Март
2 марта, в канун женского праздника, для членов землячества была организована уникальная экскурсионная поездка в города Клин и Конаково. К уникальности эту поездку я смело отнесла по нескольким причинам. Первая: в поездке нас сопровождала потрясающий гид Анастасия - обаятельная девушка, всю дорогу, занявшую полтора часа, рассказывающая энциклопедические знания очень живым, легким и красочным языком. За окнами автобуса мелькали сереющие ранне-весенние пейзажи знаменитой трассы «Нева» и многие, я точно, мечтали эту утреннюю дорогу проспать (кто оспорит утверждение, что самое тяжелое испытание - это встать в 6 утра в законный выходной, даже ради интересного путешествия). Теплые уютные кресла и размеренный ход машины располагают к сладкой дремоте. Но не тут-то было! Рассказы Анастасии о тракте и попутных поселениях были настолько захватывающи, что глядя на серый лес и пасмурное небо, сознание рисовало яркие картинки исторических событий из услышанного. Трасса М-11 проходит параллельно старой «Государевой дороге», соединявшей Санкт-Петербург и Москву. Эта дорога относительно молодая в силу сложности ландшафта - указ о необходимости строительства дороги издал Петр I, но места здесь болотистые и возможности проложить настоящую дорогу появились несколько позже. Дорога строилась тяжело, применять западные технологии не получалось, приходилось придумывать и создавать свои разработки по освоению болотной топи: вязались снопы из ивовых прутьев и укладывались в ямы, выравнивая поверхность, поверх укладывались бревна и засыпались землей и щебнем. С появлением государственного тракта стала активно развиваться и придорожная инфраструктура: возникали поселения и города с трактирами и ремонтными мастерскими, почтовыми станциями и постоялыми дворами. Дорога могла занимать до 10 дней, но у государевой почты был свой регламент - до 18 верст в час, потом лошадей подлежало кормить-поить и давать им отдых, меняя на новых. Таким местом на трассе был Ям (прообраз современной почты). А вот для отдыха государевых и царских особ по всему тракту ставились Путевые дворцы. До наших дней «дожили» не все (еще при Александре I их стали переделывать в почтовые станции - строительство железной дороги сделало содержание таких дворцов нерентабельным), но те, что сохранились, сегодня отреставрированы и представляют настоящую историческую ценность. Самые известный из них - это Петровский путевой дворец в Москве и Тверской Императорский. Сохранился путевой дворец в Солнечногорске, и с трассы он отлично просматривается.
Вернусь к уникальности поездки: за один день мы посетили две области - Московскую и Тверскую. Впечатлений полное лукошко: тут вам и культурноисторическое великолепие в Клину, и историкопромышленное в Конаково. Но по порядку. Заслушавшись увлекательными историями про государеву дорогу, Химки, Черные Грязи, Сенеж, СпасЗаулок и Завидово, мы незаметно доехали до Клина.
Клин - один из древнейших городов России и судьба его удивительна: сначала он был крепостью ВладимироСуздальского княжества в клинообразной излучине реки Сестры, отсюда и название за городом закрепилось. Через город проходил очень стратегически-важный водно-сухопутный путь между Москвой и Великим Новгородом. Это одновременно создавало хороший стимул для экономического развития поселения, но и делало город яблоком раздора между княжествами. В результате междоусобных войн, крепость перешла Тверскому княжеству. Пережила татаро-монгольское нашествие с полным разорением. А в конце XV века Иван III Великий присоединяет город к Московскому княжеству и Клин становится вотчиной дома Романовых. Указом Петра I город стал официальной почтовой станцией и с 1781 года стал уездным городом со своим гербом. Этот герб имеет свою замечательную историю: поскольку город стал официальным Ямом (почтовой станцией), то и на гербе изобразили почтаря с рожком в руке. Этот почтарь увековечен в форме, которую узаконил Петр I, но просуществовала та форма всего год - короткие штанишки, накидка и шляпа не прижились в климате, где полгода лютуют морозы.
