Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
  • Главная

Исаков Владимир Борисович

06.03.2022

Исаков В. Б.

10 ДНЕЙ НА БАЙКАЛЕ

Путевой очерк  

1.jpg

Вечереет. Байкал отдыхает

Не люблю рассказывать про отпуск. Когда меня о нем спрашивают, мне не о чем особенно говорить. Ну, провел отпуск в Москве. Работал над статьями. Заканчивал монографию. Дописывал главу в учебник. Готовился к будущим лекциям и семинарам. Вот, собственно, и все. Кому это интересно? Когда же я стал отвечать на этот вопрос, что готовлюсь к поездке в Сибирь и проведу 10 дней на Байкале, то увидел, как в глазах собеседников вспыхнули удивление и интерес:

- На самом деле? Это здорово! Молодец!

23 июля 2021 года. Аэропорт Домодедово встречает шумом, гамом, толкотней большого базара. Хотя с советских времен он вырос в несколько раз, все равно опять стал тесным. Мы прибыли, конечно, заранее, зарегистрировались и сели всей компанией в одной из кафешек зала вылета, потягивая пиво (Тимофей, конечно, воду). Неспешно обсудили перспективы будущего путешествия, а также главную домодедовскую достопримечательность, - безумные цены на все.

Пятичасовой перелет в Иркутск я бы не отнес к первым прелестям путешествия. Сервис главного сибирского авиаперевозчика, компании «S7 Airlines», не дотягивает даже до аэрофлотовских стандартов, не говоря про международные. На борту нет газет и журналов. Наушники не выдают, нет даже гнезда, куда их можно вставить. Правда, в спинке кресла есть подставка для личного гаджета и внизу - розетка электропитания. И это все. Те, кто об этом не знал или не подумал (как я), - могут сдохнуть за пять часов от скуки. Дорожных подушек нет. Пледы - по отдельной большой просьбе, которая встречается кислой миной. Все разнообразие прохладительных напитков исчерпывается «Сенежской минеральной», с газом или без. При этом ждать воду приходится безумно долго, так как всего одна пара проводников обслуживает весь длиннющий салон эконом- класса. Горячий обед есть, но более чем скромный: кулинарный акцент сделан на хлеб - в наборе есть дорожная булочка и еще два куска хлеба отдельно. При этом рекламный буклет в приподнятом тоне сообщает, что «S7 Airlines» возглавляет список лучших авиакомпаний России. Наверное, где-нибудь с конца.

Иркутск, куда мы прилетели утром следующего дня, заметно отличается не только от Москвы, но и, например, от Екатеринбурга в худшую сторону. Какой-то облезлый, пыльный, неинтересный. В центре - старые, полуразвалившиеся деревянные дома. По окраинам - почерневшие советские пятиэтажки. Современных зданий мало. Даже в городе - основательно разбитые дороги. Ухабы естественного происхождения щедро дополняются там и сям лежачими полицейскими. Ну как же, безопасность движения у нас на первом месте! Уныние и запустение ощущаются практически повсеместно.

Далее - четырехчасовой путь в порт МРС (Сахюрта), где нас ждет корабль. Картина за окном автобуса становится веселее. По дороге минуем целых три природно-климатические зоны - степь, лесостепь и тайгу: сначала - степные просторы, где только трава и пасется скот, затем - большие поляны, окаймленные лесом, и наконец - густая плотная тайга. За окном автобуса пролетают небольшие селения, загоны для скота. Пересекли речку с замечательным названием «Орда». Да-да, где-то здесь поблизости она и кочевала.

На перевале под знаком «Ольхонский район» сделали привал. Местный одноэтажный бизнес-центр: два ряда киосков вытянулись по сторонам дороги. Продавцы выглядывают из-за прилавков и призывно машут руками. Меню везде одинаковое, бурятская кухня: позы из пельменного теста с рубленым мясом, которые готовятся на пару. (Узнал потом в интернете, что форма этого большого пельменя скопирована с бурятской юрты). Горячо, вкусно, сытно. Съел две штуки - больше не смог. Можно заказать также бухэлеэр - мясо и картошка в бульоне, крупными кусками. (Местные выговаривают «бухлёр», намекая тем самым, что с бухлом прямо в тему). На подносах свежая выпечка: пирожки с мясом, с картошкой, с джемом. Само собой, чай - обычный и с травами. Ну, и европейские забавы - пепси, фанта, морсы, минеральная вода. Признак цивилизации - через дорогу платный туалет типа ватерклозет. Справить надобности можно за 25 рублей. Для кого дорого, в двух шагах тайга - бесплатно.

