Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
  • Главная

Уточкин В.И. "Полет в черное безмолвие"

01.03.2019

Накануне праздника Дня Защитника Отечества в уютном зале Московского дома национальностей состоялся премьерный показ документального фильма В.Н.Хайрюзова «Полет в черное безмолвие» о подвиге полярных лётчиков. Мероприятие было организовано при активной поддержке РОО «Иркутское землячество «Байкал» и Росавиации.

Фильм повествует о героической стойкости и храбрости настоящих мужчин, полярных летчиков, спасших арктическую высокоширотную экспедицию СП-25. Они поддерживали регулярную связь между Большой землей и полярными станциями в очень тяжелых погодных условиях, вели разведку льдов, выполняли научные и транспортные работы, снабжали всем необходимым дрейфующие арктические станции.

Автор фильма Валерий Николаевич Хайрюзов - первый заместитель Председателя правления РОО «Иркутское землячества «Байкал», секретарь Союза писателей России, Лауреат премии Ленинского комсомола (1980), Международная авиационная премия «Авиация глазами журналиста» (2006), Большая литературная премия России (2011), Почетный гражданин Иркутска за выдающиеся заслуги в области культуры и искусства (2017), выпускник   Бугурусланского летного училища (1964 г).

Так получилось, что выпускники Бугурусланского летного училища составляют костяк пилотов Сибири, Дальнего Востока и полярной авиации, а такие заслуженные выпускники училища как Кузнецов М.С., Шишкин Ж.К., Дарымов Ю.П., Недоступ В.К. и Анциферов С.А. стали персонажами и участниками создания документального фильма о героическом полете на ИЛ-76Т для спасения экспедиции СП-25.

Вот такая короткая информация нашлась в интернете о станции СП-25: «В начале работы СП-25 в мае 1981 года севернее мыса Барроу (США) на широте 75 градусов Северной широты размер льдины превышал 10 000 метров, за несколько лет ее унесло далеко за полюс- в Западное полушарие, на север и северо-восток к берегам острова Элсмир (Канада), а в 1983 году ее размер уменьшился до 300 метров. В декабре 1983 года для снабжения арктической дрейфующей станции СП-25, впервые был применен транспортный самолет Ил-76Т. Персонал станции был эвакуирован самолетами в апреле 1984 года с наступлением светлого времени года»

И еще есть такая информация:

Дрейфующая станция "Северный полюс-25" (третья смена).

1.     Продолжительность дрейфа 347 суток.

2.     Дрейф 1336 км.

3.     Завезено 100 т груза.

4.     Принято 100 самолетов (ИЛ-14).

5.     Осенний завоз проведен десантированием груза с самолета ИЛ-76.

«Зачем дрейфуют люди в океане? — Затем, чтоб легче жили на земле!»

Даже простые сведения об атмосферном давлении в высоких широтах имеют важное значение для предвидения климата на северном побережье страны. Если это давление падает, значит, над Арктикой формируется циклон, значит, ветры у берегов следует ожидать западные, и, наоборот, если давление растет, значит, над Полярным бассейном создается антициклон и ветры от него на берегу будут восточные со всеми соответствующими следствиями в виде погодных, гидрологических и ледовых условий на трассе Северного морского пути.

Со времен первой папанинской станции «Северный полюс» 1937 года все последующие станции стали называться «СП», хотя их пути зачастую пролегали весьма далеко от географического полюса.

(из сборника "В Арктику мы вернемся" Валерия Николаевича Купецкого, руководителя оперативной группы Штаба морских операций Восточного сектора Арктики в Певеке).

Суровые условия работы на полярных станциях «Северный полюс» нам, обычным людям, сложно себе представить. Температура воздуха во время зимовки до минус 50°С, ветер с порывами до 20 м/с, и вдобавок ко всему полярная ночь продолжительностью более 5 месяцев… При этом необходимо вести метеорологические, ледовые и океанографические наблюдения, выполнять ежедневные работы по жизнеобеспечению станции, следить за состоянием взлетно- посадочной полосы и так далее.

