Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду

Встреча с губернатором Иркутской области С.Г.ЛЕВЧЕНКО

  • 9 декабря 2017

    Встреча с губернатором Иркутской области С.Г.ЛЕВЧЕНКО
    на втором заседании межрегиональной инициативной группы 
    по реализации модели “ГОСУДАРСТВО РАЗВИТИЯ” 
    на тему “Бюджетная политика. Проблемы социально-экономического развития регионов”

    7 декабря 2017 года в здании Государственной Думы состоялась встреча губернатора Иркутской области С.Г.Левченко  с депутатами Государственной думы, учёными, производственниками.  журналистами и общественностью. На обсуждение были выставлены три основные темы: госпланирование, социальные и политические реформы.

    Губернатор начал свою речь с экономического состояния области на момент его вступления в должность и отчитался о достижениях за два года работы. Результаты впечатляющие: в 2015 г. область была на 75-м месте по РФ, и на 44-м месте в рейтинге регионов по долговым обязательствам, доходы на душу населения были на 15% меньше общероссийского уровня, по сборам налогов в федеральный бюджет область находилась в аутсайдерах и отставала по показателям на 4,6%. Долг по заработной плате был около 300 млн. рублей. После вступления в должность был введен антикризисный план. С тех самых пор область стала уверенно набирать экономические обороты: ВРП (валовой региональный продукт) вырос на 5%, объемы промышленного производства - на 7%, растут инвестиции в экономику области - 17,5% против 3-5 по России в среднем, госдолг снизился на 26,7%, и на 30% увеличился рост экспорта, рекордные показатели в жилищном строительстве. Долги по зарплатам сократились в 15 раз. Благодаря этим достижениям, Иркутская область вышла на лидирующие позиции как в Сибири, так и в целом по РФ (7 место). По степени и качеству управления региональными финансами область вышла на первое место. Пересмотрело показатели и международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings, по их оценкам у области сегодня высший балл по России. Все это позволило Сергею Левченко занять первое место среди всех региональных глав Сибирского федерального округа.

    На таком подъеме отчетливо проявляются недостатки федерального уровня и у губернатора возникли предложения о необходимости внесения изменения в законодательство: первый парадокс заключается в том, что руководство области принимает меры к предприятиям-должникам по зарплатам, те  выплачивают штрафы, но все эти штрафы уходят в федеральный бюджет - до людей деньги не доходят. Так вот в прошлом году долг по зарплатам составлял 51 млн. и ровно 51 млн. рублей было собрано этих штрафов с собственников и руководителей производств. Логичнее и справедливее будет, если деньги будут доходить напрямую до людей, тогда и долги по зарплатам в регионах исчезнут. Второе - отрегулировать отношения между центром и региональными бюджетами: последние два года областной бюджет исполняется с профицитом, системная работа и взаимодействие с крупными налогоплательщиками региона уже в прошлом году позволили в полтора раза увеличить поступление налога на прибыль и он составил рекордный показатель - 42,5 млрд. рублей.

    С.Левченко: “И в прошлом же году мы выходили с предложением, чтобы оставлять 1% от этого дохода в областном бюджете. Для нас это почти 2,5 млрд. рублей. Ни для кого не секрет, что в стране есть несколько регионов-доноров и абсолютное большинство, кто является получателем дотаций. Так вот с существующей системой распределения, дотационным регионам намного проще формировать свой бюджет на несколько лет вперед, т.к. 90-95% из федерального бюджета они получат. Иная ситуация у регионов, которые зарабатывают деньги: бюджет сформировали, провели через Законодательное собрание, вдруг принимается правительственное решение и 2,5 млрд. забираются из бюджета, в пользу региона, являющегося дотационным. В таких условиях очень сложно существовать и оставаться успешными. Но ведь в нашей стране еще со времен Советского союза было наработано достаточно много рычагов для стимулирования регионов и муниципалитетов для честного сбора налогов. Каждое предприятие получало задание по товарам народного потребления (при этом было не важно, чем оно занималось), а субъект - район или город - получал 50% от таким образом уплаченного налога. 50% возвращенного налога - это очень хороший стимул работать с предприятиями. Пока же все наоборот: чем больше платишь, тем меньше получаешь и смысла особого переходить со статуса дотационного региона - нет. Поэтому сегодня количество дотационных регионов не уменьшается, а наоборот растет. Для многих стоит задача - просто выжить”.

    Еще одна большая проблема в бюджетном законодательстве (касательно Иркутской области) - это несовершенство в расчете пошлин на вывоз продукции лесной промышленности. Сейчас на экспорт идет очень много обработанного леса, но это лишь условно переработанный материал очень низкого качества и с минимальной добавленной стоимостью. Что это означает: на самой дешевой пилораме с использованием нелегальной рабочей силы из бревна делается лафет, который попадает под нулевую таможенную пошлину, а таможня обязана выпустить лес с минимальным контролем и запросом минимума документов. При этом федеральный бюджет теряет миллиарды рублей. А региональный бюджет недополучает инвестиции на глубокую переработку леса, налог на прибыль и налог на имущество.

