Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду

Мы бежали до заката!

  • 26 июня 2025

    р1.jpg

    Мы бежали до заката!

    В.Н.Хайрюзов

    Греки говорили, что театр - это воспитание чувств. Человек идет в театр, чтобы найти то, чего ему не хватает в повседневной, обыденной жизни, хоть на короткое время окунуться в придуманную людьми сказку, поскольку еще с детства помнит, что сказка ложь, но в ней намек, добру молодцу урок.

    Международный театральный фестиваль «Байкальский талисман», который впервые прошел в Иркутске в 2019 году был задуман и проведен благодаря энтузиазму и стараниям директора иркутского ТЮЗа Виктором Степановичем Токаревым и министерством культуры иркутской области. В

    нем приняли участие театры из Саха Якутии, Монгольский государственный  академический театр драмы, Монгольский государственный театр кукол, театральная компания Мен Пум города Сеул из Южной Кореи, Бурятский государственный театр кукол «Ульгэр» г.Улан-Удэ, Государственный Бурятский академический театр драмы имени Хоца Намсараева из Улан-Удэ, Ивановский областной театр кукол, Иркутский областной театр кукол «Аистенок», Иркутский Театр народной драмы и Иркутский ТЮЗ.

    На третий фестиваль «Байкальский талисман со всей России в том числе из-за рубежа уже было прислано 54 заявки и отобран 21 театр. Впервые в Иркутск приехал и принял участие в театральном фестивале Большой театр Шуньи, города Пекин, Китай.

    Кроме того гостями фестиваля стали директор Луганского академического русского драматического театра имени П. Луспекаева Галина Николаевна Михайлюк–Филиппова, генеральный директор Донецкого республиканского академического молодежного театра Владислав Алексеевич Слухаенко, директор Херсонского областного русского академического музыкального театра Ружена Анатольевна Рублева, и заместитель директора Херсонского областного русского академического музыкального театра Виктория Александровна Малыга.

    За шесть лет после первых спектаклей  на «Байкальском талисмане» фестиваль приобретает свои неоспоримые формы и черты, которые формируют уже сами участники. По вечерам после спектаклей стали проводить капустники, которые с блеском ведет его бессменный ведущий - актер Иркутского ТЮЗа Александр Стерлюгин. Дальше – больше! Уже гости, да и хозяева вовсю распевают специально разученный гимн фестиваля, как это принято, обмениваются информацией, рассказывают о своих наработках и задумках.

    Все участники и гости фестиваля отметили, что благодарный иркутский зритель дисциплинирован, он не уходит во время спектакля, сидит тихо, муха пролетит – услышишь…

    Мне неоднократно приходилось слышать, как художники, театралы и писатели спорили, что было вперед - наскальные рисунки первобытных ГОМО САПИЕНС (Homo sapiens), или  сцены охоты, которые разыгрывались перед соплеменниками, теми, кто принимал непосредственное участие в сценах охоты. И все же давным-давно хорошо известно, что вначале было Слово и именно через него познается и выражается окружающий нас мир, который  через письменность и  книги, как эстафетная палочка передается из поколения в поколение.

    Поскольку национальные театры, приезжающие на театральный фестиваль ставят пьесы на родном языке, при этом достаточно хорошо владея русским, то иркутскому зрителю, чаще всего приходится приспосабливаться, задрав голову читать русский текст на потолке или слушать синхронный перевод в наушниках. Но были неожиданные и, как мне кажется, правильные решения. На первом театральном фестивале в 2019 году монгольский государственный театр кукол показывал спектакль «Сила в крылышках» и доверил синхронный перевод народной артистке Монголии  Намсрайн  Сувд  и она добавила незабываемые краски русской речи в монгольском исполнении.

    В последние два года фестиваль проводился в начале лета, когда городские улицы нашего города были заполнены цветущей сиренью, черемухой и яблоней - разноцветной метелью пробуждающего лета, когда устав от долгой зимы, люди наряжаются в светлые яркие одежды, гуляют по городу и набережной Ангары.