Вот, наконец, и порт МРС. Спешно грузимся на корабль, в трюм, пока все в одну каюту, немного напоминая вывозимых в Америку негров. Причина спешки прозаична - на горизонте появился полицейский наряд, который ходит по причалам и «наводит порядок» - другими словами, собирает с капитанов мзду. Взревел мотор, мы отваливаем от причала. У-ф-ф! На этот раз, кажется, пронесло. 

2.jpg

Наш замечательный корабль.

Познакомимся с кораблем, на котором нам предстоит провести 10 дней. Судно выкрашено в белый цвет с красивыми голубыми полосами по бортам. После реконструкции корму увеличили, сделали на ней закрытый шатер, а обшивку - практически полностью заменили. В шатре - стол и лавки, там мы обедали и общались. Задний борт судна - на цепях, откидной: с него можно купаться (для этого приделана лесенка) и удить рыбу. Да, чуть не забыл: на корабле, помимо туалета с душем, имеется баня-сауна, в которой можно замечательно попариться.

В нижней части корабля имеются три каюты на 4-х человек каждая. Мы с Тимофеем поселились в одной из них вместе с Валерой и Бенуа. Нам всем крупно повезло: храпунов среди нас не оказалось. В каюту ведет крутая лестница-трап, которую мы сначала недооценили. Первым с нее спланировал Тимофей (без последствий, не считая ушиба), затем грохнулся Володя, который отделался глубокими синяками, третьим слетел Алик и сломал три ребра. Ох, нелегко дается морская наука!

В каюте два места внизу и две подвесных койки. Обшивка каюты выполнена из светлого дерева. Имеются стол, шкафчики, большое зеркало. По бортам - по два небольших иллюминатора, которые не открываются, так как расположены близко от воды. Есть два бра и достаточно яркий верхний свет (при этом выключатель размещен на потолке). В углу на полке - видеопроигрыватель, который мы за время путешествия так ни разу и не включили.

Экипаж корабля состоит из трех человек. Капитан корабля - Сергей, невысокий мужчина, который любит наряжаться в яркие шорты и пестрые туристские комбинезоны. Он разъясняет нам правила поведения и суровым тоном делает замечания. В нерабочее время - душа человек. Его старший помощник - Костя, сибиряк лет 45, который не делает нам замечаний, но иногда дает советы - полезные и точные. Вместе с капитаном они осуществляют причаливание и отчаливание, натягивают и укрепляют канаты, которые удерживают судно и не дают ему завалиться боком.

Третий член команды - Слава, наш повар или, выражаясь по-корабельному, кок. Как выяснилось вскоре, он - главное сокровище нашего путешествия. Слава обеспечил нам трехразовое питание, разнообразное и вкусное. Утро начиналось с каши, причем всякий раз новой, сопровождаемой мясной и сырной нарезкой, затем - обед из трех блюд, горячий вечерний ужин. Помимо этого, постоянно пек блинчики, крутил паштеты, солил пойманную рыбу. В любое время можно было завернуть к нему на кухню и перехватить чаю или кофе с бутербродом или печеньем. Для того чтобы прокормить 12 здоровых мужиков он практически весь маршрут не вылезал из кухни. Прощаясь, я спросил у него, где он так хорошо научился готовить (думал, что в армии). Оказалось, что Слава - повар с 35-летним стажем, работал в кафе и ресторанах, исполнял обязанности шеф-повара. Настоящий профессионал, который все умеет сам.

Вернувшись домой, я первым делом залез на весы: какова будет расплата за чревоугодие? Сколько набрал? Уезжал, было 101,5. Те же самые домашние весы показали - 100,3. То есть не набрал, а сбросил более килограмма! Оказалось, что при правильном регулярном питании еще и худеют! Еще раз спасибо, Слава!

