- Главная
Уроки Распутина. Валерий ХАЙРЮЗОВ (Иркутск-Москва)
![]() |
Валентин Григорьевич РАСПУТИН (15 марта 1937, село Усть-Уда, ВосточноСибирская область), русский писатель, публицист, общественный деятель. Представитель «деревенской прозы».
Жил и работал в Иркутске, Красноярске и Москве. Герой Социалистического Труда (1987). Лауреат двух Государственных премий СССР (1977, 1987), Государственной премии России (2012) и Премии Правительства РФ (2010). Член Союза писателей СССР с 1967 года. Валентин Григорьевич скончался 14 марта 2015 года, за пару часов до своего 78-летия. В Иркутской области был объявлен траур. (Из википедии). |
Свою первую повесть «Над полями» я переписывал одиннадцать раз.
Во всех вариантах неизменным оставалось только первое предложение: «Дождь лил всю ночь». Написанный от руки её вариант я отнёс в иркутский Союз писателей. За месяц её все же одолел поэт Сергей Иоффе. Я прочитал отзыв и подумал, что вот так, мордой об стол, меня ещё не били. Мне чёрным по белому было сказано: не лезь к избранным. Крути штурвал. Слава Богу, хоть его мне оставил.
«Ну, скажем, в литературу мне путь не заказан, а вот вам сесть в кабину и научиться управлять самолётом не дано», - подумал я, забирая рукопись. Тогда я ещё не знал крылатую фразу, что рукописи не горят. У каждой из них своя судьба. И нужно было пройти свою дорогу, свой круг.
Работник бюро пропаганды художественной литературы при Союзе писателей Володя Удатов, увидев моё огорчённое лицо, должно быть, в душе посочувствовал неожиданно залетевшему в писательский подвал лётчику и, глянув первую страницу рукописи, сказал, что моя рубленая фраза напоминает ему прозу Хемингуэя. Его слова прозвучали неожиданно и, честно сказать, приятно. Взял и усадил рядом со знаменитым американцем - такого подарка я не ожидал. Удатов посоветовал показать рукопись Геннадию Машкину. Я последовап его совету.
Машкин прочитал мой опус и посоветовал переделать.
- Пока что литературные рули слушают тебя плохо, - сказал он. - Надо работать.
И я взялся за дело. Переписал вновь, дал почитать Машкину. Тот прочитал и передал рукопись Вячеславу Шугаеву. В те времена Шугаев возглавлял Совет по работе с молодыми авторами. Вячеслав прочитал, посоветовал переделать отдельные главы и сказал, что будет рекомендовать меня на писательскую конференцию «Молодость, Творчество, Современность».
И даже на эту конференцию меня вытащили буквально из кабины самолёта, когда я уже собирался вылетать в Киренск. Командиру отряда было наплевать на мою просьбу отпустить на конференцию: есть работа, есть план полётов, сиди, крути штурвал и не рыпайся. Когда я запросил разрешение на выруливание, диспетчер приказал заглушить двигатель, а Хайрюзову, то есть мне, срочно зайти к замполиту иркутского аэропорта. Тому захотелось лично познакомиться с начинающим писателем, о котором ему только что позвонил секретарь обкома по идеологии Евстафий Никитич Антипин.
Через час я сидел в зале, где было полно московских гостей, и слушал, что говорят о моей повести маститые писатели. Семинар прозаиков возглавлял прилетевший из Москвы писатель-фронтовик Владимир Яковлевич Шорор. По его рекомендации рукопись попала в журнал «Сибирь». Её начали читать Дмитрий Сергеев, затем Борис Лапин. И уже по их рекомендациям главный редактор журнала Геннадий Николаев отложил публикацию на неопределённый срок, сказав, что рукопись надо бы ещё доработать. Тогда я ещё не знал, что бывают случаи, когда Москва для провинции не указ.
Время шло, я перечитывал Шолохова, Фолкнера, Ремарка, Чехова, пытался понять, как они строят фразу, учился, переписывал свою рукопись и ждал публикации. За это время научился печатать на машинке, ещё раз перечитал книги всех моих рецензентов, которые после знаменитого Читинского семинара именовались не иначе, как «иркутской стенкой». Вот об неё я и разбивал себе лоб. Перебирая книги, я натолкнулся на стихи Шиллера:
В царство сказок
возвратились боги,
Покидая мир, который сам,
Возмужав, уже без их подмоги
Может плыть по небесам.
Сегодня я с благодарностью вспоминаю то время и ещё раз убеждаюсь, что период непризнания вещь сама по себе поучительная, через неё надо пройти. Она побуждает к творчеству, к пониманию себя самого, чего ты стоишь и что можешь в этой жизни.