Движение ледовых полей в акватории Северного Ледовитого океана происходит против движения часовой стрелки, так как главным источником дрейфа льдов Ледовитого океана является вращение Земли, а течения и ветры, тоже зависящие от вращения Земли, являются только корректирующими. В разные годы такое движение льдов происходит по-разному. Так дрейф ледового поля станции СП-25 в 1983 году произошёл на значительно большее расстояние, чем предполагалось, что стало реальной причиной угрозы срыва работы станции из-за нехватки топлива и продуктов питания. Эвакуировать персонал станции было невозможно при практической недоступности станции из-за удаленности на 2200 км от Певека и полной темноты во время полярной ночи.

Следует сказать, что и военные летчики и подводники, к которым обратились полярники с просьбой доставить груз на СП-25, отказались выполнить такую задачу.

Когда известный полярник, Герой Советского Союза Евгений Иванович Толстиков обратился к руководителям Гражданской авиации СССР, в частности к Ж.К. Шишкину, с просьбой о спасении СП-25, авиаторы с честью выполнили сложнейшую задачу, продемонстрировав высочайший профессионализм, точный расчёт, грамотную эксплуатацию техники и бесстрашие!

В комментариях после просмотра фильма заслуженный работник транспорта РФ, выпускник Бугурусланского летного училища Дарымов Юрий Петрович так образно охарактеризовал ювелирную операцию по доставке грузов на СП-25: «Вы не пробовали вдеть нитку в иголку в темной комнате? Тогда представьте 10-ти часовой полет 200-тонного самолета ИЛ-76Т в полной темноте полярной ночи, при неработающих на Северном полюсе навигационных приборах, когда высотомер «пляшет» реагируя на торосы, показывая высоту то 30 метров, то 50 метров, а вам надо пролететь над центром льдины длиной 300 метров на минимальной высоте и сбросить груз за 3 секунды …»

При полете на высоте 50 метров на минимальной скорости, опасности сваливания на крыло размахом тоже 50 метров любой порыв ветра может привести к катастрофе! Пилотам Ил-76Т пришлось контролировать скорость полета не по данным ПВД (приемник воздушного давления), который не давал точные показания, а по режиму работы силовой установки, регулируя обороты двигателей. А еще были и такие «нюансы»- в самолете Ил-76 отсутствовала радиосвязь между пилотами и инженерами в грузовом отсеке, поэтому вместо нее применили трос с тряпичным флажком, и пилоты, пролетая над центром льдины, тянули за трос, подавая сигнал в грузовой отсек для сброса груза!

После разворота самолета и повторного захода на цель всё повторялось снова. Всего летчики сделали 5 таких заходов и, только один из грузов оказался на расстоянии около 100 метров от цели! 10 тонн ценнейшего груза были доставлены полярникам!

В фильме была показана встреча в Санкт-Петербурге начальника третьей смены СП-25 Лебедева Г.А., встречавшего прилетевший самолет на льдине с летчиком, доставившим спасительный груз Шишкиным Ж.К. Они давно знакомы, поддерживают дружеские связи, но встречаются не часто. Да, есть о чем поговорить участникам полярных экспедиций!

После фильма Ж.К. Шишкин рассказал, как возникла идея создания фильма, как проходили съемки. И, как обычно наш главный герой был скромен в описании того уникального полета: «Была абсолютная темнота в течение 10 часов полета… Вот нашли, разобрались, развернулись, раскрутили, побросали и, вроде говорят, удачно, даже наши ёлочки пришли (две елочки на Новый год взяли из Ленинграда)! Нормально! Пилотировал самолет ИЛ-76 величайший летчик нашего времени Кузнецов Михаил Степанович, а мне поручили руководить экспедицией. Но пришлось и попилотировать (Ж.К.Шишкин был вторым пилотом). Вот от нас сейчас до этой точки СП-25 больше 10 тысяч километров, а от ближайшего аэродрома до станции было 2200 километров! И чтобы перейти через Северный полюс туда к Канаде и в абсолютной темноте найти льдину длиной 300 метров… сложно это сейчас представить! Наша бригада из 100 человек отработала очень хорошо! Но я повторяю - это была система управления Гражданской авиацией, это первое! И второе - обязательная ответственность! Ответственность за порученное дело!»

Жорж Константинович представил гостей вечера и участников полета на СП-25: «Александр Дмитриевич Большаков- ведущий инженер испытаний по самолету ИЛ-76 ГОСНИИ Гражданской Авиации. Вот именно он организовывал техническую часть проекта доставки грузов вместе со своим начальником Смыковым Виктором Георгиевичем».