Здесь пора оторваться от бытовых подробностей и сказать несколько слов о самом Байкале. Я был на нем несколько раз, но, пожалуй, впервые приехал надолго и «лицом к лицу». Чистая, прозрачная вода. Крутые горы-сопки, поросшие лесом. Кое-где в промоинах и распадках даже сейчас, в конце июля, белеет снег. Крутые берега, обтесанные и обгрызенные волнами. Чистый, свежий, холодный воздух. (Правда, к сожалению, с большим количеством мух, слепней и мошкары, которые на стоянках активно приветствовали наше появление). Температура воды под килем - от 9 до 16 градусов, поэтому в самом Байкале можно лишь окунуться и то при большом желании. Но по берегам - множество небольших озер, прудов и глубоких луж, в которых вода успевает прогреться. Еще раз оценил полезный совет: выезжая на Байкал, надо запастись не только майками и футболками, но и теплым свитером.  

3.png

Мыс Котельниковский. Горячие источники 

На третий день нашего путешествия завернули на мыс Котельниковский. Там из глубины недр пробились термальные источники и выстроена современная турбаза. Два бассейна - один с горячей (порядка 40 градусов) водой, другой - с теплой. Замечательное удовольствие - посидеть в бассейне с горячей водой, а затем - перебраться в бассейн с теплой. И повторить это несколько раз. Нас предупредили заранее, что данная процедура совершенно не терпит алкогольного опьянения, о том же на каждом шагу напоминали таблички. Видимо, доказано несколькими убедительными примерами.

На этой же стоянке была организована рыбная ловля «из-под винта». Читал и слышал о ней, но впервые поучаствовал лично. Выглядит она так. Корабль упирается носом в берег и закрепляется по обеим сторонам канатами. Капитан включает двигатели. Костя выносит ведро с подкормкой (что-то типа разваренной лапши) и подкармливает рыбу. Откидывается задний борт, рыбаки выстраиваются на нем со спиннингами и начинают забрасывать леску прямо в бурный поток. По моему разумению, нормальная рыба должна была бы шарахнуться от такого угощения, но она, дура, начинает хватать все подряд - и подкормку, и наживку, и всякий мусор, который винты поднимают со дна. За час ловится полное ведро отборных хариусов. Одного даже я поймал. И Тимофей - тоже (маленького).  

4.jpg

Ловля рыбы «из под винта».

Улов передается на кухню, где попадает в опытные руки Славы. Он делает из рыбы уху, зажаривает ее в соусе, в сухарях и в кляре. Но самое вкусное - рыба быстрого посола, которая готова уже на следующий день. Слава убирает из нее кости и разделывает на кусочки. По вкусу это что-то неописуемое: чудная, слегка солоноватая рыба, которая буквально тает во рту. Надо ли говорить, что такая первоклассная закусь шла под соответствующие напитки и душевные разговоры? Тимофей к нам тоже присоединялся - с чаем или минеральной водой.

Из разговоров остался в памяти следующий анекдот. Два приятеля поспорили на ящик водки, что один из них не сможет выйти на Красную площадь в красных носках.

Приехали утречком на Красную площадь. Один подтягивает брюки и демонстрирует другому красные носки. Вот, вышел! Другой разочарованно тянет:

-    Конечно же, я имел в виду, что ты выйдешь на Красную площадь в одних красных носках.

Приятель удивленно смотрит на него, но соглашается повторить. На следующий день приезжают снова. Приятель подтягивает брюки и демонстрирует красные носки. Затем снимает их - под ними надеты другие красные носки:

-    Все, как договорились: я вышел на Красную площадь в одних красных носках!

Анекдот хорош тем, что в нем - смысловая игра вокруг слова «в одних». Можно даже студентам привести как пример различного контекстного толкования одного и того же термина.

30 июля посетили местечко Хакусы - по-бурятски «горячая вода». Небольшая прогулка по лесу - и вот несколько бассейнов с горячей водой разной температуры. Полежали в горячей воде, расслабились, отдохнули. Кроме нас было несколько компаний с детьми, которые с удовольствием бултыхались в целебной воде. Турбаза не такая благоустроенная, как на Котельниковском мысу, но вполне приличная. Есть даже магазин и небольшое кафе. Тимофей, наконец, смог выпить любимое кофе-латте, по которому соскучился за время путешествия. А я купил карту Байкала, на которой капитан потом по моей просьбе проложил наш маршрут.  

5.png

Мы с Тимофеем в лодке. Переправляемся с корабля на берег.

В этот день дедушка Байкал, наконец, показал свой характер. Во второй половине дня поднялся ветер, по гребням волн побежали белые барашки. Наш корабль покачивался, но вел себя солидно, а вот катера рядом швыряло, как щепки: ни причалить, ни отчалить без посторонней помощи они уже не могли. Вечером мы снялись с якоря и продолжили путешествие. Болтало, конечно, но не слишком сильно, так как все время шли носом против волн. На удивление, морской болезнью никто не страдал. Даже сквозь сон ухо чутко ловило звук работы мотора: шутки с Бакалом плохи, теперь от него зависела наша жизнь.