Центр Клина прекрасен даже в зимне-талом антураже: исторический ансамбль Торговые ряды из красного кирпича, стилизованный под традиционные формы древнерусского зодчества, украшает центр города с XIX века, когда город славился своей коммерцией. Там же стоит летний фонтан, с которого предусмотрительно на зиму снимают скульптуру «Девочка-грибница» - промокшая девчушка с грибным лукошком стоит в струях фонтана и выжимает подол своей юбки. Забавная история сопровождает эту скульптуру: в XIX веке ее создал скульптор Ф.Каменский (будете на экскурсии, вам расскажут две версии легенды создания этого образа). Гипсовая скульптура была выставлена на выставке Передвижников в Санкт-Петербурге, а позднее скульптуру отлили из каслинского чугуна, в этом виде она стояла в усадьбе Золино; во время революции мятежники сбросили ее в пруд, а в 1935м «девчушку» нашли и установили в центре города у Торговых рядов. Но и там ее украли и попытались сдать в металлолом… после всех перипетий было принято решение создать копию скульптуры, которая и устанавливается теперь на фонтан в летний период. Оригинал поселился в Клинском историческом музее.
Сегодня можно стать свидетелем эпохального события - на Советской (ранее Долгоруковской) площади началось восстановление Свято-Троицкого собора, в проектировании которого принимал участие О.И.Бове, и чья судьба тоже незавидна: после революции были снесены купола и собор превратился в столовую, чуть позже - в Дом культуры. Пострадал и Воскресенский храм, заложенный при Петре I (входит в единый архитектурный комплекс с собором). Относительно нетронутой сохранилась только колокольня XVIII века, хотя и в ней долгое время находилась водонапорная башня.
Погуляв по городу, отправляемся в мемориальный музыкальный Музей-заповедник П.И.Чайковского. Экскурсоводы здесь потрясающие, они с огромной любовью рассказывают о жизни, творчестве и окружении великого композитора; о том, как трепетно он любил Россию.
В Клину находится дом, в котором жил и творил композитор, возвращаясь из длительных мировых турне. Здесь он провел последние годы своей жизни, наслаждаясь тишиной и покоем. У великого композитора не было своего дома ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге: он большую часть своей жизни жил в съемных квартирах, отелях и очень любил подолгу бывать в имении своей сестры Александры в Каменке. Будучи в Клину, непременно стоит доехать в Демьяново, Майданов и Фроловское - близлежащие усадьбы, где Чайковский тоже жил или гостил недолгое время в разные периоды. Каждая из усадеб хранит моменты написания композитором его великих произведений. В Майданово был написан балет «Щелкунчик», оперы «Иоланта» и «Черевички». В усадьбе Фроловское была написана Пятая симфония и балет «Спящая красавица», увертюра-фантазия «Гамлет». Вот в этот период и решает композитор приобрести в Клину уже свое имение: «Я к Клину сам не знаю, как ужасно привязался», говорит Петр Ильич. «Рай небесный» - это уже про Фроловское. На экскурсии не говорят, но я полагаю, что пришло такое решение к нему после смерти любимой сестры Александры.
О работоспособности Чайковского ходят легенды. Местные жители помнили, как странный барин вставал очень рано, обязательно гулял несколько верст (именно в эти моменты его посещала Муза), возвращался и записывал ноты, придерживаясь строгого распорядка дня. Удивительно, но до самой смерти Чайковского, местные жители даже не догадывались о величии своего соседа - для них он был одиноким, но очень добрым барином. Меж тем в соседней усадьбе Демьяново у В.И.Танеева собирался весь цвет научной и творческой российской интеллигенции.
Весь комплекс насчитывает более двухсот тысяч экспонатов, принадлежавших Петру Ильичу: две библиотеки - иностранная и русская классическая; дневники и письма композитора, рукописи произведений; картины, подаренные Чайковскому учениками и поклонниками его таланта; личные вещи и предметы быта композитора - все оригинальное, за исключением некоторого обветшавшего текстиля. Невероятно интересно рассматривать коллекцию фотографий современников Петра Ильича. Все это бережно сохранено младшим братом композитора Модестом Ильичем Чайковским и племянником Владимиром Давыдовым, ставшим наследником авторских прав Чайковского.
