Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду

Крупская Тамара Семёновна

27.10.2018 Кавалер Ордена Почетного легиона
Помните, у Твардовского Василий Теркин размышлял о награде «...Не заглядывая в даль, Так скажу: зачем мне орден?» С проректором иркутского медицинского университета по международным связям и работе с иностранными учащимися, вице-президентом Ассоциации Альянс-Франсез-Иркутск, членом правления российско-французской Ассоциации Франсиб Тамарой Семеновной Крупской случилась нечто схожее.
Известие о награде она узнала по телефону – из посольства Франции сообщили о присуждении ей Ордена Почетного легиона Французской Республики. Первое, что Тамара Семеновна спросила: «Орден? Вы меня ни с кем не путаете?». Позднее в Петербурге на III Российско-французском форуме по здравоохранению, посол Франции в России Жан-Морис Рипер с улыбкой вспоминал эту реакцию, которая французам очень понравилась.
Говорят, французы достаточно разборчивы. Раздавать государственные ордена такого уровня незаслуженно не будут. Посмотрите в Википедии список российских и советских кавалеров ордена Почетного легиона. Можно поразиться масштабности имен наших соотечественников. Эту награду, учрежденную Наполеоном, в разные отрезки времени получали: российские императоры Александр I, Александр II, Николай II, Маршал Советского Союза Георгий Жуков, виолончелист Мстислав Ростропович, оперная певица Галина Вишневская, актер и кинорежиссер Никита Михалков, балерина Майя Плисецкая, поэт Иосиф Бродский, кинорежиссер Эльдар Рязанов, скульптор Зураб Церетели, журналист и телеведущий Владимир Познер, музыкант и дирижер Владимир Спиваков, актер Олег Табаков, писатель Людмила Улицкая, Президенты Российской Федерации Борис Ельцин и Владимир Путин.
Это далеко не полный список наших россиян и, к слову сказать, медиков в нем немного. Тамара Крупская получила орден одновременно со знаменитым детским врачом Леонидом Рошалем. «Безусловно, для меня это очень важно и волнительно! -- говорит Тамара Семеновна. -- Огромная честь получить такую награду, я бесконечно тронута высокой оценкой моей работы. И это награда является оценкой не только моих заслуг, но и деятельности Иркутского медицинского университета, его большого коллектива, моих коллег из российско-французских ассоциаций «Друзья Франции» и «Франссиб», после знакомства с которыми началась моя российско-французская деятельность. Получить такую награду и стоять рядом с Леонидом Михайловичем Рошалем и многими выдающимися деятелями культуры, науки, политики -- это не только большая честь, но и большая ответственность».
Конечно, можно задаться вопросом – а что такого сделала наша сибирячка, чтобы быть удостоенной такой чести? Ведь награда эта дается «за выдающиеся военные или гражданские заслуги» и решение о ее присуждении принимает лично президент Французской Республики. И этот вопрос я задала.
… И мы словно прошлись вместе через двадцать лет ее жизни. Все началось с простого желания дать возможность врачам нашего города, стремящимся вырасти  профессионально, увидеть и перенять передовой медицинский опыт зарубежных университетов и клиник.  Совместная деятельность с нашими и зарубежными коллегами привела к тому, что сегодня наш дальний регион знают во Франции, Монголии, Китае, Индии. Сейчас Тамара Крупская имеет полное право сказать: «Мы один из немногих медицинских вузов в России, где студенты ежегодно ездят на длительные стажировки, на включенное обучение. И не просто -- приехали, посмотрели и уехали, а проходят обучение от трех до шести месяцев на медицинских факультетах во Франции. Более того, ординаторы нашего университета имеют возможность проходить годичное обучение. Некоторые там пишут диссертации и защищают их».
