. Иркутска.
    Член бюро Иркутского ГК ВЛКСМ 1961 — 1964 гг. Делегат 14 съезда ВЛКСМ в 1962 г.

    okon_voiny7.jpg





    Дата создания: 04.09.2020 12:32:53

    Дата изменения: 04.09.2020 12:35:07

Возврат к списку