- Главная
- Люди и время
- Жизнь замечательных людей
Е.Н. Антипин: Главным в его жизни была работа
-
Используя свои «писательские возможности» – знания, тактичность, интеллигентность, желание и умение общаться с людьми – поэт и писатель Марк Давидович Сергеев совместно с комсомолом творчески реализовывал целую серию встреч с различными группами молодежи, в каждой из которых наряду с содержательным разговором по конкретным темам из жизни общества обсуждались и проблемы внутреннего, психологического состояния отношений в группах студентов, школьников, работающей молодежи.
Конечно же, были встречи у молодежи и с другими писателями. Кроме этого, проводились читательские конференции, поэтические вечера, в которых принимал самое активное участие и наш земляк – Е.Евтушенко, когда бывал в Иркутске.
Для других видов творческих работ задействовались коллективы массовых зрелищных заведений – клубов, домов и дворцов культуры, музеев, библиотек.
Так в течение 15 лет при областной библиотеке им И.И.Молчанова – Сибирского в рамках клуба «Читатель и писатель» действовал союз трех творческих организаций – самой библиотеки (директор Р.И.Шолохова), телевидения (молодежная редакция) и писателей (М. Сергеев). Телепередачи, посвященные творчеству писателей – В.Распутина, В.Шугаева, Г.Машкина, Д.Сергеева, Е.Жилкиной, В.Мариной, М.Сергеева и других – велись непосредственно из библиотеки и транслировались на всю область, что свидетельствовало о приобщении немалой части молодежи к прекрасному через литературу.
… Тема защиты Родины остро звучала и звучит сегодня в творчестве писателей – наших современников.
Е.Н.Антипин разделял патриотическую позицию художников, мастеров слова, писавших о трагедии войны. Более того, защищал от нападок и идеологической «хулы», от недооценки отдельных произведений и самих авторов старшими собратьями по литературному цеху, как в свое время защищал от иркутской цензуры первую повесть В.Распутина «Деньги для Марии», а пьесу А. Вампилова «Утиная охота» - от иркутских и московских цензоров («Грани», №263, 2017, стр.135-138). И это тоже была война, правда на другом фронте, без физических жертв. Но ее непременно нужно было выиграть.
В повести В.Распутина «Живи и помни» в канун 30-летия Победы выведен образ дезертира. Нападки на писателя, вплоть до утверждения, что он – против Советской власти. Предвиденные переживания автора в связи с этим и … Государственная премия СССР.» (Е.Н.Антипин, «Байкал. Люди. Время» (далее – БЛВ), ч.I, М.2005, стр.77).
Знаменитая «Баллада о тополях» М.Сергеева вызвала неоднозначную реакцию у писательского сообщества. Главными оппонентами автора стали, по выражению Е.Антипина, «литераторы-старики» Г.Кунгуров, К.Седых и другие «недоброжелатели и завистники», сетовавшие на то, что участвуя в общественной жизни, М.Сергеев губит свое поэтическое дарование, отходит от литературного процесса, что он не состоялся как художник. С таким подходом к оценке творческих возможностей поэта Е.Антипин никак не мог согласиться. Он пишет: «И это происходит в то время, когда «несостоявшийся художник» уже написал свою знаменитую «Балладу…», созвучную «Журавлям» Р.Гамзатова». Из 26-ти выпускников школы, посадивших после выпускного вечера 26 тополей, а затем ушедших на фронт – вернулись только пятеро. «Будто бы друзья мои – солдаты стоят деревья в сомкнутом ряду. В перекличке тополей – судьба целого поколения.» (БЛВ), ч.I, М.2005, стр.85).
А писатель В.Хайрюзов, верный своему нравственному кредо – защищать любовь, в повести «Сербская девойка» рассказывает о войне в Боснии и о любви русского добровольца и сербской девушки. Она погибает, а Сергей – остается один и не знает, что ему теперь делать без нее. Ему пусто. Возвышенные и трагические начала и концы сошлись в одной точке – в отношениях молодых людей, освященных яркой вспышкой чувств и погасших в один миг… Не должно быть войн и человеческих трагедий (В.Хайрюзов, «Без меня там пусто» 1998, стр.207).