Сразу же после конференции я поступил в Иркутский университет на филологический факультет и чуть ли не каждую неделю стал приносить в редакцию «Восточно-Сибирской правды» заметки и очерки, которые зав. отделом спорта и информации Володя Ивашковский тут же ставил в номер под рубрикой «Репортажи из кабины самолёта». А вскоре рукопись моей многострадальной повести попала к Валентину Распутину. Он прочитал её быстро и пригласил меня к себе домой.
Прямо после полёта я сел в автобус и поехал к Распутину. Шёл осенний дождь, было холодно. Валентин встретил в дверях, подал мне тапочки и проводил на кухню. Там он накрыл стол, стал заваривать чай. Это он любил и умел делать. Затем достал приготовленную рукопись, полистал её, протянул мне.
Я разглядел его пометки, плюсы и минусы на полях.
- Тема малой авиации сама по себе не решает задачи, - сказал он. - Это, судя по намерению автора, не очерк, а повесть.
Я заметил, что прежде чем начать говорить он как бы перекатывает во рту невидимые камешки, подготавливаясь к произнесению первого слова.
- Запомни первое: каждый из твоих героев должен говорить своим языком. Распутин помолчал немного и добавил: - Характер лучше всего показывать через диалог. Может быть, твоим лётчикам надо поговорить в кабине, когда они попали в грозу? Именно там, в экстремальной ситуации, должны проявиться характеры. - И, помолчав ещё раз, добавил: - А лучше начни новую вещь. У тебя получаются очерки о пилотах в «Восточке».
«Надо же - заметил»,- мелькнуло у меня в голове.
- У художников это, кажется, называется выехать на пленэр, - смутившись, сказал я.
- Да, чувствуется, что твои товарищи списаны с натуры,- улыбнулся Распутин. - Надо идти от простого к сложному. Одномерной прозы не существует. Она чаще всего бывает безмерна, у неё много этажей. Образ может быть не только в описании природы, его можно показать через психологию, чувства. Художник создаёт образ красками, писатель - словами, основой всему служит воображение. Художник это видит и чувствует...
Время от времени Распутин выходил в соседнюю комнату покормить недавно родившуюся дочь Марусю. А вскоре с работы пришла Светлана Ивановна и стала угощать меня пирогами.
На Новый год я привёз Распутиным с Севера ёлку, пушистую, высокую. Валентина дома не было, я затащил ёлку в комнату и уехал к себе домой. Вечером слышим звонок в дверь. Жена открыла, на пороге - Распутин. Смущённо улыбаясь, он протягивает подарки: красиво изданные сказки Гауфа моим маленьким сыновьям, тогда ещё невиданные, должно быть, привезённые из-за границы шоколадные яйца «Киндер сюрпризы», а мне станок и лезвия для бритья «Шик». Я сбегал в комнату и принёс приготовленные ему простые с твёрдым графитом карандаши. Я уже знал, что Распутин любит такие, он их затачивал тонко-тонко, чтобы писать мелко и убористо. После перепечатки одной страницы написанного им текста получалось до шести страниц на машинке.
После своего первого визита к Распутину, уже дома, я ещё раз перелистал рукопись, разглядывая мелкую карандашную правку: разбор был полным и тщательным, вплоть до расставленных запятых.
Позже я не раз отмечал характерную для него особенность - он был внимателен к собеседнику, к тексту, который читал или правил. Однажды я был свидетелем, как он звонил в Москву своему редактору и по телефону более часа выправлял текст книги, которая готовилась в печать в издательстве «Молодая гвардия».
«Сколько же он заплатит за телефонные переговоры?» - мелькнуло у меня в голове.
***
«Валентин пишет трудно», - не раз я слышал от писателей в Иркутске. «Если трудно, значит хорошо», - приглядываясь к своим новым товарищам из «иркутской стенки», соображал я.
В разговорах, спорах, обсуждениях для меня открывался писательский мир. И я открывал для себя многое.
- Как-то на посиделках у отъезжающего в Москву Вячеслава Шугаева Роберт Рыбкин упрекнул Распутина, что тот использовал сюжет, который есть в его повести «Тяжёлые снега».
- Нас здесь целая команда пишущих,- помолчав немного, ответил Распутин. - Я предлагаю всем написать рассказ с одним сюжетом. Уверен, что это будет десяток совершенно не похожих друг на друга текстов.
Ответ Валентина меня восхитил. Не бывает двух людей с похожими характерами, с одной и той же походкой, речью, темпераментом, жизненным опытом и мастерством, даже если они делают одно и то же дело.
Часто на встречах со студентами Распутина спрашивали, как он пишет, каков его график, когда встаёт и когда ложится спать.