    В этом году, руководством театра было предложено несколько новшеств, которые украсили программу фестиваля. Например, в рамках фестиваля прошла «Режиссерская лаборатория», в которой пять режиссеров из разных республик и городов России приняли участие в создании отрывков спектаклей на современные молодежные темы с участием актеров иркутского ТЮЗа.

    Автор лучшей постановки получил возможность поставить полноценный спектакль на сцене Иркутского областного театра юного зрителя им. А. Вампилова.

    Хочу назвать имена режиссеров, которые приняли участие в этом коротком по театральным меркам забеге, когда на репетиции с актерами  им было отпущено всего четыре дня... Это Антон Свит из города Санкт-Петербург с пьесой Я. Пулинович «Отрочество» по произведению Л.Н.Толстого, Виталий Дьяченко из Владивостока по пьесе А. Житковского «Горка», Максим Астафьев - город Барнаул, с инсценировкой по произведению А. Нанетти «Мой дедушка был вишней», Эмма Иришева - город Горно-Алтайск, Республика Алтай, по пьесе Е. Исаевой «Про мою маму и про меня» и Тимур Казнов - Республика Хакасия по пьесе П. Вяткина «Лучший горох в городе».

    В итоге первое место и сертификат на постановку полноценного спектакля получил Виталий Дьяченко. Хотелось бы особо отметить прекрасную игру в этом театральном марафоне актеров иркутского ТЮЗа Любови Черной, Елены Константиновой, Татьяны Чадиной и Александра Стерлюгина. А ещё хочу добавить, что огромную работу в подготовке  «Режиссерской лаборатории», провела руководитель литературно - драматургической  части  иркутского ТЮЗа Лора Альбертовна Тирон.

    Среди участников  «Байкальского талисмана» не только присутствовали, но и участвовали как эксперты школьники из театральной студии «Оранжевый ёжик» города Киренска, который находится на реке Лена Иркутской области.  Ребята стали победителями детского любительского фестиваля «Волшебные прятки» и были приглашены в столицу Приангарья на третий Международный фестиваль национальных театров «Байкальский талисман» в качестве независимого детского жюри.

    По итогам работы и просмотров спектаклей на «Байкальском талисмане» молодые студийцы выбрали спектакль монгольского государственного театра кукол «Морин Хуур», который был награждён специальным призом – «Серебристым омульком»!

    Театральный фестиваль «Байкальский талисман», как и дитя, долго вынашивался, обсуждался с руководством области директором и главным режиссером иркутского ТЮЗа Виктором Степановичем Токаревым. "Если ты хочешь, чтобы у тебя было что-то, создай это своими руками"– говорил Антуан Сент-Экзюпери и, это стало основной мыслью Токарева.

    С учетом того, что на третий по счету фестиваль начало поступать множество заявок, руководство фестиваля решило провести предварительный отбор, в котором приняли участие театральные критики и эксперты, театроведы, педагоги высшей категории, режиссеры, кандидаты искусствоведения из Санкт-Петербурга, Москвы и Иркутска. Среди них оказались те, кто принимал участие ранее. Это Зиновьев Валерий Анатольевич, актер, режиссер, театральный педагог высшей категории, профессор, почетный работник образования России, Никитина Александра Борисовна заведующая  педагогической частью «Театра РОСТА» в Царицино, театровед, кандидат искусствоведения, театральный критик, Игнатюк Ольга Троадиевна, театральный критик, кандидат искусствоведения и Лора Альбертовна Тирон  литературно-драматической частью иркутского ТЮЗа. В нынешний состав была приглашена и Стрельцова Елена Ивановна, театральный критик, кандидат искусствоведения, член Союза писателей России. Председателем экспертного совета остался Секретарь союза писателей России, прозаик Валерий Хайрюзов.

    И, с первого июня 2025 года, на целых десять дней Иркутск превратился в  театральную столицу России.

