Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
  • Главная

Валерий Хайрюзов "КАК ВЫПУСКНИКИ БУГУРУСЛАНСКОГО ЛЕТНОГО УЧИЛИЩА СПАСАЛИ АНГЛИЧАН"

27.03.2021

Валерий Хайрюзов

КАК ВЫПУСКНИКИ БУГУРУСЛАНСКОГО ЛЕТНОГО УЧИЛИЩА СПАСАЛИ АНГЛИЧАН

 

Часть 1

История освоения Арктики и Антарктиды полна драматических и героических страниц. В 1845 году англичанин Джон Франклин на судах «Мрак» и «Ужас» вышли в плавание и бесследно исчезли в Арктических водах Канады. Лишь много позже стало известно, что стало с их экипажам в 129 человек. Все они погибли. 1881 год - полярная экспедиция на шхуне «Жаннета», возглавляемая капитаном Делонгом была раздавлена арктическими льдами и большая часть экипажа погибла в устье реки Лена. Знаменитый полярный исследователь Рауль Амундсен, покоривший Северный и Южный полюса, погиб в 1928 году, пытаясь на гидросамолете отыскать полярную экспедицию итальянского путешественника Умберто Нобиле. И наконец, экипаж полярного лётчика Сигизмунда Леваневского, попытавшегося перелететь через Северный полюс и приземлиться в Соединенных Штатах Америки, бесследно исчез во льдах Арктики в 1937 году.

Но были и героические страницы, в том числе наших соотечественников, в истории освоения Арктики. Так, например, первые звания Героев Советского Союза были присвоены летчикам, отличившимся при спасении пассажиров парохода «Челюскин».

1.png

В декабре 1958 года экипажем известного полярного летчика Виктора Михайловича Перова на самолете Ли-2 в Антарктиде были спасены бельгийские полярники потерпевшего аварию самолета, в числе членов экспедиции был наследный принц Антуан де Линь. Их отыскали в пургу крайне истощенными и ослабленными, которые уже перестали надеяться на благополучный исход...

2.png

В декабре 1983 года экипаж самолета Ил-76 ТД во главе с руководителем поисковой экспедиции - начальником летного управления МГА СССР Жоржем Шишкиным, летчиком-испытателем Михаилом Кузнецовым,  штурманом Игорем Абдулаевым в условиях полярной ночи и сорокаградусного мороза спасли СП-25, которая дрейфовала в канадском секторе Арктики и до ближайшего аэродрома Певек от неё было более двух тысяч километров.

3.png

Льдина, на которой располагалась станция, раскололась, от неё остался небольшой осколок, почти всё топливо и продукты питания ушли под воду. Чтобы спасти полярников министерством гражданской авиации был выделен только что поступивший в эксплуатацию Ил-76ТД, на котором экипаж провел необходимые тренировки по сбросу груза с предельно малой высоты. А через несколько дней состоялся сам полет, зимовщикам были сброшены бочки с топливом, продукты питания и поскольку приближался Новый год, сбросили две елочки, срубленные экипажем перед вылетом в подмосковном лесу.

Мне бы хотелось вспомнить и о тех героях, полярных летчиках  Ордена Знак Почета Колымо-Индигирского авиапредприятия, которые свою работу с посадками на дрейфующих льдах и спасение людей считали обыденной. Впрочем, лучше дать им самим слово:

Вспоминает заместитель командира 9 летного отряда Колымо-Индигирского авиапредприятия Виктор Владимирович СМИРНОВ, выпускник Бугурусланского летного училища 1975 года 3 отряд, 2 АЭ, 1 звено.

Командир отряда Мурзак Александр Михайлович, ком.АЭ Кулагин, ком.звена Гавшин Николай Васильевич, первый пилот - инструктор Ткачев В.Н., который в конце 1 курса поступил в Академию ГА на очное отделение, на втором курсе я доучивался в группе у Заварзина.

4.jpg

"…Это была, пожалуй, заключительная в славной истории Колымо-Индигирского авиапредприятия, высокоширотная операция с посадками на дрейфующий лед самолетов Ан-2.  Рано утром, еще затемно, 19.03.1994 года два самолета Ан-2  №33631 и 32661 (состав экипажей: Смирнов В., Липницкий Е., Лукьянов В., Коскин А. на ведущем, Рычагов П., Браиловский Д., Карякин А., Екуенко В., Дунаев С. на ведомом) в сопровождении Ми-8 (Карпенко В., Майсов В., Гаркуша Н.), который должен был доставить топливо для самолетов на расстояние порядка 350-400 км.

5.jpg

Вылетели из Черского вглубь Северного Ледовитого океана для спасения английской полярной экспедиции, намеревавшейся пройти от российского острова Генриетты (в группе островов Де-Лонга в Восточно-Сибирском море) через Северный полюс до берега Канады, но из-за непреодолимых трудностей, вызванных сильным встречным ледовым дрейфом, обморожением и начавшейся гангреной у одного из участников, вынужденной прекратить движение и подать сигнал бедствия.

К руководству нашего предприятия обратился известный полярник Дмитрий Шпаро с просьбой выполнить аварийно-спасательную операцию, зная и помня возможности нашего предприятия в Арктике по своему опыту. С момента его обращения до намеченного вылета оставалось трое суток. За это время была проделана большая подготовительная работа всеми службами предприятия. В летном отряде под руководством заместителя командира лётного отряда Смирнова В.В., командира звена Ан-2 Липницкого Е.В. и старшего штурмана предприятия Лукьянова В.А. были подготовлены два экипажа Ан-2 и экипаж Ми-8, а также экипаж Ан-26БРЛ с дополнительным топливным баком для аварийно-спасательного обеспечения этого полета.