- Встаю рано, завариваю чай, - улыбался Распутин. - Начинаю прилаживаться, настраиваться на работу. До обеда я, бывает, напишу три предложения. После обеда вычёркиваю два. Надо, чтобы текст отлежался. Через какое-то время ты глядишь на него свежими, незамыленными глазами. Прочитал, снова отложил, после ещё найдёшь, что вычеркнуть. Текст становится чище и точнее. Это всё равно, что полоскать бельё.
***
А в тот первый для нас вечер мы сидели на кухне, пили чай, я нахваливал собранные и посоленные Валентином рыжики. После мы не раз съездим с ним в тайгу по грибы и по ягоды. Для него, жителя далёкого таёжного села Аталанка, заготовка грибов и ягод было привычной работой. Позже, приезжая к нему на дачу, я видел, как он лопатой вскапывает огород, делает грядки, высаживает морковь, свёклу, огурцы и картошку. И ходит по участку в фуфайке и кирзовых сапогах. Валентин любил показывать инструменты, которые он привозил из-за границы. Чаще всего он бывал на даче один; свежий воздух, простор, никого не надо занимать разговорами, сиди, размышляй, занимай себя тем, к чему лежит душа.
Однажды я приехал к нему после вылета, хотел помочь по хозяйству. Он глянул на моё лицо и кивнул на кровать: «Отдохни».
Я прикорнул, а когда проснулся, гляжу, на столе свежий хлеб и трёхлитровая банка деревенского молока. Пока я спал, Валентин сходил и принёс специально для меня. Почему-то мне вспомнился его рассказ «Уроки французского» и кружка молока, которую голодный мальчик покупал на выигранные в «чику» монеты. За столом Валентин пожаловался, что и здесь на дачу лазят непрошеные гости.
- Шарят, берут, что поценнее. Недавно стащили электрорубанок, который привёз из Финляндии. А вот бутылку водки не нашли. Я её в печку спрятал. Прикрыл золой. Вот они и не нашли, - Он засмеялся тихо, как ребёнок. - Выпьешь?
- Будем пить молоко, - улыбнувшись, сказал я. - Оно полезнее.
Как-то летом он меня с дру- зьями-лётчиками пригласил собирать жимолость к знакомому старику-охотнику в верховьях Лены. Валентин тогда писал очерки в книгу «Сибирь, Сибирь!» и хотел поговорить со старожилом о прошлом житье- бытье на отдалённой заимке.
Ехать было далеко. По дороге стали вспоминать свои прежние походы по ягоды. Валентин слушал, как мы набивали свои объёмистые горбовики. С каждым новым рассказом ставки росли: четыре, пять вёдер ягод за полдня. С некоторой тревогой поглядывая на нас, Распутин вдруг произнёс:
- Ну, дорогие мои, такой ягоды я вам не обещаю! - И, засмеявшись, добавил: - Вы меня свозите туда, где, по вашим рассказам, ягоды на кочках вёдрами стоят.
По пути у машины спустило колесо. Остановились, сменили камеру. Валентин сменил меня и начал подкачивать камеру.
- Я теперь буду всем говорить, что сам Распутин менял мне колесо, - пошутил бортмеханик Сергей Левин.
- Пусть на насосе поставит свой автограф,- пошутил второй пилот Рагоза.
Приехав на место, мы расположились табором в лесу неподалеку от заимки, где жил старик. Перекусили. А затем рассыпались по кустам. Набрав ведро жимолости, Валентин взял блокнот, карандаш и пошёл искать старика, который, как нам сказали, был на покосе.
- Хочу записать его рассказ, - сказал Распутин.
Вернулся скоро, с улыбкой на лице.
- Что,записал? - спросил я.
- Да нет, - засмеялся Валентин. - Сказал, что у него сегодня неприёмный день. Сено ворошить надо.
А в 1985 году Иркутск принимал участников дней литературы «Байкальский меридиан-85». Среди гостей в особом почёте был Виктор Петрович Астафьев, который прибыл вместе с женой Марией Семёновной, с Романом Солнцевым и Олегом Пащенко, моим красноярским другом. Съездили в мою деревню Добролёт, поохотились, а возвратившись, побывали у Валентина Распутина дома. Затем я пригласил их всех вместе к себе. Виктор Петрович, оглядев мои книжные полки, сказал наставительно Олегу, чтобы и он выстроил библиотеку в том же порядке, где каждой книге должно быть своё место. Затем мы пили чай, пели песни. Запевал Виктор Петрович, Валентин негромко подпевал, ну, а уж мы старались, как могли...
После Валентин не один раз вспоминал этот тёплый семейный вечер.
