Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
  • Главная

Валерий Хайрюзов "КАК ВЫПУСКНИКИ БУГУРУСЛАНСКОГО ЛЕТНОГО УЧИЛИЩА СПАСАЛИ АНГЛИЧАН"

27.03.2021

Часть 2

Воспоминания БАБУШКИНА Александра Анфеногеновича - командира Колымо-Индигирского авиапредприятия, выпускника Бугурусланского лётного училища. После окончания с отличием  училища в 1970 году по распределению был оставлен на должность пилота-инструктора. Отработав 5 лет в БЛУГА перевелся в Колымо-Индигирское ОАО и проработал в нем до 1995 года.

19.png

"Шестнадцатого марта 1994 года мне в поселок Черский из Москвы позвонил известный полярный путешественник Дмитрий Игоревич Шпаро. За месяц до этого он со своим клубом (ADVENTURE CLUB) организовал отправку Английской полярной экспедиции от берега России. Они намеревались пройти на лыжах от острова Генриетты через Северный полюс до берега Канады. Высадку этой группы, в составе трех человек, выполнили авиаторы из Чокурдаха на двух самолетах Ан-2, командиры воздушных судов Рак А.Д. и Орлов В.

Англичане пытались пройти намеченным маршрутом. Но из-за непреодолимых трудностей, связанных с сильным восточным дрейфом, обморожением и начавшейся гангреной у одного из участников, вынуждены были прекратить движение и подать сигнал бедствия. Ситуация складывалась катастрофическая.

Зная возможности Колымо-Индигирского авиапредприятия, по своему личному опыту с 1979 года, Шпаро обратился с просьбой о срочной эвакуации англичан, ожидающих помощи в Северном Ледовитом океане в точке с координатами 77 градусов 58 минут С.Ш, и 161 градус 11 минут В.Д.  78°13' с.ш.  160°39' в.д. 

18.jpg

На второй день в Черский прилетел его представитель Шумилов А.В. с намерением лично принять участие в спасении. Но места в самолете ему не нашлось. Вся полезная загрузка отводилась экипажу, аварийно-спасательным средствам, горючему и англичанам на обратном пути.

К подготовке приступили немедленно. Риск конечно был. Так до нас себя в Арктике никто не вел. Но здесь вопрос шел о спасении людей...

Штаб по аварийно-спасательной экспедиции организовал подготовку летной службы, УВД, АТБ. На счету был каждый час. Мы понимали сложность и объем работы и то, что людей необходимо быстрее вырвать из ледового плена. На Ан-2 были установлены двигатели первой категории. Экипажи получили дополнительную тренировку. Готовилась аварийно-спасательная служба. Разработкой и подготовкой операции по летной части занимался заместитель командира летного отряда Смирнов В.В., старший штурман КИАП Лукьянов В.Б.  и командир звена Ан-2 Липницкий Е.В.

Английской стороне передали график движения. Расстояние от Черского до точки, где находились англичане составляло 1100 км.

Состав экипажей: Смирнов В., Липницкий Е, Лукьянов В., Коскин А. на ведущем АН-2 № 33631 и Рычагов П., Брайловский Д., Карякин А., Екуенко В., Дунаев С. на ведомом самолете Ан-2 № 32661. Это опытные экипажи, имеющие за спиной опыт посадок с подбором на дрейфующий лед, участники многих Высокоширотных воздушных экспедиций. На случай спасения экипажей Ан-2 в Черском дежурил вертолет Ми-8 и самолет Ан-26 БРЛ № 26030 с дополнительным баком, аварийно-спасательным снаряжением и бригадой АСС. Но этого не понадобилось.

По действующим в то время методам и способам выполнения подобных полетов, необходимо было вначале забросить топливо для вертолетов, а потом уже для самолетов. Причем не на дрейфующий лед, а на материке и островах Новосибирских и о. Жохова. Таких промежуточных подбаз понадобилось бы три, четыре. Скажем одна на побережье, вторая на островах, третья на о. Жохова. И только потом можно было бы лететь. Причем обязательно с ночевкой на о. Жохова. 

20.png

Потом вмешалась бы погода. В общем, «растележились» бы мы посреди Арктики надолго и всерьез. Только налет составил бы за сотню, а может и не одну часов. В 80-е годы, когда действовала база на о. Жохова, было проще. А в 1994 г. такой вариант работы уже представить было сложно. Все это, конечно, мы просчитали и учли. И, в конце концов, выбрали окончательный вариант.

Что бы не терять время, согласовывать с Якутским Управлением ГА я не стал. Всю полноту ответственности за организацию экспедиции, ее исход взял на себя. Риск конечно был. Но медлить было нельзя. На счету была каждая минута. Профессионализм, мужество и опыт работы в Арктике, позволили выполнить эту задачу. Получилось все очень удачно. Хотя может быть где-то, в чем-то повезло. Ведь сформировать экипажи было не просто. Командира ВС Павла Рычагова даже пришлось срочно отозвать из отпуска в Черский. 