Изначально встал вопрос - как выполнять данный полет? Если традиционно, то необходимо было наметить точки дозаправки топливом, желательно на островах, скажем Новосибирских и Жохова для дозаправки Ми-8, которые уже будут забрасывать топливо для дозаправки самолетов. Этот вариант потребовал бы привлечения значительных сил и средств, большого дополнительного налета, а самое главное, гораздо большего времени на подготовку и выполнение операции. К тому же могла вмешаться погода и отодвинуть завершение операции еще на неопределенный срок. Учитывая бедственное положение английской экспедиции, вместе с командиром предприятия Бабушкиным А.А. выбираем другой вариант, более короткий, но и более рискованный. Так дерзко вглубь Северного Ледовитого океана на самолетах Ан-2 еще никто не летал.

Уникальность этого варианта заключалась в необходимости выполнения полета к месту поиска напрямую на большое расстояние (более 1100 км в одну сторону), более 12 часов полета без отдыха над безориентирной местностью в условиях низких температур (до минус 40 с ветром), в коротком световом дне, в отсутствии подготовленных площадок для дозаправки топливом, в сложности аварийно-спасательного обеспечения полета, а также в отсутствии постоянной радиосвязи. Вместе с уникальностью данной операции резко возрастала и ответственность за безопасность ее выполнения. И тем не менее решение на выполнение именно этого варианта операции после долгих обсуждений было принято.

Метеоконсультация перед вылетом не сулила ничего хорошего – в самом начале маршрута предстояло пересечь атмосферный фронт с резким ухудшением метеоусловий. Возник вопрос, а позволят ли метеоусловия выполнить посадку с подбором посадочной площадки на дрейфующий лед на запланированном удалении от Черского (максимальный радиус полета вертолета Ми-8 400-450 км). И второй вопрос, а может быть и самый главный, удастся ли нам найти на бескрайних просторах Северного Ледовитого океана среди снегов и торосов терпящую бедствие экспедицию?  Посовещавшись с провожающим нас командиром КИОАО Бабушкиным А.А., а также учитывая степень неотложности и аварийно-спасательный характер задания, принимаем решение вылетать.

Уже после взлета, на удалении 40 км, в районе Петушков, попадаем в обещанные синоптиком погодные условия, с трудом удается выдерживать строй, летим практически по приборам.

6.jpg

7.jpg

В таких условиях выполнить посадку с подбором на дрейфующий лед практически невозможно. По мере приближения к заданной точке начинаем подумывать о возврате в Черский, и вдруг погода резко, прямо на глазах, улучшается, и мы выбираем площадку для посадки на дозаправку топливом из бочек, которые были доставлены вертолетом…

8.jpg

После дозаправки, взяв на борт оставшиеся бочки с топливом и попрощавшись с экипажем Ми-8

9.jpg

Братья вертолетчики Карпенко Валентин, Гаркуша Николай, Майсов Валера

Самолеты Ан-2 взлетели с точки в море и взяли курс в район поиска. Через несколько часов полета терпящие бедствие были обнаружены с воздуха, практически с прямой, не потратив на поиск ни одной лишней минуты и ни одного лишнего литра топлива.

10.jpg

Лагерь терпящих бедствие англичан в момент обнаружения 20.03.94 года... 
Согласитесь, если пройти чуть в стороне, то можно было и не заметить...

11.jpg

Выбрав среди льдов подходящее место в непосредственной близости от лагеря, заходим на посадку. Пострадавшие были взяты на борт самолетов вместе со своим оборудованием. 

12.jpg

13.jpg

Помогаю укладывать снаряжение... 

Взлет со льдины минута в минуту совпал с временем, указанным в плане полета и переданным накануне заинтересованным сторонам. 

15.jpg

Англичане в тот же день были благополучно доставлены в аэропорт Черский, а уже на следующий день отправлены в Якутск и далее в Москву и Лондон. Об операции по их спасению они просили никому не рассказывать, особенно СМИ. Дальнейшая их судьба нам неизвестна.

16.jpg

Мы сдержали слово и информации об этом в прессе не появилось. Члены экипажей воздушных судов при выполнении операции проявили высочайшее мужество и профессиональное мастерство, тем самым продолжив славные традиции советской и российской полярной авиации!

К сожалению, из состава экипажей четверых уже нет среди нас, живущих… Царствие им небесное и светлая память! Ход событий снят на две любительские видеокамеры (по одной на каждом самолете), получились две версии одного события…" 

Виктор Владимирович Смирнов работал в Якутии с 1975  по 2013 год. Налетал 17 000 часов. Летал на Ан-2, Ан-24, Ан-26, Ан-74. На пенсию ушел в 2013 году с  должности командира АЭ Ан-24, Ан-26. Живет с семьей в г. Иркутске. 

17.jpg

Вспоминая эту историю, благодарит друзей и коллег за скромность и высокий профессионализм, а руководство авиапредприятия – за доверие и поддержку.


Фото Смирнова В.В.       Редакция Волковой Е.В.         


Страницы:


Возврат к списку