***
В 1995 году Василий Белов, Валентин Распутин и я по приглашению Радована Караджича поехали в Республику Сербскую. Там уже который год шла гражданская война. По дороге нам то и дело попадались разбитые снарядами дома, взорванные церкви и мечети. В русском батальоне, который размещался в Сараево, командир части полковник Васильев долго рассказывал нам, что сюда был строгий отбор, среди его подчинённых выбирали людей непьющих, которые не употребляли наркотики, и так далее. А после пригласил нас пообедать и выставил на стол водку. Валентин глянул на стол и пошутил:
- Нас тоже отбирали в эту поездку по тем же параметрам.
Вскоре начался обстрел, нас по объездной дороге вывезли из Сараево, и мы, поднявшись на гору, выпрыгнули из машины в траншею. Дальше ехать было опасно, дорога простреливалась артиллерией боснийцев. Сербы изредка постреливали в сторону стоявших внизу домов. Валентин взял бинокль и стал смотреть в сторону Сараево, где между домов были натянуты камуфляжные сетки и окна были закрыты листами фанеры. У крыш и проёмов домов то и дело были видны всполохи выстрелов.
- Никогда не думал, что попаду на войну, - сказал Распутин присевшему у немецкого зенитного пулемёта «Браунинг» Василию Ивановичу Белову.
Надо сказать, что Василий Иванович пользовался особой любовью среди сербов. Невысокий, крепенький, живой, с поседевшей бородой, он как ле- совичок ходил по траншее, обнимался с бойцами и просился записать его добровольцем в сербскую армию. Сербы, в свою очередь, расспрашивали его про Шамиля Басаева, который только что захватил больницу в Будённовске.
Позже нам показали сербское кладбище, где были похоронены русские добровольцы. «Микола Яцко, украинский казак из Запорожья, Олег Бонда- рец из Киева, Анатолий Остапенко, Александр Шкрабов, Виктор Десятов, Юрий Петраш, Дмитрий Чекалин», - записывал в свой блокнот Распутин, вглядываясь в лица молодых ребят на обелисках, многие из которых были запечатлены ещё в советской военной форме.
Много позже Валентин с горечью скажет:
- Потеряли мы Украину. И, думаю, не скоро соберёмся вновь. Там, в Югославии, отрабатывался дьявольский сценарий. Прежде всего для России. А начали с Украины. Столкнули нас лбами.
***
А потом был прорыв через Пасавинский коридор. Мы хотели проехать в Книн - столицу Сербской Краины. Дорога туда пролегала через город Брчко, проскочить сквозь узенькое в пару километров горлышко. Справа были позиции хорватов, слева - мусульман. Дорога шла по берегу Саввы. Заслышав далёкие выстрелы, шофёр-серб остановил машину, дальше ехать было опасно.
- Надо дождаться темноты, - предложила сопровождающая нас переводчица. Ждать предстояло несколько часов. И тут шофёр сказал, что несколько дней назад он уже проезжал здесь днём с Радованом Караджичем.
- Давайте поедем и мы, - вдруг предложил новоиспечённый русский серб Василий Иванович Белов.
И мы поехали, вернее, помчались, объезжая свежие воронки. Миновали взорванный мост через Савву, горящий подбитый танк. И тут чуть левее дороги вырос чёрный гриб, следом другой. Водитель резко нажал на тормоза, по барабанным перепонкам ударила волна, а следом на лобовое стекло и крышу посыпалась мелкая крошка. Краем глаза я заметил, что и сзади машины вырос гриб. «Берут в вилку!» - мелькнуло у меня в голове. Через несколько секунд шофёр вновь дал по газам, и мы помчались среди воронок и разрывов. «Вот так влипли! - крутилось у меня в голове.- Сманил двух великих русских писателей, усадил их в одну машину и сейчас нас всех могут накрыть одним снарядом». И только когда выскочили за Брчко и разрывы остались позади, мы осознали, как были близки к черте, за которой вечность.
С десяток минут мы, переваривая пережитое, ехали молча. То и дело по дороге нам стали попадаться беженцы, узлы на телегах, бредущие дети. И вдруг вижу Василий Иванович поворачивается к Валентину и спрашивает:
- Валя, как ты думаешь, нас ещё долго будут читать?
- Не знаю, - помедлив немного, ответил Распутин и, кивнув на беженцев, добавил: - А вот стрелять ещё будут долго. И не только в Сербии, но и в России. В своё время Россия ушла от Наполеона, уйдёт и от Ельцина. И всё станет на своё привычное место.
Валерий ХАЙРЮЗОВ, член Союза писателей России.
Москва, 2016 г.
Страницы:
- 1
- По стр.