Поэт Е.Евтушенко, бывавший на Кубе, полюбивший ее и кубинцев, подметил, прочувствовал это состояние пустоты (что подтверждает 1) отмеченное выше, 2) рождают мысль о возможности существования высоких нравственных отношений во времени и пространстве), и после расставания с ней выразил его в поэтической форме,: «И над тобою, молодой, светающей, зеленая кубинская земля, останусь я нетающей, летающей снежинкою со станции Зима». Неостывающая память в образе летающей снежинки вместо душевной пустоты и забвения («Две матери», Е. Евтушенко, Интимная лирика).
Литература действительно невозможна без творческого мышления и утонченности чувств (профессор В.Разумный).
В конце прошлого и начале нового века Россия оказалась в тяжелейшей ситуации и чуть было, образно говоря, не свалилась с ног от антигосударственных ударов доморощенных недругов. Ее хотели уничтожить, разорвать на куски, превратить тысячелетнюю историю в рыночный товар, который можно продавать по дешевке или дарить «заморским друзьям». Пытались предать забвению, а отчасти, осмеянию культуру великого народа, его духовность, самобытность.
Наши замечательные писатели откликнулись и на эту животрепещущую проблему, заняв твердую гражданскую позицию. В.Н.Хайрюзов, будучи депутатом Верховного Совета РСФСР, наблюдая и анализируя историю вхождения первого президента во власть и его антиконституционные действия, во время государственного переворота в 1993 г. выступил бескомпромиссным защитником Советской власти. Событиям той трагической осени посвящена его книга «Плачь, милая, плачь». Евстафий Никитич пишет: Гражданская позиция Валерия Николаевича в полной мере проявилась в исполнении им депутатского долга в те неспокойные дни. Он был истинным народным депутатом (Б.Л.В., ч.II, М.2007, с.42).
А Валентин Распутин в статье «Мой манифест» (2006) так описывает то, что произошло в России: «Последняя революция, либерально-криминальная, самая подлейшая из всех, которые знал мир, столкнула Россию в такую пропасть, что народ еще долго не сможет подсчитать свои жертвы, и что русскому писателю наступила пора «вновь стать эхом народным», чтобы вселить надежды в его лучшее будущее.
Е.Н.Антипин называл В.Распутина одним из «писателей – провидцев», ибо «его идеи устремлены в будущее ((Б.Л.В., ч.I, стр.77); поэзию, прозу, драматургию М.Сергеева – открытием прекрасного (там же, стр.85); отмечал, что гуманистическая направленность произведений В.Хайрюзова привносит в жизнь людей, отношения, добрые нравственные начала – любовь, уважение к человеку, его человеческому достоинству.
Занимаясь большую часть своего рабочего времени творческими организациями, а также профессорско-преподавательскими коллективами вузов и сотрудниками академических институтов, Е,Н. сам постоянно испытывал потребность в общении с ними. В ознакомлении с их научными трудами, с состоянием дел в вузах. В беседах с руководителями, в выступлениях на партийных собраниях получал искреннее удовлетворение от встреч с этим «миром» людей, находя подтверждение своим творческим планам в выборе конкретных путей воспитательной работы, сверял собственные взгляды на проблему «Общество и человек» с их видением и делал соответствующие выводы.
Конечно, Е.Н. был удовлетворен и счастлив от возможности слышать слова искреннего расположения в свой адрес от деятелей культуры и науки:
1. Академика Степанова: «Благодарю Вас, Евстафий Никитич, за теплое сердечное поздравление. Я думаю, сделал еще очень мало для развития геогелиофизических исследований в Восточной Сибири. Главное – создание творческого коллектива молодых ученых. Ваш Степанов» (телеграмма ученого).
2. Ученого-литературоведа и критика профессора В.П.Трушкина: «Дорогой Евстафий Никитич! Много лет я Вас знаю и с каждым новым разом проникаюсь все большей симпатией и глубоким уважением В,П.Трушкин» (надпись на книге «Литературный Иркутск», 1981. г.).
3. Поэта Е.Евтушенко: «Дорогому Евстафию Антипину – искренне с чувством дружбы и общей любви к нашей Родине – Сибири. Е.Евтушенко» (дарственная надпись на сборнике стихов поэта, 1973 г.)
4. Поэта Р.Рождественного: «Дорогой Евстафий Никитич! Примите эти две книги в знак уважения к Вам и Вашей семье. Я никогда не забуду тепло тех встреч, которые у меня были на земле Иркутской. Никогда не забуду настоящих людей – сибиряков, великих тружеников и ценителей поэзии» (надпись на двухтомнике стихов поэта, 1977 г.).