21.png

На фото Павел Рычагов

Рано утром 19 марта 1994 года два самолета Ан-2 и вертолет Ми-8 вылетели из Черского.

23.png

22.jpg

Погодные условия на начальном этапе были предельные, на грани срыва задания. Но затем погода улучшилась.

На площадке подскока, на удалении 400 км, из бочек, которые доставил вертолет Ми-8, (Карпенко В., Майсов В., Гаркуша Н.) произвели первую дозаправку. Следующая заправка была произведена на месте снятия английской экспедиции. Удачно вышли на точку, с терпевшими бедствие англичанами, не затратив на поиск ни минуты лишнего времени. Сами англичане для облегчения поиска зажгли вещи в спортивной сумке. 

24.png

Ведущий самолет первым произвел посадку в непосредственной близости от лагеря и подрулил так, что вещи и снаряжения оказались прямо под дверью самолета. За ним приземлился ведомый. Оперативно загрузили походное снаряжение и взлетели на Черский. 

25.png

Взлет со льдины со спасенными на борту произвели ровно в 4:00, как и было рассчитано по предварительному плану. После взлета англичан, покормили и угостили спиртом...

26.png

Ну, за спасение! Спиртик согревает и поднимает настроение независимо от национальности и обстоятельств...

Топлива хватило. Просто так удачно получилось, что лагерь с англичанами нашли сразу, не затратив ни минуты. Всего промежуточных посадок на дозаправку было две. Общее расстояние от Черского до лагеря и назад составила 2200 км. Налет на каждый Ан-2 по 12 часов 40 минут.

От момента обращения ко мне Д.И. Шпаро об эвакуации англичан и до завершения операции прошел 81 час. Самые ответственные были завершающие 15 часов. Каждая минута в таких условиях подвиг.

Выполнено было все оперативно: анализ ситуации, принятие решения, подготовка воздушных судов, экипажей, аварийно-спасательной службы.

К слову сказать, на следующий день один из Ан-2, принимавший участие в экспедиции, полетел на приписной аэродром Андрюшкино (около 400 км). Обычный почтовый рейс. На обратном пути, у него перед взлетом не запустился двигатель. Такое бывает. Выслали бригаду техников, отказ устранили. Но это произошло на материке…

Скажу прямо. Я конечно рисковал. Но в то время в Восточном секторе Арктики такую задачу могли выполнить только работники Колымо- Индигирского авиапредприятия.

Мы сделали то, что смогли. Заставить нас сделать этот шаг могла только наша совесть, и мы с готовностью протянули руку помощи полярникам. Мы спасали людей, опираясь на знания Арктики и высокий профессионализм спасателей.

К сожалению, уходят из жизни участники событий. Прекратил свое существование и КИОАО. А вместе с ним ушел и уникальный опыт выполнения специальных видов авиационных работ в Высоких широтах Арктики.

Но есть добрая память о людях, проявивших смелость, самоотверженность и героизм при спасении человеческих жизней. Есть дети, внуки, которые всегда будут гордиться своими отцами и дедами, масштабом совершенного ими поступка.

P.S.

Когда спасательная операция закончилась, Дмитрий Игоревич Шпаро по непонятной для нас причине попросил информацию по спасению англичан не афишировать, особенно в СМИ.  Мы сдержали слово. Впервые материал об этих событиях был опубликован спустя 21 год в газете «Северная трасса» 15 октября 2015 года в день 90-летия авиации Якутии. 

27.png

Налет Бабушкина А.А. - 10 000 часов. Летал на Ил-14, Ан-24, Ан-26, Ан-74.

Выполнял полеты по ледовой разведке, транспортные полеты на дрейфующие станции «СП».

Принимал участие в организации Высокоширотных воздушных экспедиций «Север», начиная с «Север-35» по «Север-42» включительно.

В 1995 году ушел на пенсию по выслуге лет в аэрофлоте, отработав в нем 27 лет.

Небо – моя первая любовь. Оно меня не отпускает. Не отпускает и память о замечательных годах работы в Арктике.

Несколько строк из моего стихотворения, посвященного воспоминаниям…

Сиянье Севера, мороз, подчирка стружка,
За край земли, там дальше некуда шагнуть.
Не зря же выбрали мы позывной «Макушка»,
Над нами выше был лишь Млечный путь!

Остановиться тянет, оглянуться,
Заботы и рутину отложить.
Как хочется опять туда вернуться,
Не изменяя снова пережить!

А жаль, что время вспять необратимо,
И дважды не войти в один поток.
Не уклонишься, не проскочишь мимо,
Судьбы своей дальнейший завиток.

Фото Смирнова В.В.                Редакция Волковой Е.В.


Страницы:


Возврат к списку