    В прениях приняли участие: Рашкин В.Ф., депутат Государственной Думы, заместитель председателя по национальной политике, предложивший найти альтернативу к действующему курсу подхода, и подчеркнул, что бюджетные интересы регионов очень важны при планировании, но их нельзя рассматривать в отрыве от федерального социально-экономического планирования: ” Приоритетом программы “государства развития” должна стать социальная политика и борьба с бедностью.  До сих пор у нас не определен критерий бедности: что такое “бедный” и “бедность”? Наша фракция определила и критерий, и порог, и адресную социальную помощь бедному населению, которая повысит покупательскую способность, что позволит стимулировать экономику. Важнейшим направлением работы в рамках государственного планирования является разработка прямых и косвенных мер государственной поддержки обрабатывающей промышленности. В приоритетном порядке меры стимулирования применяются к т.н. “точкам роста” - предприятиям и территориям, которые по совокупности параметров в наибольшей степени подходят для обеспечения рывка в производстве конкурентных товаров и услуг. То есть сначала происходит мобилизация ресурсов для поддержки “точек роста” государством, а потом, по мере выхода “точек роста” на самоокупаемость, они перестают нуждаться в дополнительных мерах государственного стимулирования и сами становятся локомотивом экономического роста, стимулируя развитие всей экономики”.

    В такой ситуации модель концепции “государства развития” подразумевает усиление государства и введение системы государственного планирования социально-экономического развития регионов. При этом взаимодействие государства и бизнеса в такой системе должно осуществляться на основе принципа партнерства, где государство гарантирует предпринимателям соблюдение единого для всех правового поля, благоприятные социальные и инфраструктурные условия. В отдельных случаях и прямую государственную поддержку, но при условии, что будет гарантированное соблюдение законов, честная уплата налогов и своевременная выплата заработных плат работникам, будут вкладываться средства в социальную инфраструктуру и в развитие производства, и еще один важный пункт - это недопущение вывода капитала.

    Коррупция и оффшоризация - два бича современной экономики. Все про это знают и все про это говорят: теневая экономика в значительной степени тормозит социально-экономическое развитие страны. Для того, чтобы остановить падение уровня жизни населения, необходима эффективная борьба с коррупцией и в большей части - на местах, как в масштабах всей страны, так и в небольших муниципалитетах (ведь чем удаленнее субъект, тем сложнее отследить те самые коррупционные схемы). Но как это сделать? Опыт борьбы с коррупцией  существует и в мировой практике, и в нашей истории были благоприятные периоды.

    Бурак П.И., директор Института региональных экономических исследований, вице-президент РАЕН, сделал акцент на выступлении С.Г.Левченко об эффективном использовании бюджетных поступлений: “Направление налогов на развитие малого бизнеса и промышленности дали отличный результат - темпы роста промышленного производства в Иркутской области растут, чего не наблюдается в других областях. Были проведены расчеты, как можно в полтора раза увеличить областной бюджет - поднять налог на муниципальные земли. Это очевидно, на местах все согласны, но реального движения пока нет, т.к. не выработан инструмент принуждения. Положительные примеры такой работы уже существуют и в Московской области, и в Дагестане. Но очевидно одно - у муниципалитетов должна быть региональная поддержка”.

    Грудинин П.Н., директор ЗАО “Совхоз им.Ленина”, вспомнил слова Е.Примакова о том, что 50% налогов должны оставаться на местах, а поскольку всеми давно признано, что налоги у нас достаточно высокие, то это очень злободневная тема. Подобная практика очень давно и успешно применяется в Германии, и там существует большая заинтересованность в сборе налогов. Ну и само собой разумеющееся - сильная Россия может быть только при условии наличия сильных регионов.

    Щапов М.В., депутат Государственной Думы, высказал тревогу относительно снижения объемов дотаций в ближайшие три года практически на треть. Показательно снижаются уровни дохода и расхода ВВП, похоже, что всем придется потуже затянуть пояса.

    Митяев Д.А., заместитель председателя Совета по изучению производительных сил Минэкономразвития России, отметил пагубное последствие саботажа олигархами призыва президента к деофшоризации, вместо улучшения экономической ситуации в стране, за пять лет, и по вине некоторых решений правительства, больше 40% физических и юридических лиц вывели свой капитал из России. Шувалов назвал деофшоризацию вредной для страны и призвал ее прекратить. Но при таком подходе бюджет ожидаемо будет дырявым.

    Огородов С.С., президент Ассоциации производителей станкоинструментальной продукции “Станкоинструмент”, пожалуй, единственный позитивно настроенный участник дискуссии, поблагодарил введенные западом санкции, что дало возможность вернуть станкостроительную промышленность на прежние производственные рельсы и пригласил С.Г.Левченко к взаимовыгодному сотрудничеству в области лесной промышленности и деревообрабатывающего оборудования.

    На заседании говорилось о необходимости совершенствования и политической системы, и повышения эффективности управления - все это очень нужные и своевременные меры. Но пока не изменится самосознание каждого из нас, пока все мы вместе взятые не захотим жить в сильной и благополучной стране, до той поры, пока у чиновников всех уровней не появится осознание того, что на две жизни не наворуешь, все правильные формулировки так и останутся на бумаге, ибо воплощать их будет некому.

    Елена Шевченко 
    Фото Д. Миронова

    DSC_9673.jpg DSC_9678.jpg DSC_9686.jpg DSC_9727.jpg DSC_9731.jpg DSC_9739.jpg DSC_9786.jpg DSC_9820.jpg DSC_9826.jpg DSC_9835.jpg DSC_9866.jpg DSC_9884.jpg DSC_9907 (1).jpg





    Дата создания: 20.12.2017 21:03:10

    Дата изменения: 20.12.2017 21:06:22

Возврат к списку