5. Писателя В. Распутина: «С благодарностью за полезное и доброе, что было сделано Вами для автора этой книги («Живи и помни») не столько по долгу службы, сколько по сердечной щедрости и благожелательности» (надпись на книге, 1974 г.).
6. Писателя В.Хайрюзова: «Дорогому Евстафию Никитичу с пожеланиями счастья и удачи. В. Хайрюзов . Иркутск. 23.10.1998» (надпись на книге).
7. Писателя Г.Николаева: «С чувством глубокой признательности шлю Вам столичный вариант моих рассказов. Часто со светлой грустью вспоминаю, что вряд ли вся наша трудная работа имела смысл, если хоть время от времени не удавалось бы говорить о том, о чем болит душа. Без этой возможности, без этого глотка, убежден, захиреет и сойдет на нет настоящее искусство, но зато расцветет раскидистыми лопухами пошлая графомания, барабанное славословие и цветастая безвкусица. Я благодарен Вам, дорогой Евстафий Никитич, за Ваше тонкое понимание этих всех вопросов, за Ваше доброе участие в моей литературной судьбе. Г.Николаев, Санкт-Петербург, 27.02.1971» (из письма).
8. Писателя В.Шугаева: «Дорогой Евстафий Никитич! Был в Иркутске и надеялся повидать Вас. Но увы! Вас не было в городе. Прощаясь, оглядываясь на прожитые здесь годы, я с несомненной сердечной грустью должен сказать Вам: благодарю Вас за участие в моей судьбе. За поддержку, за доброту, которой всегда было отмечено Ваше отношение ко мне. До свидания, дорогой Е.Н. По русскому обычаю троекратно обнимаю Вас. В. Шугаев, 13.10.1977, Москва» (из письма).
9. Писателя Ст.Китайского: «Уважаемый Евстафий Никитич! С удовольствием читал и перечитывал Вашу статью «Востсибправде» «нравственная личность и дефицит нравственности». Прошу Вас дать расширенный, не газетный, а именно журнальный вариант статьи для Альманаха «Сибирь». Прошу не отказать нам, несмотря на Вашу невероятную занятость. Ст.Китайский, 05.08.1982, Иркутск» (из письма).
10. Писателя Константина Седых, автора знаменитой «Даурии»: «Поздравляю вас с Новым годом, желаю по-прежнему быть молодым и красивым, плодотворно работать в Обкоме для процветания нашей области, роста социалистической культуры. Будьте счастливы. С искренней симпатией Ваш Константин Седых, Иркутск, 1971» (из поздравительной открытки).
Работа с иностранными делегациями – отдельная страничка в партийной работе Е.Н. Как правило, организацией встреч, проведением многодневной работы с каждой, проводами их занимался он, Евстафий Никитич, ему помогал Б.В.Недашковский, зав.отделом внешних связей ОК КПСС.
Байкал, 1965 г. Встреча с политическим директором газеты «Юманите» Роланом Леруа, отдыхавшим с супругой на Байкале.Иркутская область. Конец 70-х гг. Е.Н.Антипин с членами военной делегации из стран «Варшавского договора».Байкал, 1965 г. Встреча Р. Лонге (первый слева) – правнуком К.Маркса. Рядом
с ним П.Ф.Московских – зав. отделом пропаганды и агитации Иркутского ОК КПСС, Справа – Е.Н.Антипин.Е.Н. Антипин встречался и работал со многими космонавтами («небожителями», по его выражению) из 1-ого отряда космонавтов. Благодарил судьбу за возможность видеть, разговаривать, слышать Г.Берегового, А.Леонова, Б. Волынова, А. Губарева, А.Гречко, Ж.Гурагча, В.Джанибекова, Г.Титова, Б.Егорова, К.Феоктистова, В.Савиных и некоторых других.
С космонавтами В.Терешковой и А.Николаевым мы с Е.Н. провели на отдыхе целый месяц. На всю жизнь запомнились встречи и близкое духовное общение с ними. Интересные, одаренные, благородные и очень общительные люди.
Байкал, 1965 г. Е.Н. и космонавты В.В.Терешкова и А.Г.Николаев.
Иркутск, 1977 г. Е.Антипин провожает космонавта В.Горбатко из Иркутска в Монголию.Братск, 70-ые гг. Е.Н. и космонавт №2 – Г.С.Титов.