Поднявшийся на сцену убеленный сединами Александр Дмитриевич тоже скромно рассказал о своем участии в героическом полете: «Товарищи! Я хотел бы лишний раз подчеркнуть тот момент, который здесь немножко умалчивает наш главный герой. Я считаю, что основная, выдающаяся роль в успехе этой экспедиции все-таки принадлежит экипажу! Мы - инженерно-авиационное обеспечение организовывали. Но самую главную работу выполнял именно летный экипаж: командир, второй пилот и штурман. И этому успеху мы обязаны именно им. Вот это самое главное!»

Приглашенный к микрофону полярный летчик Анциферов Сергей Александрович, завозивший полярников СП-25 на льдину и уже позже снимавший их из ледового плена, с большим теплом поблагодарил всех создателей фильма и участников экспедиции за внимание к повседневной, по его мнению, работе полярных летчиков, при постоянной работе «на грани фола» в условиях крайнего севера!

       В фильме прозвучали новые песни Виктора Леонидова, тронувшие зрителей точностью созвучия с происходящим на экране, своей душевностью и романтикой.

Завершился вечер в Московском Доме Национальностей концертной программой.

       Среди почетных гостей на показе фильма присутствовали:

Зубарев Борис Матвеевич - летчик-истребитель, ветеран великой Отечественной войны, заместитель Министра Геологии СССР.

Шишкин Жорж Константинович - заслуженный пилот СССР, летчик-испытатель, полярный летчик, работал начальником Управления летной службы Министерства гражданской авиации СССР в 1980-х годах. Он одним из первых пилотов гражданской авиации освоил полеты на самолете Ил-76, выполнял полеты на все материки и континенты земного шара, в том числе с облетом Южного и Северного полюсов. Его общий налет составляет 20 000 часов, он один из 2000 великих людей планеты! Выпускник Бугурусланского летного училища ГА.

Дарымов Юрий Петрович - заслуженный работник транспорта РФ, кандидат технических наук, председатель Попечительского совета Бугурусланского летного училища ГА, которое он окончил в 1955 году.

Анциферов Сергей Александрович - руководитель Колымо-Индигирского объединённого авиаотряда в г.Черский, обслуживавшего полярные экспедиции. Выпускник Бугурусланского летного училища ГА.

Недоступ Валерий Кириллович, генеральный директор Авиакомпании «Добролет». Выпускник Бугурусланского летного училища ГА.

Смирнов Олег Михайлович - заместитель министра Гражданской авиации СССР, заслуженный пилот СССР, президент российского фонда "Партнер гражданской авиации".

После показа документального фильма состоялось обсуждение, в ходе которого гости смогли задать режиссеру и главному герою фильма вопросы, а также поделиться впечатлениями о фильме. К сожалению, никто из присутствовавших участников экспедиции не смог ответить на вопрос: «Как были отмечены или награждены участники героического полета на СП-25?»

Вполне возможно, что этот фильм станет напоминанием, что еще не все заслуживающие внимания события из недавнего прошлого отмечены высоким государственным признанием.

На это признание заслуг участников полярного перелета на СП-25 дает надежду телеграмма от Депутата   Государственной Думы Сергея Юрьевича Тэна, пришедшая в адрес автора фильма В.Н.Хайрюзова:

«От всей души поздравляю Вас с премьерой документального фильма «Полет в чернее безмолвие»!

Спасибо за Ваш сподвижнический труд. Вашим трудом, талантом память о подвиге летчиков-героев, которые провели уникальную операцию по спасению полярников арктической экспедиции СП-25, будет сохранена.

Убежден, обращение к духовно-историческому наследию, увековечение выдающихся общественных, культурных, исторических личностей, внесших вклад в развитие страны, может и должно стать объединяющей силой.

Примите искреннюю благодарность за те добрые мысли и чувства, которые Вы своим творчеством пробуждаете в людях. Желаю вдохновения в работе, не останавливаться на достигнутом и покорять новые вершины!»

 03-1 IMG_6558.JPG  26-3 IMG_6838.JPG

телеграмма.png

 

Уточкин В.И.


Возврат к списку