Музей пережил несколько сложных периодов, а самым трагическим стал период фашистской оккупации - в его стенах оккупанты сделали казарму, а первый этаж превратили в гараж для мотоциклов. К счастью, племянник композитора Ю.Л.Давыдов и работники музея успели вывезти все экспонаты в Воткинск, в родовое поместье Чайковских.
Покидая Клин, возникло устойчивое желание приехать сюда летом: насладиться красотой местной природы, зайти в Успенскую церковь, посетить Музей елочной игрушки, Дом-музей писателя А.Гайдара, усадьбу Боблово и познакомиться с жизнью Д.И.Менделеева, оттуда заехать в Шахматово, на дачу А.Блока. Чудесно, если получится попасть сюда на Международный фестиваль искусств П.И.Чайковского, побродить по утопающей в зелени, цветах и чарующих звуках мелодий усадьбе. Однако, концерты и различные музыкальные мероприятия можно посещать круглый год - в концертном зале Музеязаповедника очень насыщенный репертуар.
Из Клина переезжаем в Тверскую область, на знаменитый Конаковский сыродельный завод. История создания этого завода тесно связана с именем старшего брата художника В.Верещагина, Николаем Васильевичем Верещагиным - в конце XIX века он научил крестьян профессионально варить сыры и открыл первую в России школу сыроварения. А подвалы Конаковского завода были построены столетие назад учениками Н.В.Верещагина.
Я люблю сыр, каждую страну во время путешествий оцениваю для себя в том числе и по умению создавать разнообразные интересные сыры. После подробной экскурсии по заводу, гостей приглашают на обязательную дегустацию местных сыров. Здесь нас встретила и любезно рассказала о непростой судьбе завода генеральный директор Людмила Сергеевна Володина. И надо сказать, что не зря она самоотверженно боролась за сохранение производства - сыры достойные: 11 сортов, оригинальность форм, консервации и подачи вызывают гордость за отечественное сыроварение. К тому же, молоко для своих сыров Л.С.Володина закупает исключительно с фермы, расположенной на территории государственного заповедника «Завидово» - признанного одним из самых экологически чистых районов России. На экскурсии нам показали строящуюся установку для производства сливочного масла. Обещают очень вкусный и качественный продукт. Ждем!
После дегустации мы сходили в небольшой музей - одна комната, в которой восстановлен интерьер старорусской избы и собраны бытовые маслобойки из разных российских регионов. Я нашла точную копию той, что была у моей бабушки в Сибири, и я сама в детстве взбивала в такой масло. Уехать с завода без сыра было просто невозможно, покупали с радостью. И теперь за каждой утренней трапезой я воздаю благодарность создателям верещагинских сыров.
Обед группы проходил в очень оригинальном месте, ресторане «Домокафе» - это кухня в музее. Все стены заведения украшает продукция разных лет Конаковского фаянсового завода. Завод - одно из старейших фарфоро-фаянсовых предприятий России, основанный Ф.Бриннером в 1809 году в селе Кузнецово.
В свое время, продукция завода была очень известна - фарфор, фаянс и майолика активно экспортировалась за рубеж. Кузнецовский фарфор стал знаком качества. Предметы на историческую тематику хранятся в Государственной Третьяковской Галерее. Тематические серии завода отразили в фарфоре все знаковые события страны советского периода. В середине прошлого столетия качество Кузнецовского фарфора было высоко оценено на Всемирных выставках: золотая медаль на выставке керамики в Праге, и серебро - в Брюсселе. Жаль, но сегодня завод заброшен (он был признан банкротом), на базе заводской художественной лаборатории работает компания «Конаковский фаянс». Спасибо ребятам, они бережно сохраняют традиции, проводят мастер-классы и не позволяют ценному ремеслу уйти в забвение.
Есть надежда, что со временем завод будет восстановлен и Кузнецовский фарфор вернется на отечественный рынок - он того заслуживает! В Москву возвращались на подъеме - несмотря на очень насыщенную экскурсионную программу, усталости совсем не ощущалось. Традиционно для нашего землячества, путь домой сопровождался коллективным пением. Темы песен задавал Валерий Николаевич Хайрюзов, а мы всем автобусом подхватывали. В благодарность за чудесные истории, предложили Анастасии вступить в дружный коллектив московских сибиряков. Обещала подумать ).
Елена Шевченко