Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
  • Главная

Валерий Хайрюзов "КАК ВЫПУСКНИКИ БУГУРУСЛАНСКОГО ЛЕТНОГО УЧИЛИЩА СПАСАЛИ АНГЛИЧАН"

27.03.2021

Часть 3

Тройка английской экспедиции 19.02.1994-20.03.1994 г.:

Clive Johnson

Stephen John Martin

Punck Wilson

David Mitchell – участник обеспечения (в составе группы не шел).

Официальные координаты от группы: Точка высадки 19.02.1994 - 77 17 С.Ш 156 53 В.Д Точка снятия 20.03.1994г 78 13 С.Ш 160 39 В.Д   Надо сказать, что за месяц англичане прошли от острова Генриетты порядка полторы сотни километров, поскольку всё «сжирал» встречный дрейф многолетнего или как его еще называют пакового льда. Психологическая совместимость, умение работать одной командой, особенно когда касается работы экипажа, или группы людей решивших бросить вызов стихии и идти на лыжах по льдам к Северному полюсу, подниматься в одной связке на горную вершину - дело тонкое. Об этом говорили все, кто хоть раз уходил в горы,  тундру и тайгу. А тем паче во льдах Антарктиды или Арктики. У поэта Ильи Сельвинского есть такое описание: "А дорога трудна, что ни шаг, то стой, а кругозор огромен: Ледовый океан являл собой до горизонта вид каменоломен. Закованные водопады, гроты, ущелья, лабиринты, сталактиты..." Был ещё успешный пример спасения бельгийских летчиков, аварийно севших в Антарктиде. В  декабре 1958 года на станцию Мирный поступило сообщение о пропаже самолета с бельгийскими полярниками, среди которых находился принц Антуан де Линь. Шанс спасти бельгийцев оставался только у советских летчиков: американские станции были слишком далеко, а у находящихся неподалеку австралийцев имелись лишь самолеты ближнего радиуса действия. 

28.png

Константин Михаленко "Трагедия у Кристальных гор.
Спасение бельгийских полярников", 1958г.

Поэтому начальник антарктической экспедиции Евгений Толстиков и командир авиаотряда Виктор Перов, приняли решение вылетать немедленно, тем более, что несколько дней уже было потеряно. Для Виктора Михайловича Перова, сражавшегося с фашистами с первого дня войны, дважды сбитого, а в дальнейшем занимавшегося перегонкой самолетов из Аляски в Сибирь, не впервые было участвовать в спасательной операции. Ему неоднократно приходилось выручать потерпевших крушение летчиков в Антарктиде. С первых же часов спасательной экспедиции пришлось работать в тяжелейших погодных условиях. Вдобавок, на станции Боуден сломалась радиостанция и лишь мастерство бортового штурмана Бориса Бродкина позволило точно выйти к бельгийской станции, ставшей на время операции основной ее базой. Немедленно по прибытии команда Перова, узнав у бельгийцев примерный маршрут полета пропавшего самолёта приступила к поискам. 

29.png

Самолёт Ли-2  СССР-Н495, тот самый на котором из Мирного вылетела спасательная операция Перова В.        

Лишь со второго вылета удалось обнаружить на земле поломанный самолет, а затем следы уцелевших членов экипажа и оставленную ими записку. Поиски с воздуха продолжались. 15 декабря экипаж продолжал безрезультатно разыскивать пропавших людей. Горючего при этом оставалось лишь на один полет и на возвращение в Мирный, все авиатопливо станции Боуден было также израсходовано. Когда уже решено было поворачивать назад, вдруг, наконец на льду заметили палатку, в которой, приземлившись, летчики и нашли изможденных, но живых членов бельгийского экипажа. Люди были спасены. За успешно проведенную операцию все участники получили высокие государственные награды. Виктор Перов был награжден Орденом Ленина, остальные Орденами Трудового Красного Знамени. Спустя несколько дней, по завершении экспедиции, участники встретились с королем Бельгии Боуденом, который также  наградил их орденами. Командир экипажа Виктор Перов был представлен к одной из самых высоких наград королевства — ордену Леопольда II. Так завершилась эта выдающаяся страница в истории освоения Арктики, всколыхнувшая мировую общественность и показавшая, что несмотря на все политические разногласия между странами, всегда найдется место для мирного и плодотворного сотрудничества, помощи и взаимовыручки.

30.png

И.П.Рубан "Спасение бельгийской экспедиции", 1958 г.

Воспоминания АНЦИФЕРОВА Сергея Александровича,выпускника Бугурусланского летного училища 1975 года, распределенного в Калымо-Индигирский ОАО, Якутского УГА. Имеющего общий налет 9500 часов на следующих типах : Ан-2, Ан-24, Ан-26, Ан-74 ,Ил-76ТД. Сергей Александрович Анциферов - командир Сводного отряда Высокоширотных Воздушных Экспедиций «Север» с 1984 года до их завершения в 1990 году. Почетный полярник, который помог в сборе материалов об этой уникальной операции своих друзей- полярных летчиков. В свое время Сергей Александрович принимал участие в завозе и обеспечении полярников-исследователей на СП-25 , эвакуации персонала на материк и закрытии станции , после воздушно-спасательной экспедиции, в условиях полярной ночи, на самолете Ил-76ТД КВС Кузнецовым М.С. и летчиком испытателем Шишкиным Ж.К., доставившим им топливо и продукты.     