И это несмотря на то, что медицинские специальности не вошли в Договор-Соглашение между Россией и Францией о признании дипломов. «И все же повторюсь – для нас очень ценно, что студенты имеют возможность обучаться во Франции!».
Благодаря нашим французским контактам в разные годы около 200 студентов и 100 врачей прошли обучение и стажировки на медицинских факультетах и клиниках Франции, мы успешно сотрудничали и сотрудничаем с коллегами в области онкологии, акушерства и гинекологии, неврологии, педиатрии, детской и взрослой хирургии, кардиохирургии, дерматологии и косметологии, инфекционных болезней, в том числе ВИЧ инфекции… За эти годы было очень много совместных мероприятий – научные и образовательные семинары и конференции, медицинские конгрессы, профессиональные мастер-классы.
Было много социальных проектов, реализованных совместно с ассоциацией «Друзья Франции» и мэрией Иркутска, посвященных социальной адаптации людей с ограниченными возможностями и борьбе с наркоманией. Мы занимались и детьми-инвалидами, людьми с ограниченными возможностями. В Иркутск приезжали французские реабилитологи, а наши специалисты ездили во Францию и видели, как этим людям оказывается помощь в медицинской и социальной адаптации.
Мне запомнились слова детского хирурга Владимира Новожилова, который после поездки во Францию, сказал: «Как важно отправлять молодых врачей после университета на зарубежные стажировки – это мотивирует их к высоким профессиональным достижениям». Я с ним абсолютно согласна.
Когда человек вернется и хоть маленькую часть из того, что узнал, увидел, внедрит здесь – это же будет здорово!
Еще в самом начале становления профессиональных контактов в рамках деятельности Ассоциации «Друзья Франции» и «ЕРКАЗИЯ» (Верхняя Савойя), коллеги посоветовали Тамаре: «Нужно ехать в Гренобль». Она побывала там трижды. В первый визит, заговорив о сотрудничестве, получила ответ от директора госпитального центра университета Жозефа Фурье Жан-Пьера Бастара: «Ну, какая Россия? Какая Сибирь? О чем вы говорите!» Во второй раз он разрешил: «Ну, ладно – покажите ей наш госпитальный университетский центр». Рассказывая это, Крупская хохочет: «Пожалел, наверное, просто решил уступить даме, ведь во второй раз из Сибири приезжает – покажите ей уже университет». А в третий раз они уже договорились о партнерстве. После Месье Бастар не раз приезжал в Иркутск. «И сейчас нас связывают не только профессиональные, но и дружеские отношения, как и с его приемником Жаном Дебупи, который также эффективно до сегодняшнего дня поддерживает наше сотрудничество», - говорит Тамара Семеновна.
Что это – секреты дипломатии или страстное желание изменить что-то в своем городе? Обойдемся без патетики. Есть работа, которую проректор по международным связям делает достойно. Делает не одна. Тамара Семеновна категорически отвергает разговоры о себе: «Вы правильно говорите – пройден долгий путь: практически 20 лет я занимаюсь этим в рамках университетской деятельности. Но одна бы я ничего не сделала. Начиная любой проект, я знала, что представляю интересы одного из сильнейших медицинских вузов страны и получала одобрение и поддержку своих руководителей.
Когда-то она и ее единомышленники, говоря образно, начали строить мостик между Сибирью и Францией. Сегодня, двадцать лет спустя, он стал широким и прочным. Пусть кого-то скажет: «Опять Крупская куда-то полетела». Полетела. И это здорово, гораздо хуже, когда человек бескрылый. Тамара Семеновна мечтает выстроить сотрудничество с Америкой. И хоть понимает, что сейчас между нашими странами отношения непростые, гранд со своими коллегами они уже выиграли.
В конце нашего разговора симпатичный проректор сказала: «Я бесконечно благодарна, что встретила людей, которые меня в эту «авантюру» втянули и поддержали. Я счастливая – мне в жизни везет на встречи и замечательных людей. И отдельное СПАСИБО моей любимой семье».


Возврат к списку