Венцом путешествия стало посещение национального природного парка - острова Ольхон, который считается визитной карточкой Байкала. В переводе с бурятского «Ольхон» означает «лесочек» или «немного лесистый». Однако этот «немного лесистый» - один из самых больших на планете островов: 73 км в длину, 15 км в ширину, 730 кв. км по площади. Наш корабль встал на рейде и Костя по очереди доставил всех на берег к мысу Бурхан, прямо рядом со скалой Шаманка - одной из святынь Азии. Скала граничит с холмом, на котором - ритуальное место бурят. Издалека видны столбы сергэ, украшенные лентами, вокруг них -толпы туристов.  

6.jpg

Остров Ольхон. Мыс Бурхан. Скала Шаманка.

Поселок Хужир сбоку от холма согрет не только солнцем и красотой природы, но и веяниями рыночной экономики. Прямо от святых мест начинается улица, практически полностью состоящая из гнездилищ суетных человеческих грехов - прилавков, магазинчиков, сувенирных лавок, небольших кафе и гостиниц. Прогулявшись по этому местному туристическому Бродвею, мы вернулись на корабль. Уже глубокой ночью он пришвартовался четвертым бортом в порту МРС. Цыганским табором, чрез три корабля, перекочевали на пристань.

Обратный путь в Иркутск проходил по тем же местам, но ранним утром. Прибайкальская природа в это время прекрасна. Те же три природно­климатические зоны - степь, лесостепь и тайга, - но укрытые свежим утренним туманом, который слоился по полям и низинам. Встающее солнце наполняло эту чудную картину серебристым светом.

Поселки и деревеньки по нашему пути, конечно, спали. Привал сделали на придорожной автозаправке, вполне современной, точнее, старавшейся казаться таковой: горячий кофе из автомата, шоколад, сникерсы, гамбургеры, чипсы. Оплата - пожалуйста, можно и с карточки. Но туалеты закрыты на ключ и неотложные дорожные потребности предлагается справить с откоса за углом. Однозначно: граница «Европа-Азия» проходит прямо по стене этого магазина.

Наш обратный маршрут пролегал через центр Иркутска, который, умытый ранним утренним дождем, на этот раз произвел более благоприятное впечатление. А вот аэропорт Иркутска, явно не по чину присвоивший себе звание «международный», остался тем же - тесным, темным, неудобным. В киоске местных товаров, на втором этаже в зале вылета, удалось купить шикарный подарок - вяленого омуля. Удовольствие не из дешевых - отдать пришлось без малого по 1 тыс. руб. за одну рыбину, но они того стоили. Продавщица по моей просьбе упаковала каждую по-отдельности в бумагу и перевязала скотчем. Затем - уложила в два полиэтиленовых пакета, поскольку чудный запах копченой рыбы просто сводил с ума. Вот радости то будет, когда ее станут распаковывать!

К полету в караван-сарае от «S7 Airlines» я подготовился на этот раз основательнее: зарядил читалку, наметил тексты, которые можно прочитать в полете, поэтому не так страдал от скуки. Да и экипаж на этот раз подобрался чуть более внимательный и любезный. Короче, через пять часов благополучно сели в Домодедове.

Типа эпилога. Для меня в отпуске главное - смена обстановки, возможность вырваться из надоевшей за год рабочей обыденности. В отношении поездки на Байкал могу сказать - получилось: всего за 10 дней отдохнул по полной программе. Новая обстановка, новый круг людей, общение в этом кругу - все это позволило под новым углом взглянуть на свою жизнь и себя прежнего. Из этой поездки я вернулся немного другим - с новыми мыслями, оценками, планами, более свежим ощущением реальности. Все-таки полезно иногда вывалиться из летящего неизвестно куда поезда, полежать в прохладных придорожных кустах и спокойно подумать.

Спасибо, Байкал!

Москва, 9 августа 2021 г.

Исаков В. Б. 10 дней на Байкале // Юридическая орбита: Ежегодник. Научно-прикладной журнал (Нижний Новгород).
2021. № 1. - С. 359-362.
(Все фото - из архива автора).



Возврат к списку