Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
  • Главная

Экологический кризис прибрежной зоны. Тезисы Верищагинской конференции

20.06.2017

Результаты исследований и их обсуждение

В 2009 г. при исследовании донных альгоценозов в бух. Большие Коты и ее притоках в незначительном количестве были найдены водоросли р. Spiro- gyra. В дальнейшем они были идентифицированны как S. varians (Hass.) Ktitz. (рис. 1, г, g, е), которая развивается в реках Большой Котинке и Чер¬ной, и S. porticalis (O. Mtill.) Cleve, обитающая в районе устья р. Малой Ко- тинки. В р. Жилище также регистрировались стерильные нити спирогиры, морфологически близкие к S. varians из рек Черной и Большой Котинки.

В летне-осенний период 2011—2012 гг. по всему мелководью бух. Боль¬шие Коты, где расположен одноименный поселок, уже наблюдали массовую вегетацию чужеродных для озера водорослей р. Spirogyra. Они начинали ин¬тенсивно развиваться летом при температуре воды выше 10°С, достигая максимальной биомассы в ноябре при температуре воды около 4°С. В зим¬ний период (t ~ 0°С) в прибрежье также отмечались незначительные скопле¬ния спирогиры. Аналогичная картина наблюдалась и в мелководной зоне зал. Лиственничного в период открытой воды 2012 г. Биомасса этих водорос¬лей в осенний период сопоставима с максимальными значениями (210 г/м2) обычного обитателя урезовой зоны озера U. zonata в его летний пик разви¬тия (табл. 1).

При изучении жизненного цикла водорослей в условиях культуры было обнаружено, что по всему побережью доминировал ранее не зарегистриро¬ванный в озере вид Spirogyra fluviatilis Hilse [37] (см. рис. 1, ж, з, и). Он также не был встречен ни в одном из притоков бух. Большие Коты.

Как известно, S. fluviatilis — широко распространенная водоросль, оби¬тающая в теплый период года в озерах, реках и ручьях [18, 32]. Часто массо¬вое развитие представителей р. Spirogyra ухудшает качество воды [1, 14 и др.]. Например, увеличение обилия нитчатых водорослей родов Spirogyra и Zygnema Ag. в литорали оз. Конесус (Conesus Lake, США) привело к измене¬нию экологического статуса этой зоны и может оказать каскадный эффект на экосистему озера в целом [14]. Авторы связывают это явление с контро-

Фото прибрежья озера и микрофотографии водорослей.jpg

1. Фото прибрежья озера и микрофотографии водорослей: а — пояс Stigeoclonium tenue (стрелки) в прибрежье оз. Байкал, бух. Большие Коты; б, е — S. tenue, х100, х400; г, д — Spirogyra varians из р. Бо¬льшой Котинки: вегетативные нити (г), коньюгация с зигоспорами (д), х400; е — S. varians из р. Чер¬ной: коньюгация с зигоспорами, х400; ж, з, и — S.fluviatilis из бух. Большие Коты: вегетативные нити (ж), коньюгирующие нити (з), х400, коньюгация с зигоспорами (и), х100.
лируемой гидрометеорологическими событиями водностью притоков, при¬вносящих значительное количество растворимых форм фосфора и азота.

Показано, что S. fluviatilis интенсивно развивается летом в водах, бога¬тых азотом и фосфором. При этом важным фактором для успешного по¬требления питательных элементов водорослями и интенсивности их фото¬синтеза является умеренная скорость течения (от 12 до 15 см/сек) [18, 19].

Стерильные нити спирогиры в оз. Байкал отмечены многими авторами [5, 6, 8 и др.], однако ее массовое развитие ранее никогда не регистрирова¬лось. Недостаток регулярных исследований донных макроводорослей за по¬следние 15 лет не позволяет точно установить начало обсуждаемого явле¬ния. В связи с этим был проведен анализ проб, отобранных в 2003 г. Обнару-

1. Площадь проективного покрытия и масса S. fluviatilis (осень 2012 г.)

таблица.jpg

жено, что в составе макроводорослей встечались лишь единичные стериль¬ные нити р. Spirogyra. В истоке р. Ангары (возле пирса Байкальского музея в пос. Листвянке) постоянное присутствие небольшого количества этих водо¬рослей мы регистрировали с 2008 г. Все это свидетельствует о том, что раз¬витие представителей р. Spirogyra в литорали оз. Байкал приобрело массо¬вый характер лишь за последние несколько лет.

Еще одна нехарактерная для макрофитов Байкала особенность распре¬деления была обнаружена в ноябре 2011 г. в пади Жилище (бух. Большие Коты). Большинство камней, расположенных в зоне уреза, были на 100% по¬крыты ярко-зеленым обрастанием [3]. Внешне эта зона ничем не отличалась от типичного для открытого Байкала 1-го пояса, состоящего из U. zonata (см. рис. 1, а). Микроскопический анализ показал, что обрастание представляет собой нити зеленой водоросли, определенной как Stigeoclonium tenue (см. рис. 1, б, в).

В ноябре 2012 г. аналогичные работы проводились в Южном Байкале, в том числе бух. Большие Коты в районе р. Черной до падей Варначки и Сен¬ной. Микроскопическое исследование камней, расположенных в зоне уреза показало, что обрастание на 90—100% состояло из нитчатых водорослей р. Stigeoclonium и на 10% и менее — из Ulothrix. Средняя сырая биомасса пер¬вого составляла 322 ± 58 г/м2. Пробы, взятые в урезовой зоне пади Жилище бух. Большие Коты в 2013 г., также содержали значительное количество ни¬тей стигеоклониума.


Страницы:


Возврат к списку