31.jpg

Выйдя на лагерь англичан в расчетной точке 78°13' с.ш. и 160°39' в.д., самолеты прошли над ними помахав в приветствии крылом. Ведущий Ан-2 встал в круг и экипаж приступил к осмотру льдины, на которой стояла синяя палатка, с целью выбора приемлемого для посадки самолетов места. Ведомый самолет следовал за ведущим несколько выше и также оценивал состояние льда. 

32.jpg

Лагерь обнаруженной с воздуха английской экспедиции...

Определив направление ветра и, выбрав подходящее место для посадки, ведущий приступил к оценке толщины льда и оценке его поверхности на наличие ропаков, скрытых трещин. Сделав заход и проход над местом посадки с касанием и небольшим пробегом. 

33.png

Этот метод позволяет снять гребенками лыж снежный покров и оценить толщину льда по следу. Оценив состояние льда и площадки, ведущий пошел на посадку. Следом с интервалом по высоте и на небольшом удалении шел ведомый, контролируя посадку ведущего и след самолета после посадки. След на посадке по технологии и сложившемуся в Арктике опыту, через приоткрытую дверь осматривал  штурман. «Сухо» - дал команду штурман, ведомый сверху также подтвердил: «след сухой». После посадки второго самолета подрулили поближе к палатке. Остановились таким образом, что палатка оказалась напротив входной двери. Нашим пилотам было непривычно наблюдать, что все участники подошли к самолету с разных сторон и молча начали разбирать палатку, грузить спальные мешки, лыжи, пластмассовые санки и другое походное снаряжение в самолет.

34.png

Заболевший, почти не принимал участие в погрузке, морщась, он покачивал обмороженной рукой и хмуро поглядывал на укладывающих вещи русских пилотов. Было заметно, что на лыжах, пластмассовых санках и на куртках были логотипы датской пивной компании «Карлсберг», которая по-видимому была одним из спонсоров этой экспедиции и спонсировала её. Уже в самолете больной освободил одну руку и все увидели обмороженные пальцы и черные ногти на руке, которые он тут же прикрыл салфеткой. Бортмеханик налил англичанам спирту и предложил бутерброды. 

35.png

Бортмеханик Сергей Дунаев

Англичане с удовольствием хлопнули спирт и понемногу разговорились. Смирнов, желая попрактиковаться в языке спросил у старшего, как самочувствие и сообщил, что сейчас они летят в аэропорт Черский из которого их затем рейсовым самолетом сопроводят до Якутска.

111.png

Один из спасенных членов английской экспедиции...

Руководитель экспедиции отвечал односложно, англичане были явно расстроены, что экспедиция заканчивается едва начавшись. В Черский прилетели ночью, английских путешественников встречали около самолета и отвезли в гостиницу. Расстались, как и встретились, почти без эмоций. Потом рассказывали, что кто-то из встречающих просил англичан продать легкие и удобные для передвижении по тундре во время охоты или рыбалки санки. Но им было вежливо отказано. На следующий день, спасенных англичан отправили в Якутск и далее на Москву и их родину…  Думаю, что прятать свои промахи и неудачи - это не удел сильных, которыми являются люди, бросившие вызов белому безмолвию.                        

ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА АНЦИФЕРОВА Сергея Александровича

37.jpg

1976 год.  СП-23.  Знакомство Анциферова С.А. с медведем


38.jpg

Семья Анциферовых


39.jpg

о.Беннетта. крест памяти Э.Толля установленный в 1912 г


40.jpg

Ан-2 в Калымо-Индигирском ОАО


41.jpg

Пограничный столб на мысе Челюскина


42.jpg

Экипаж самолета Ан-26


43.jpg

С Арктикой на ВЫ. На прием к Снежной королеве, Северный Полюс. 
Командир Сводного отряда ВВЭ "Север" Анциферов С.А. и бортмеханик Куклин В.Н.


44.jpg

04.05.84 г.  на СП-27


45.jpg

1977 год. Северный Полюс
Анциферов С.А. и Альбокринов А.Н.
Ушанка одета на "земную ось", под ногами все меридианы.
Самая короткая "кругосветка"


Уже много позже, вспоминая то расставание подумалось, что можно было летчикам, спасшим полярных путешественников и спасибо сказать.. И ещё ! У каждого, принимавшего участие в этой спасательной операции есть дети и внуки, которые хотели бы гордиться делами своих отцов и дедов.  В этой связи почему-то вспомнилось, как шел к Южному полюсу англичанин Роберт Скотт в 1912 году. Кстати, в составе экспедиции у него было двое русских: Омельченко Антон — конюх и каюр Дмитрий Гиреев. Девизом экспедиции Роберт Скотт выбрал слова своего соотечественника Альфреда Тенинсона «Бороться и искать, найти и не сдаваться!», которое впоследствии использовал Вениамин Каверин в своей книге «Два капитана». Достигнув полюса и обнаружив, что его на месяц опередил норвежец Рауль Амундсен, Роберт Скотт был неприятно потрясен. На обратном пути Антарктида взяла жизни отважных путешественников, они замерзли, не дойдя несколько километров до очередного промежуточного лагеря. Вещи Роберта Скотта, его дневники сегодня хранятся в Британском музее и англичане по праву гордятся подвигом своего соотечественника. Фактически неудача Роберта Скотта стала его триумфом. 

46.png




Редакция Волковой Е.В.



Страницы:


Возврат к списку