    Театр юных зрителей им. А.А. Брянцева г. Санкт-Петербург привез в Иркутск спектакль Виктора Астафьева - «Царь- рыба», театр юного зрителя «Дилижанс» г. Тольятти спектакль «После сказки» по повести Чингиза Айтматова «Белый пароход»», Государственный Бурятский   академический театр драмы им. Хоца Намсараева – спектакль «Пегий пес, бегущий краем моря» того же автора, Башкирский национальный молодежный театр представил спектакль «Радость нашего дома» по повести Мустая Карима, драмтеатр г.Братска – спектакль по роману Нодара Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион», Государственный театр музыкальной комедии, г. Еревана показал спектакль по пьесе Александра Володина «Семь жен Синей бороды», Алтайский государственный театр для детей и молодежи им. В.С.Золотухина показал спектакль «Каштанка» по повести Антона Чехова… Постоянным участником фестиваля стал любимый сибиряками «Иркутский театр народной драмы» под руководством заслуженного артиста России Михаила Корнева, который поставил  по сказке Сергея Аксакова спектакль «Аленький цветочек». Иркутское театральное училище показало сказку Ганса Христиана Андерсена «Огниво», а еще на втором театральном фестивале Белорусский государственный академический театр юного зрителя показал «Альпийскую балладу» по повести Василя Быкова, который в 1979 году рекомендовал меня в Союз писателей СССР.

    Просматривая спектакли, мне хотелось уловить те перемены, те изменения, которые происходят не только в окружающем нас мире, но и в театральной среде. Например, как отразилась « Специальная военная операция» и 80-летие нашей Победы в Великой Отечественной войне на репертуаре приезжающих в Иркутск театров. Всего три спектакля, которых можно  было отнести к упоминаемой теме. Это спектакль Брестского Академического театра драмы с постановкой по пьесе Алексея Дударева «Не покидай меня», о молодых девчонках, которые отдали свои жизни за наше общее Отечество, Севастопольский театр юного зрителя по инсценировке Аксиньи Норманской «Суворов – наука побеждать» и Иркутский ТЮЗ  по инсценировке Виктора Степановича Токарева романа Александра Фадеева «Молодая гвардия». Немного, но они есть и, думаю, будут всегда отвечать на веления времени.  И  мне бы хотелось выразить особую благодарность Виктору Степановичу Токареву, директору Севастопольского ТЮЗа Андрею Михайловичу Маймусову, генеральному директору Брестского академического театра драмы Елене Владимировне Сеньковец, не только от себя, но и от тех зрителей, с которыми мне довелось разговаривать после спектаклей. Фестиваль прошел, но по всей стране разъехались люди: актеры, режиссеры, которые влюбились в наш Байкал, в нашего благодарного иркутского зрителя, поскольку в этом мире самой большой ценностью, по словам французского летчика и писателя Антуана Сент-Экзюпери, является роскошь человеческого общения...

    И, конечно же, всем зрителям, которые пришли на завершающий вечер в  иркутский ТЮЗ запомнился совместный спектакль театров – участников фестиваля по мотивам пьесы Александра Вампилова «Мы бежали от заката». Поскольку, по словам Виктора Токарева мы вместе с драматургом Александром Вампиловым и его героями в совместном спектакле будем говорить на одном языке, ведь искусство не имеет ни национальных, ни географических границ, а тема любви понятна всем людям, в какой бы стране они  не проживали... 

    Снимок экрана 2025-06-28 082612.png

    р3.jpg

    Снимок экрана 2025-06-28 082800.png

    р4.jpg

    р5.png

    р7.jpg

    р8.jpg

    р9.jpg

    р10.jpg

    р11.jpg

    р12.jpg

    р13.jpg

    р14.jpg

    р15.jpg

    р16.jpg

    Фото с сайта «Байкальский талисман» https://baikal-talisman.ru/
    и Хайрюзова В.Н.

    р17.jpg

    р18.jpg

    р19.jpg

    р20.jpg

    р22.jpg

    р23.jpg










    Дата создания: 28.06.2025 08:55:16

    Дата изменения: 28.06.2025 08:57:55

Возврат к списку