Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду

Как становятся лётчиками. О первом полёте Валерия Хайрюзова

23.10.2016

Этой весной иркутскому учебному авиационному центру ДОСААФ имени генерала Безбокова исполнилось 85 лет. За это время инструкторы общества подготовили тысячи советских, а потом и российских пилотов и парашютистов. Одним из его выпускников был Валерий Хайрюзов.

Каждый раз, когда приезжает на Родину, он спешит сюда, на Оёкский аэродром. Ведь именно это место стало воплощением его детской мечты. Стать пилотом:

— Как давно я в такой кабине не сидел! Спустя 50 лет я снова сажусь в Як.

После школы он поступил Бугурусланское училище гражданской авиации. А вот и самолёт, с которого началась лётная биография Валерия Хайрюзова:

— Я начинал на Як-18. Это другая машина, но пилотажная. Там сзади сидел инструктор, впереди —курсант. Вот я был курсантом. Впервые поднялся в воздух и сделал первый самостоятельный полёт на Як-18, — говорит лётчик, писатель, публицист Валерий Хайрюзов.

День, когда он впервые поднялся в воздух, Валерий Хайрюзов запомнил на всю жизнь: 14 июля 1962 года:

— Ощущения были необыкновенные! Радость. Я сам, я сам лечу! Машина послушна мне, я управляю ею!

В небе Восточной Сибири и Якутии Валерий Хайрюзов налетал пятнадцать тысяч часов. Вот и АН-2 вспоминает только добрыми словами. Говорит о самолёте, как о хорошем человеке: неприхотливый, надёжный. И большой труженик.

— И тушение пожаров, и сброс парашютистов. Какие только виды работ мы не выполняли… И авиационная прополка полей, возили пассажиров и зимой, и летом. В жару и в мороз мы творили воздушный извоз. Поэтому этот самолёт тоже моя молодость. Этот самолёт дал путёвку в небо тысячам и тысячам наших ребят. В том числе и мне, — говорит лётчик, писатель, публицист Валерий Хайрюзов.

Проблемы с малой авиацией сегодня не только в нашем регионе. По всей стране. В Иркутской области осталось всего семь аэропортов местных воздушных линий, все они обслуживают население северных и труднодоступных территорий. А в советское время аэропортов было почти полсотни. То есть в каждом райцентре.

— На Ольхон, допустим, 3–4 рейса было. В Усть-Кут три рейса было, в Жигалово до пяти рейсов. В день!

Этой весной учебному авиационному центру ДОСААФ имени генерала Безбокова исполнилось 85 лет. Что имеют сегодня? Главное — оптимизм и веру в себя. Господдержки нет, выживают за счёт самоокупаемости и энтузиазма. При этом справедливо считают: российские лётчики — лучшие в мире.

— И весь фундамент этого мастерства закладывается именно здесь, на этих маленьких аэродромах. Этими людьми, которые каждый день сюда приезжают. И думают: как бы сделать так, чтобы всё, что было задумано ранее, в эпоху развития нашей авиации сохранить, приумножить, — говорит лётчик, писатель, публицист Валерий Хайрюзов.

Недавно на аэродроме в Оёке появился необычный экспонат — часть авиалайнера Ту-154. Точнее, кабина пилотов. Долгое время этот «полтинник», так советские лётчики называли между собой самолёт, находился на аэродроме в Иркутске. На Оёкском аэродроме планируют создать музей отечественной воздушной техники. Этот экспонат стал одним из первых. 154-й, кстати, считается самым массовым советским реактивным пассажирским самолётом. Этот борт попал под «распил», но кабину «досаафовцам» удалось спасти.

— Сохранили эту кабину для того, чтобы ребятишки и взрослые могли вспомнить. А самое главное —посидеть в самой кабине. Потому что не каждый раз удаётся посмотреть на рабочее место пилота, — говорит начальник Иркутского учебного авиационного центра ДОСААФ России Сергей Шадрин.

Видео по теме ...

Источник : Вести Иркутск,  октябрь 2016


Возврат к списку